Якопо даль Понте Бассано... Забытые имена
Якопо Бассано художник от Бога,
Натуралист, портретист.
Страстный поклонник природы,
И превосходный колорист.
Светом и тенью играет,
Словно мячами жонглёр.
И полотно излучает,
Жизни таинственный флёр!
Венецианцы, и среди них на первых местах - Тициан, Кампаньола и Мельдола, являются родоначальниками "героического" или "исторического" пейзажа. Но и "буколическая" пейзажная живопись, давшая столько прекрасного в течение последних трех столетий, освятившая все простое, "домашнее" в природе, сблизившая ее более интимно с человеком, также имеет своим основателем художника венецианской школы, а именно - Якопо да Понте, более известного под именем своего родного города Бассано, в котором он и провел большую часть своей жизни.
Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое влияние на формирование личности будущего художника. Недаром впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность.
Бассано - большой, далеко ещё не оцененный по заслугам художник. Его репутации вредит то обстоятельство, что бесчисленные плохие копии и произведения его подражателей значатся под его именем. Кроме того, надо принять во внимание, что не только сам Якопо, проживший до восьмидесяти двух лет, неустанно работал до самой смерти, но что плодовиты были и дети его, талантливые художники, шедшие по стопам отца, а традиции мастерской да Понте не прекращались в Бассано сто лет после смерти ее основателя. Получилось перепроизводство, какое-то фабрично-трафаретное повторение одних и тех же мотивов и приемов23. "Мода на Бассано" породила шаблон, а шаблон привел к ремесленности и упадку. Но, разумеется, эти печальные обстоятельства не могут изменить прекрасную суть искусства самого Якопо и умалить ту роль, которую ему дано было сыграть в истории европейской живописи.
Якопо даль Понте родился около 1510 года в коммуне Бассано-дель-Граппа в Венецианской республике. Единственный сын художника Франческо даль Понте (известен как Франческо Бассано Старший) и Лючии, урождённой Пиццардини. Начальное художественное образование получил в мастерской отца, где участвовал в работе над заказами в течение пяти лет и стал продолжателем семейной традиции. Известно, что им были написаны голова и плат Богоматери в картине Франческо Бассано «Рождество» (1525). В 1535 году приехал в Венецию, где продолжил художественное образование в мастерской Бонифачо де Питти, прозванного Веронезе.
В его ранних работах прослеживается влияние маньеризма через удлинённые пропорции тел и яркий контрастный колорит. К 1540 году Якопо приобретает собственный стиль, базирующийся на реализме изображения людей и животных, насыщенный колоритом и контрастной игрой светотени. Его работы вдохновлены повседневностью жизни сельского города и красотой природы.
Трактуя библейские сюжеты сценами повседневной жизни, делал героями картин типажных соотечественников и животных. Для его работ характерны обстоятельность и многословие, в сочетании с эмоциональным напряжением. Своими произведениями внёс большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи.
Почти всю жизнь Якопо работал в Бассано-дель-Граппа, тем не менее всегда следил за событиями в мире искусства. Ценил портретную живопись Лоренцо Лотто .
Бассано, великий поклонник природы, представляет не только "романтическую" сторону красочности и освещения. В ряде картин он является и "пленэристом". "Золоту" Тициана и Джорджоне он противопоставляет серебристость, знакомую уже нам из картин Лотто. Как будто от него уже этот принцип переходит затем к Веронезе, к Тинторетто, к Мельдоле (больше серебра, нежели золота, например, в берлинском пейзаже с "Марсием"), к старику Тициану и дальше - к Эль Греко, к Веласкесу, к Терборху, к Вермееру, к бесчисленным голландцам, а от них, в прямой последовательности, к англичанам, к барбизонцам, к импрессионистам. У Бассано голубое небо покрывается серыми тучами, серебром начинают отливать деревья, скалы, дома. В этом явлении можно видеть какую-то замену "культа праздника" "культом серых будней", в которых для утонченного глаза и ума часто больше прелести, нежели в блеске богатства и в вихре развлечений.
В его картинах используется четкая и контрастная светотень, но нет такого драматизма и резкости, как в полотнах Караваджо и его школы. Ещё одно отличие творчества мастера – это многоцветие, использование множества достаточно ярких и сочных красок. Благодаря таким творческим приемам картины выглядят очень эффектно, празднично и отлично запоминаются. Производит впечатление и вдумчивая проработка мелких деталей. По его работам можно в буквальном смысле слова изучать жизнь и быт людей тогдашнего временного периода.
Многофигурные картины Бассано отличаются добротной композицией, которая зачастую составлена из многочисленных фигур в сложных позах, в ярких нарядах с драпировками и множеством подробностей. Ярким примером может служить ранняя картина «Ужин в Эммаусе», где применены очень сочные и выразительные краски, а скатерть или ковёр, которой застелен стол под белым полотном, выглядит настолько реально, что её буквально можно пощупать.
История, воплощённая на картине такова: на третий день после мученической казни Иисуса двое его учеников встречают странника. Путешествующие из Иерусалима в Эммаус ученики рассказывают страннику о распятии и приглашают того к ужину. И только преломив хлеб, двое героев узнают в страннике воскресшего Христа. Сын Божий благословив трапезничавших, тут же стал для них невидим. Кульминационный момент, когда ученики узнают распятого Христа, чудесным образом воскресшего, и изображает нам живописец Бассано.
Сохранилось довольно много работ художника, находящихся в разных музеях мира, в том числе и в Галерее Боргезе в Риме, в собрании лучших полотен итальянских и других европейских мастеров.
Почти всю свою жизнь художник провёл в родном городе, где и скончался в 1592 году. Его работу в семейной мастерской продолжили четыре сына, тоже ставшие достаточно известными и успешными художниками.
@
Свидетельство о публикации №120102102748
Отзыв: положительный
Благодарю, Алексей, за познавательную прозаическую миниатюру!!!
С уважением, Иван.
Алексей Гончаров2 23.10.2020 10:44 Заявить о нарушении