Мысли вслух 1061
2.1. Мир Четырёх Владык.
Следующие три мира долгое время в моём восприятии смешивались в нечто единое, поскольку я и не задумывался слишком об этом. Однако не так давно, благодаря помощи М.М.Александрова, я, тщательно рассмотрев этот опыт, понял, что это – три совсем разных мира. Первый из них больше всего напоминает буддийскую Чатурмахараджику, Мир Четырёх Владык.
По субъективным ощущениям этот мир «выше» нашего. То есть, чтобы его достигнуть, нужно некоторым образом «подняться» в сновидении над нашим миром, преодолеть своего рода барьер, который часто оформляется нашим умом в форму банального потолка и после этого, через какое-то время полёта, требующего всё больше усилий, словно Земля начинает притягивать тебя всё сильнее, вдруг выныриваешь в этом мире.
Первое, что бросается в глаза — свет здесь не слепит, хоть и вполне ярок. Краски как бы слегка пастельные, а очертания предметов не чётки. Но не так, как бывает при миопии, а иначе. Кажется, что каждый предмет здесь больше, чем просто предмет. Сквожение иных миров здесь настолько отчётливо, что придаёт окружающим предметам некий оттенок эфемерности или скорее - многослойности. Каждый камень здесь не просто камень, а Камень, и река не просто река - а Река.
Более всего по ощущению (но не по форме) картины Мира Четырёх Владык напоминают наши ландшафты ясным днём в начале мая или ранним погожим летним утром. Но в Мире Четырёх Владык всё просто-таки состоит из той благодати, свежести и лёгкости, которые у нас в такие моменты лишь угадываются и, собственно, делают их столь чудесными.
Вода в Мире Четырёх Владык - живая. Это трудно описать, но когда там смотришь на воду, то чётко знаешь, что и она смотрит на тебя и знает о тебе. Ещё - ощущение лёгкости воды. Она не жидкая и не мокрая, а словно бы - сгустившаяся энергия светящегося стального оттенка. На закате или восходе она приобретает оттенок более золотистый, в другие моменты можно уловить зеленовато-голубой или чисто-голубой или же бирюзовый. Третье - Река там чётко ощущается как Великий Поток, идущий сквозь миры и слои, связывающих миллионы времён и судеб, Поток, в который можно уйти навсегда. Индийская традиция обожествления Ганга становится совершенно понятной.
Как уже говорилось, этот мир почти не отделён от миров стихиалей.
Море в Мире Четырёх Владык живое, интенсивно-синее, будто состоящее из лазурного свечения. Его я видел только один раз. Помню, что в том месте ещё возвышались из моря блестящие абсолютно чёрные скалы, похожие на базальтовые столбы высотой около пятнадцати метров над водой. Были они словно не из этого мира...
Тут и там этот мир несёт следы неких катаклизмов, выглядящих словно затянувшиеся раны или следы термоядерных взрывов. Причину их я понял позже. Расскажу сначала об обитателях этого мира.
Он густо населён, причём рас — множество. Из тех, что мне удалось зафиксировать — это:
1) Обитатели вод, подобные русалкам или, может быть, нагам буддийских мифов.
2) Небольшие существа, похожие на гномов или хоббитов.
3) Небольшие летающие существа, похожие на классических эльфов.
4) Мощные существа, подобные богам. Все остальные существа здесь им подчиняются. Они великолепны, благи.
5) Существа, больше всего напоминающие толкиеновских вышних эльфов. Это — основная воинская сила здесь. А война идёт непрерывно.
Понять суть этой войны мне помог буддийский миф о войне дэвов и асуров. Где-то «ниже» Мира Четырёх Владык и как бы «сбоку», «выше» и «ниже» по отношению к нашему слою, расположены миры асуров – могучих существ, главными характеристиками которых является склонность к гневу, гордости, воинственности и хвастовству, их интересует власть и самовоздвижение (хотя назвать их демонами, то есть существами, живущими хищничеством или паразитизмом, было бы не правильно).
Так или иначе, асуры находятся в состоянии войны с обитателями нескольких миров, обитаемых дэвами, к которым относятся, например, и все обитатели Мира Четырёх Владык. Подробнее об этой войне я попытался рассказать в книге «Дзэн-христианство», в главах 5 и 6, так что заинтересованных читателей отсылаю туда.
Именно эта война и наложила отпечаток на Мир Четырёх Владык. «Вышние Эльфы» убеждены, что сражаются за правое дело, асуры — тоже. Так всё и продолжается.
Вообще, Дэвалока, то есть совокупность райских миров, обитаемых богами-дэвами, весьма обширна. Кроме асурических миров также есть ады, о которых уже упоминалось. Ады обитаемы настоящими демонами и теми существами, которым довелось пасть их жертвой, а точнее — жертвой собственной слабости, алчности, ненависти, гордости или недальновидности. И кроме того, есть несколько «параллельных» миров, имеющих сходные характеристики с нашим. Об одном из них будет ещё речь ниже.
