36. Тетради - отклики
Как только мы уяснили эти желания, мы их потенциально победили, если при контакте с этой истиной не ослабим внимания".
С. Вейль. Тетради.
Наши желания изнашиваются также, как одежда и обувь. Какие-то исполняются, какие-то изнашиваются, какие-то продолжают ждать (желать). Изнашиваемые желания изнашиваются по недостатку энергии, способной перехлестнуть их через край обстоятельств (исполнить). Энергия сопротивления оказывается больше и желанию приходится сдаться, но такие структуры как желания не могут умереть сразу же (хотя подобное тоже бывает, если мы не слепы, чтобы мгновенно оценить их несбыточность), но когда желания остаются в слепом неведении, они не умирают сразу же, а постепенно тухнут. Это свидетельствует о том, что они не могут осознать свою смерть. Энергия постепенно уходит из неисполняющегося желания и если не возобновляется по счастливой случайности или по экстазу возрождённого обмана (воображения), то медленно, но верно сходит на нет. Это не означает, что умершее желание не может снова подать свой голос. В человеке всё подвижно, всё мобильно, и то, что он переживает "внутри" - тем более. Поэтому, это не говорит, что тут "твёрдый крест" - навсегда, навеки, без новой возможности. Желания вообще, как таковые летучи, но некоторые из них навязчивы, а некоторые глубинны, то есть и те, и те - длительны.
Мы привыкли желания исполнять или подавлять. Подавление наших желаний также с успехом осуществляет наша действительность. Однако порой мы трудимся даже больше неё - например, над какими-то недопустимыми, запретными, так называемыми "неправильными" желаниями.
Симона же предлагает, во-первых, использовать ещё один метод - естественный - изнашивать. Можно не подавлять, тем более, что это с огромным трудом даётся, а в благодати изнашивать. Почему в благодати? Потому что тогда энергия перенаправляется в нужное русло. А без благодати она рассеивается и безвозвратно теряется(недаром неисполненные желания нас угнетают).
Выходит, что изнашивать "со знанием дела" организму выгодней, чем подавлять или изнашивать слепо. Подавление сначала "прессует энергию" и при неаккуратном подавлении часто бывают взрывы (интенсивность сжатой энергии возрастает, но её хватает только на "бах-бабах", а на исполнение всё равно не хватает), а затем подавление переводит желание на колею затухания-исчезновения (иногда вытеснения по Фрейду). Здесь следует отметить, что Фрейд и психоанализ рассмотрели один лишь случай неисполненного желания - вытеснение. Вытеснение осуществляет перевод открыто осознаваемого желания в регистр "остро неосознанного" или обманного. Тот, у кого нет силы, пробует достичь своей цели хитростью. Вытесненное желание "хитрит", она играет с нами в игру под названием пряталки - а вот сюда загляну и вот сюда загляну, но тебя не найду( но я же знаю, что ты где-то здесь, чувствую). Вытесненное желание никогда не исполняется, это желание без возможности, желание - резерв. Но и у затухающего желания нет истинной возможности, чем же оно отличается от вытесненного? По принципу происходящего, кажется, почти ничем - изнашиваемое желание тоже вытесняется со своего "энергийного места" - в пустоту или в другое место. Но вытесненное желание - особая разновидность или модификация желания потухшего, а именно такая, что процесс его исчезновения не был завершён - желание не ушло в пустоту или не перешло нормально в иное место. вытесненное желание это такое желание, которое законсервировалось в своём исчезновении.
Знаю, что психоанализ нам расскажет иное. И знаю, что именно поэтому, он в огромной мере глуп - даже на своём психоаналитическом поприще, не на философском. Психоаналитики раскапывают вытесненные желания в надежде, что теперь человек сможет от них освободиться или как следует исполнить их. Но с чего бы теперь он мог их исполнить? Если не мог исполнить и в то время, когда желание не было ещё вытесненным. И с чего бы он с рождённым во второй раз вытесненным желанием не передвинул просто "барабан револьвера" и не вытеснил следующее, да даже собственно и это ещё раз? Где гарантии, что труд психоаналитика не напрасный труд, не Сизифов труд?
Может быть, нам бы стоило не гоняться за "вытесненными" желаниями, а направить свой психоаналитический метод в другую сторону? Потому что - а что как это вытеснение не просто защитная реакция или самообман организма, но и необходимая компенсация низкоэнергетического существа? Может быть стоило бы спросить: почему у пациента к вам приходящего столь низкая энергетика, что он не в состоянии исполнять свои же желания? Ведь не случайно же он их вытесняет и вытесняет. С обманом в человеческой душе не всё так просто как нам кажется. Порой человеческий обман - последний рубеж перед катастрофическим обвалом. А психоаналитики - добродетели тянут бойца-новобранца на самый горячий фронт, в гущу борьбы. Я понимаю, что это сейчас крайне модно - пройти психоанализ. Ощутить "облегчение", "разоблачить обман", "осознать правду", но только так ли это в отношении всего желающего нашего существа? Или про это цельное желающее существо попросту забыли?
В каком-то смысле вытесненное желание - такой же механизм "цельно-желающего" существа, как и все остальные. Может быть я не хочу, чтобы моё глубинное желание исчезало, но и исполнить его не могу - тогда, если я его оставлю на свету, оно - износится и исчезнет; но если я его "спрячу", прикрою каким-то другим желанием, менее существенным, которое вместо него будет изнашиваться или исполняться, то я его сохраню. Может быть это и есть моё ПОДЛИННОЕ ЖЕЛАНИЕ - сохранить это вытесненное желание??? Сохранить до поры, до времени когда смогу...
Но может быть и в этом я не отдаю себе отчёта и глупо иду к психоаналитику и он мне "помогает" - и вот, уже никакого сохранения нет. Все друг другу помогли и только одни наши желания и одни наши механизмы остались без должного доверия к ним.
Свидетельство о публикации №120102304795