Конкурс 35 Лепестки сакуры Вторичность в хайку
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого.
В прошлый раз мы работали над звучанием, пытаясь увидеть красоту в подражании японскому языку. В японском языке есть ещё одна особенность - это разночтения из-за наличия достаточного количества омонимов.
Вспомним, что такое омонимы:
Омо;нимы (от греч. «одинаковый» и - «имя») — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем.
В русском языке их меньше, но они есть. Посмотрите, как играют ими по смыслу авторы в следующих хайку (просьба, не рассматривать сии примеры, как идеал, а лишь как иллюстрации авторских поисков в этом направлении):
вино октября
под тёплым дождём
побродить, настояться...
/Тэнгу/
Паром отходит
Рвётся душа на ветру…
Прощай и не плачь.
/ О'Санчес/
ветер в грядках
прихватил на живую нитку
пару капустниц
/Алексей Грохотов/
раннее утро…
прислушиваюсь
ко второму дыханию
/Константин Микитюк/
темнеет
в твоих глазах зажигаются
первые огоньки
/Михаил Бару/
рождественский дождь
сел в лужу
снеговик
/Ореховая Соня/
Стоит заметить, что здесь возникают нежелательные ловушки - олицетворение и метафоры.
Но, если иметь в виду вторичность прочтения, то это только может обогатить восприятие.
Следует отметить "культурность" Хайку, ее вторичность по отношению к первичным образам - природа, мир, люди - хотя слова для их обозначения выбираются те же. Создается своего рода рефлексия на уже оформившуюся культурную среду, в частности, нередки, видимо, случаи, когда стихотворение-Хайку - не результат непосредственного восприятия картины природы, а поэтическое "воспоминание", до тонкостей воспроизводящее реальный мир.
Итак, при первичном чтении, как есть, желательно, чтобы метафор и олицетворений не было, а вот при внимательном распознавании вторичных образов они даже будут желательны. И в этом могут помочь омонимы. Но не обязательно... Омонимы - это один из способов выстраивании вторичных образов. И ещё... не забываем, что мы имеем дело с пейзажной лирикой, а значит, с поэзией. Наша цель не создание каламбуров, а стремление к глубине и разночтению представленных на первый взгляд образов!
Кстати, сравнение хайку в живописи тоже уместно вспомнить. Ведь глядя на одну и ту же картину у разных людей могут возникать разные ассоциации. А иногда кто-то сумеет увидеть даже больше, что имел в виду сам художник! И такое бывает... Тем более есть разные стили, располагающие к разночтению.
================
Итак, дорогие друзья, учитывая такую особенность возможных разночтений (в частности с помощью омонимов) давайте поработаем над выстраиванием вторичных образов в русском тексте хайку, но очень осторожно! Использование омонимов в тексте хайку предпочтительно, но не обязательно. Желаем всем успехов в этом направлении!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса «ВТОРИЧНОСТЬ В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться КАК АВТОРУ УДАЛОСЬ ВЫСТРОИТЬ ВТОРИЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ХАЙКУ, НАСКОЛЬКО ТОНКО И УДАЧНО БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ОМОНИМЫ ИЛИ ДРУГИЕ СРЕДСТВА, НАЙДЕННЫЕ АВТОРОМ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда, и даже их количество. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать!
Для настроения рекомендуется тема «Шуршание листвы», но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
ignattur@gmail.com
Внимание! Личные сообщения временно (надеюсь) не работают! В крайнем случае можно прислать в Маллар Ме.
Но обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 10 НОЯБРЯ 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 26 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №120102409560