Братчики -более подробно В 1845 году в Киеве была
Цель- национальное освобождение Украины: ликвидация крепостного права, в состав намечавшейся всеславянской республики должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, а исполнительная президенту.
Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, созвучно с евангельскими заповедями любви, кроткости и терпения.
Организация была названа по имени славянских просветителей Кирилла и Мефодия, а знаком братства стал перстень с надписью "Св. Кирилл и Мефодий, январь 1846".
По данным следствия, общее количество "братчиков" насчитывало всего 12 - 13 человек. Кирилло-Мефодиевское общество существовало до марта 1847 года.
В своих уставных документах "братчики" рассматривали славян как единый народ, но отводили украинскому обществу ключевую роль в создании славянской конфедерации. Создатели общества - Костомаров, Белозерский, Гулак и Кулиш считали, что верховенство Украины обусловлено ее опытом "казацкой республики".
Подобная всеславянская конфедерация мыслилась не монархической, а республиканской. Про царя говорили, что он "хочь який буде розумний, а як стане самодержавно панувати, то одурие"-любой самый разумный,как царём станет-с ума сойдёт.
"Братчики" были уверены в том, что отмена крепостничества и свержение самодержавия могут случиться только в результате народного восстания, которое уже не за горами. Правда, не все члены тайного общества придерживались таких идей. Так, студент Андрузский опубликовал документ "Очерки Конституции Республики" - модель федеративной славянской республики, которая должна была соединить в себе опыт Северо-Американских Соединенных Штатов и традиций Российской империи.
Будучи уже в ссылке, в Петрозаводске, он пришел к выводу: "Чтобы построить сильную Украину, необходимо разорить Россию, а она укреплялась веками".
А вот взгляды Костомарова, Кулиша, Марковича относились в основном к агитационной, просветительской деятельности.
В марте 1847 года по доносу студента Киевского университета Петрова деятельность братства была разоблачена. После того как донос попал в Третье отделение, поступил приказ арестовать Гулака, затем Марковича, Кулиша и Белозерского. Но ничего крамольного не нашли.
Здесь сотрудники Третьего отделения обратили внимание на содержание стихов Тараса Шевченко, особенно на "Сон" - "У всякого своя доля..." (написанное в январе 1844 года в Петербурге на мове откровенно русофобское стихотворение, клеймящее "москалей", угнетающих несчастную Украину и "поганого москальского царя").
Следствие продолжалось с 18 марта по 30 мая 1847 года в Петербурге.
В результате тяжелее всех наказали именно Шевченко, который распространял карикатуры на царя, его жену, постоянно их высмеивал. За это украинского поэта отдали в солдаты Отдельного Оренбургского корпуса на 10 лет без права писать и рисовать
.
На 3 года посадили Гулака, Костомаров получил 1 год, Навроцкий - 6 месяцев заключения.
Власти решили не обострять обстановку жестокими репрессиями и - как верно было замечено в записке Третьего отделения, "строгие меры сделают для них еще дороже запрещенные мысли и могут малороссиян, доселе покорных, поставить в то раздраженное против нашего правительства положение, в котором находится, особенно после мятежа, Царство Польское".
Уже давно в соцсетях ходит стихотворение, приписываемое "кобзарю".
"Хохол останется хохлом,
Хоть ты пусти его в Европу.
Где надо действовать умом,
Он напрягает только жопу.
И потому-то на Руси
Завещано аж Мономахом:
"Связаться Боже упаси!
С тремя - жидом, хохлом и ляхом".
Коварен жид, хотя и слеп;
Кичливый лях - похуже пляди,
Хохол же съест с тобою хлеб
И тут же в суп тебе нагадит".
Свидетельство о публикации №120102409670