Но кроме дэвов, асуров, людей, животных-растений, демонов и узников ада есть ещё одна категория существ, названная в буддизме арьями. Так же их привык называть и я. Это существа, идущие путём познания и любви, за пределы колеса рождения и смерти. Они не участвуют в войнах, не пытаются никем управлять, не имеют родных миров. В уже существующих мирах они создают анклавы для целей помощи местным обитателям, а также, для той же цели, создают Чистые Земли, о которых речь будет идти ниже. Есть в Дэвалоке миры, полностью приспособленные и трансформированные под деятельность арьев.
Присутствуют арьи и в Мире Четырёх Владык. Но их особенность такова, что почти никто из местных жителей их словно бы не замечает. Тихо сидят они на берегах рек или на склонах гор, лёгких, словно бы прозрачных. Тихо проходят они куда-то. Совершают некие совместные действия. Их деятельность направлена только на постижение сути бытия, на уменьшение страдания всех живых существ и на помощь им в пути познания и любви. Позже я ещё расскажу о них.
2.2. Олирна.
Как уже говорилось, долгое время я отождествлял с Олирной сразу три мира: Мир Четырёх Владык, тот мир, о котором сейчас пойдёт речь, и одну из чистых земель. Однако, после более подробного анализа, проведённого с помощью М.М.Александрова, я дифференцировал эти три мира и чуть позже убедился в правильности выводов.
Итак, Олирной Даниил Андреев назвал мир, ближайший к Энрофу, т.е. к физическому миру. По сути это то, что некоторые называют сейчас «параллельными мирами», а в буддийской мифологии называли, кажется, Континентами. Андреев писал, что в Олирну он попал после предыдущей смерти и встретил там своих ранее умерших родственников. Однако, я таких сведений не имею. Опишу лишь то, что видел сам.
Это — настоящая земля без скорби. Тут не бывает катаклизмов, нет болезней и старости, растения дают изобильный урожай, достаточный для жизни, вода в ручьях и реках чиста и вкусна. Воздух всегда свеж, не бывает холода и жары. Краски насыщены, очертания чётки. Даже пыли, кажется, нет там. Природа очень красива, деревья царственны, цветы идеальны. Животных я не видел совсем. Никаких.
Живут там счастливые и беззаботные люди, относящиеся друг к другу с братской любовью. Живут они в светлых домах, все вместе, но вообще говоря, проводят в жилище довольно мало времени. Я видел мужчин и женщин, все примерно одного возраста, лет тридцати-тридцати пяти на вид. Одеты в простые одежды типа арабских гандур.
Проявления более «высоких» миров, обитаемых богами, здесь сильно упрощено и является скорее обычным делом.
Обитатели этого мира просто живут и, будучи очень чистыми, добрыми и светлыми людьми, не стремятся ни к чему. Им и так хорошо в этом их мире. Когда приходит срок уходить — а живут они, кажется, в несколько раз дольше нас — они просто ложатся в уединённом месте и тихо истаивают. Другие словно бы этого не замечают или не хотят замечать.
Есть там и арья. Они пребывают в анклавах и местные жители, опять же, почти не замечают их. А арья заняты работой. Насколько я понял — это своего рода рейды в ближайшие ады с целью извлечения оттуда страдальцев. Эти страдальцы оказываются в повреждённом состоянии и больше всего напоминают кататоников или паралитиков. Арья ухаживают за ними, но как правило, спасённые не задерживаются надолго и истаивают. Однако, даже этот короткий период приносит в их существо отпечаток любви, зерно, которое с неизбежностью прорастает в дальнейшем. Как я понял, после истаивания, страдальцы рождаются на одном из Континентов в виде человека.
В тех рейдах арьи рискуют, поскольку по сути выхватывают у демонов пищу прямо изо рта. Иногда в этих рейдах они претерпевают от демонов удары и, бывает, даже попадают в плен. Но арья удержать трудно.
Кроме того, арья ведут работы по устройству своего рода убежищ для узников адов, в которых те могли бы укрыться от демонов и, возможно, совсем покинуть ад. Взращивание таких укрытий требует огромных усилий и поддержки «сверху». Такая структура часто пронизывает несколько слоёв и в нашем мире выражается часто в виде храма (не любого) или в виде Королевского Дерева. Уничтожение того или другого в нашем мире наносит урон всей системе.
