Красные похороны
В е н ч а н и е н а с т а р о с т и л е т
Когда на старости лет начинаешь постигать таинства церкви?.. Отчего мы когда-то были лишены с а к р а л ь н ы х п о н я т и й и чувств?. Которые в зрелом возрасте притуплены и не обострены, как в молодости?.. Юности?. В детстве?..
В е н ч а н и е (Церковный брак). Прожита совсем другая жизнь, но ничего не поправишь. Прости, Господи... Впрочем, можно потрогать золотое обручальное кольцо, которому уже 35 лет. А батюшка наденет его на палец супруге, будто это происходит впервые. И даст пить красного вина, которое никогда не сделает тебя, благоверного мужа, нетрезвым, никогда не опьянит.
Мы получаем благодать Божию для супружеского счастья. А также для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Которых теперь никогда не родим и не воспитаем. «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Давно я задумал венчаться с женой, в начале 1990-х. Но бесконечные командировки по военным округам и семейные неурядицы отдалили это святое действо на неопределенное время. Мне казалось, что супруга себе цену набивает. Что ею руководило, одному Богу известно. Да и стыдно было – венчаться после двадцати лет совместной супружеской жизни. Мужик не перекрестится, пока гром не грянет.
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза.
Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
А меня преследует суеверный ужас - не получится. Не сбудется. Господи, помилуй.
И самое разрушительное - ревность. Проклятое, мучительное и коварное р е в н о в а н и е.
Время настало, а денег необходимых нет. Пошли сплошные провинциальные похороны, с соблюдением многих правил и понятий. Семья дочери повисла на моей шее. Я принципиально не брал кредитов, чтобы не потворствовать капиталистам.
И вдруг гордая жена, которая бежала все время впереди меня, неразгаданная мной и неизведанная, берет кредит на себя. А мне предстоит договариваться с батюшкой – Александром (молодым).
Узнаю: отец Александр (Эггерс) вводит строжайшие ограничения на венчания.
- Не хочу краснеть перед строгими очами митрополита Калужского и Боровского Климента, – отказывает он просящим и желающим повенчаться.
Оказывается, когда пошло явление, типа моды, на венчание, пошли вслед просьбы к митрополиту о расторжении церковных браков.
Кто бы мог подумать, что авторитетным человеком в глазах отца Александра, становится мой покойный сын Владимир?.. Выясняется: неоднажды сын, со своим другом Алексеем, помогал нашему батюшке в восстановлении храма, когда отец Александр (Эггерс) был настоятелем удаленного деревенского прихода. Так я становлюсь «папой - Володи». И нам с женой батюшка Церкви Успенской Иконы Божьей Матери допускает к венчанию.
В связи с этим у меня возникает трогательный замысел: пригласить в дружки школьного товарища Валентина, который был у меня свидетелем на свадьбе в 1973 году - символично.
Мы с ним редко виделись. А в этот раз утром встречаю его на своей утренней пробежке. Спешит Валентин на работу, кочегар он.
- Валентин, – обращаюсь я к нему. – Не забыл, ты у меня свидетелем на свадьбе был?
Он смотрит на меня мутными глазами. Долго соображает и выдавливает:
- Ну да, бы-ыл, – и смотрит выразительным взглядом, может, опохмелить собираюсь?
- Как хорошо, теперь ты будешь свидетелем у нас с Полиной н венчании.
Валентин шарахается от меня на другую сторону дороги, дохнув пасхальным перегаром.
- Спасибо за приглашение, – кричит сдавленно он. – Передавай привет Полине.
- Выручай, Валентин, – не теряю надежды я. – Это так символично.
- Я не знаю, где и церковь находится, – бежит мой школьный товарищ к своим дружкам, которые ждут его у проходной местного заводика - ясно зачем.
Выход находит супруга. Свидетелей мы нашли. Она приглашает дальних родственников, мужа и жену, со своей исторической родины – Смоленщины. Работают они на атомной станции.
А МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ СУЕВЕРНЫЙ УЖАС: НЕ ПОЛУЧИТСЯ!.. НЕ ПОЛУЧИТСЯ!.. НЕ СБУДЕТСЯ!..
Для совершения таинства Венчания нужно иметь: Икону Спасителя. Икону Божией Матери. Обручальные кольца. Венчальные свечи (продаются в храме). Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ.
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому «должны быть православными и боголюбивыми».
Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали ВЕНЦЫ над их головами.
Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:
От Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицею) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе);
во весь Петров пост;
во весь Рождественский пост вкупе со днями Святок, то есть вплоть до 6 января по юлианскому календарю.
в канун постов однодневных, то есть накануне среды и пятницы;
в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также: в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября; все даты — юлианские).
Браковенчание должно совершаться утром либо днём, по совершении литургии.
А МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ СУЕВЕРНЫЙ УЖАС: НЕ ПОЛУЧИТСЯ!.. НЕ СБУДЕТСЯ!.. НИКОГДА!.. ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!..
Кристалл ледяной воды,
На губах лиловых твоих,
В глазах дождевой вражды,
Мы венчаемся?.. И дорогих!
Последствия плотских утех,
И разнообразие бровей,
Любил я не так... не тех...
Батюшка - протоиерей!
Истинна тайна – исповедь,
В Храме и ты, святая, дрожишь,
Греховность имать щипцами,
Наша внучка – уже не малыш!..
Батюшка, грех, я ревную!..
И всю жизнь ревновал,
Её - Грешную – и свою святую,
А cтонет мой в душе сеновал!..
Примечательно, что дом наш стоит рядом с Успенским Храмом. Но «молодым», то есть нам, надлежит подъехать к церковным вратам в карете или на автомобиле.
Молитвы на венчании такие же, в принципе, как и на других службах. Когда священник возглашает молитвы и обращается к Господу нашему, чтобы Он даровал прихожанам прощение и богатые милости!.. Батюшка призывает Отца и Сына и Святого Духа благословить брак сей.
Но только священник просит все это сделать ТОЛЬКО ДЛЯ НАС ДВОИХ. И называет только НАШИ ИМЕНА.
Церковь пуста, только мы и горстка наших близких родственников и друзей. Нет с нами её и моих родителей - они отошли в мир иной. Нет моих любимых старших братьев – богатырей. Нет нашего сына. Прости, Господи!.. ВСЕ – НАМ!.. И ТОЛЬКО НАМ!..
Поет церковный хор. Божественно. Негромко. Святые слова. И ВСЕ ТОЛЬКО НАМ!.. Аллилуйя!.. Аллилуйя!.. Аллилуйя!.. ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ И СЛАВНЕЙШУЮ БЕЗ СРАВНЕНИЯ СЕРАФИМ!..
Отец Александр (младший) трижды, со стояниями на молитвах, кружит нас с Полиной по храму (как когда-то кружились мы в вихре вальса). Сзади идут восприемники с золотыми коронами.
Пьем с Полиной красное церковное вино. Самое прекрасное и ароматное за всю нашу жизнь.
Батюшка ведет нас на возвышение, откуда он произносит свои проповеди - амвон. Только на венчании люди могут стоять на этом святом месте. К нам подходят близкие родственники и друзья. Все целуются с нами.
Смотрю, и БАТЮШКА СЧАСТЛИВ.
Нам выдают Свидетельство о совершение СВЯТОГО ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ.
Напоследок родственница супруги, свидетель, спрашивает отца Александра (Эггерс):
- Батюшка, а зачем людям венчаться?.
Мы с Полиной одновременно недоуменно посмотрели на вопрошавшую и ахнули в душе.
Никогда, ни в каких обстоятельствах, я не испытывал больших чувств. Как в этот Божественный и Святой День Венчания. Состоялось и венчальное застолье, приуроченное к 55-летию моей супруги.
Дома рядом стоят две иконы, которые были с нами в Храме.
Богородицы и Спасителя.
P.S. 17,5 тыс. дней вместе.
г. Малоярославец
15 окт 2020
Свидетельство о публикации №120101704014