Как надо
Когда я помогаю людям составлять речь, мне приходится буквально залезать в их мысли и чувства. Выяснять цели, выделять главное, структурировать логично, добавлять эмоциональность так, чтобы этой речью они достигли желаемого.
А еще нередко впускаться в длинные споры. При этом снижая градус эмоций у собеседников. Тратя на это лишнее время в ущерб главной задаче.
Не видя всей картины речи, которую я уже выстроила у себя в голове на основе полученной разрозненной информации или по ходу выстраиваю, людям сложно сразу согласиться с моими предложениями. У них нет моей глубины знаний. У них иной опыт подготовки, сформировавшиеся привычки. Нередко, особенно при первых или редких обращениях ко мне, недостаточно веры в мои таланты.
Поэтому часто для экономии времени и энергии людей, которые ко мне обратились за помощью, я незаметно подвожу их к правильному решению. Чередой вопросов.
Это позволяет им самим быстро прийти к этому решению. Это позволяет им обойти своё собственное сопротивление без лишних эмоций.
Недавно с учеником готовили речь. Уже не в первый раз. Так вот на очередной цепочке вопросов ученик с ноткой тоски в голосе спросил: "Таня, а можешь просто сказать, как надо?".
Я заулыбалась. Выразила сомнение, что если я просто скажу как надо, он будет возражать, что уже тоже было не в первый раз. И вот он возразил, но уже только этому моему высказыванию. Уверил, что не будет сопротивляться. И, действительно, сразу принял моё решение. И мы справились еще быстрее.
Вот бы здорово было, если бы всегда так. Но всегда так не бывает. Это знает любой преподаватель, любой человек, дающий рекомендации.
Сказать, как надо, это далеко не всё. Нужно еще так сказать, чтобы этой рекомендации последовали. Даже несмотря на то, что это рекомендация дана для их же пользы. И это бесконечный поиск пути. И для каждого ученика — свой.
21 октября 2020
Свидетельство о публикации №120102309409