Ещё одна картина, кажется, тоже из этого мира: Чёткие формы, яркие краски, горы, равнины, покрытые травами, спокойные реки, белокаменный величественный город на высоком холме, почти горе. Похож чем-то на толкиновский Осгилиат. В городе, кажется, и не живут вовсе - там практически одни храмы, чем-то напоминающие мечети: купола, что-то похожее на минареты. Люди в свободных белых одеждах ходят, сидят на ступенях, словно бы постоянно пребывая в молитве. Богослужения идут, похожие на наши, среднее между исламскими совместными молитвами в мечетях, и христианскими литургиями. Но нет никакого богатого убранства, всё вроде бы простое и белое, но кажется, что это какая-то особенная, святая и древняя белизна. Всё очень отчётливо. Ещё там было озеро. Этот холм с городом стоял на берегу довольно большого озера размером километров 5-10.
2.3. Файр.
Называю этот мир так, потому что он чем-то напоминает описанный Даниилом Андреевым Файр.
Это похоже на то, как если бы ты оказался среди полярного сияния, в сердцевине, причём полярное сияние довольно яркое, но одновременно нежное и ещё оно живое, словно идёт из других миров. Это волны живого света. Иногда они похожи на огромные цветы или облака или волны. И ещё эти волны осязаемы, потому что ты сам состоишь там примерно из такого же материала, разве что несколько более плотного.
Цвет - зелёный, золотистый, голубоватый, алый. Эти превращения света можно созерцать бесконечно. Интенсивность может меняться, но каких-то искр или сполохов не видел. Восприятие там не разделено так как у нас: у нас есть разделение между зрением и слухом, например. Там же свет можно слышать и осязать.
Эти волны не бездумные. Они не то чтобы разумны сами по себе, а являются проявлением разума, суммы мириадов сознаний Дэвалоки. Там нет такого разделения на мой и не мой разум, там он единый при сохранении индивидуальности.
И ещё, там само бытие ощущается иначе. Возможно, это связано с тем, что время воспринимается по-другому. Там всё происходящее многослойно, и вспоминая, трудно сказать, быстро ли происходило что-то или медленно. И в каждое событие можно углубляться до бесконечности.
Например, то, что на каком-то уровне воспринимается как волна света, оказывается отражением некоего события в одном из высших миров или группы миров. Ты вглядываешься и всё больше проникаешь в суть этого события, видишь всё больше деталей и взаимосвязей и по этим взаимосвязям переходишь к другой волне, и видишь как они соединяются в узор, и так далее.
2.4. Миры арья.
2.4.1. Тушита.
Я назвал этот мир Тушитой, взяв это имя из буддийской космологии. Однако, действительно ли он соответствует Тушите я никак не уверен. Просто надо же его как-то называть, а более подходящего имени я не смог подобрать.
Материальность здесь ещё менее плотна, чем в Мире Четырёх Владык, и - совершенно просветлённая. В этом мире находятся, похоже, только арья, то есть те, кто следует Благому Пути. Кроме того, там находятся и «повреждённые», то есть люди, которых обитатели этого мира вытащили из адских миров.
Дело в том, что «спасатели» из Олирны тесно связаны с Тушитой. Если это возможно, они транспортируют спасённых в Тушиту, которая находится не настолько «высоко», чтобы это не было возможно.
Тамошние пейзажи имеют что-то от картин импрессионистов, если брать светлые пастельные тона. Их трудно описывать, там наши прилагательные не подходят. Солнца там кажется нет, а сияние исходит как бы отовсюду. Про горы, реки и деревья можно сказать разве что очень условно. Это скорее характеристики тамошней материи: "много, неподвижно и вертикально", "много и подвижно подобно потоку", "вертикально, неподвижно, постепенно растёт" и так далее. Трудно описывать. А храмы скорее похожи на огромные кристаллы. Храмы там это одновременно и форпосты, которые связаны с некоторыми точками в Энрофе и в Олирне, и что-то типа порталов. Те спасательные операции происходят, как правило, через эти порталы. Причём в это время ещё много народа сидит вокруг и, скажем так, поёт мантры поддержки для них - это будет самый близкий аналог из наших понятий.
Бодхисаттвы там присутствуют так или иначе постоянно. "Богослужения" происходят совершенно грандиозно, но не в смысле пышности, а в смысле насыщенности и мощи. Даже не знаю с чем сравнить в нашем мире, аналогов просто нет. Разве что если представить себе грандиозное суфийское сэма, очищенное от всего бренного-земного. В мировых религиях люди (по большей части бессознательно) лишь неумело стремятся к этому в литургиях разного рода. Слово "богослужение" здесь условно, поскольку для арья нет никакого такого "Бога-вседержителя", которому они "служат". Их Бог — любовь, и этим всё сказано. Всё дееспособное население там - именно арья.
Во многом Тушита имеет характеристики, схожие с чистыми землями, одну из которых я опишу в разделе 2.3.3.
Свидетельство о публикации №120102001395