Михаил Черниговский
Порчу отведут от хана, сглаз,
Огненные языки святые,
Не всегда надежда на намаз.
Сквозь огни – проверенное средство,
Сила чар спадёт, не сделав зла,
Михаилу явно неуместна
Эта церемония была.
Он прошёл сквозь языки Сарая,
Но не преклонил своих колен,
Христианский подвиг совершая
У сырцовых басурманских стен.
В Новгороде, Киеве он княжил,
В православной вере видя крепь.
В ставке у Батыя смерть лишь нажил,
Мстительна и суеверна степь.
Сколько же в молитвенном поклоне
Отдавали Чингисхану честь?
В княжества их возвращали кони…
Летописи не доносят весть.
Михаил Всеволодович Черниговский (1179 – 1246). Князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1223-1246), Галицкий (1235-1239), Великий князь Киевский (1238-1239, 1241-1243).
Причислен к лику святых в 1547 г. Находясь в ставке Батыя не исполнил до конца требование, состоящее из прохождения сквозь двух огней и молитвенного преклонения перед образом Чингисхана (в русских летописях - поклонение идолам). Огонь у татар считался очистительным средством. Боясь колдовства и порчи, они всех, приближающихся к хану, чтобы отнять способность околдовать его, проводили сквозь двух огней. Князь исполнил требование о прохождении сквозь огонь, но молитвенного преклонения перед образом Чингисхана не выполнил.
«Родина» 1997 г. № 3-4 с.83
Картина В.С.Смирнова "Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя" 1883.
Свидетельство о публикации №120102302959