Врач - гарант помощи или производитель услуг?
На прием заходит маленькая пожилая бойкая женщина. Садится перед врачом:
- Я пришла за мужа. Дайте ему, пожалуйста, направления на кровь и направление к кардиологу и гастроэнтерологу.
- Вы знаете, я принимаю только тех, кто записан. Он должен сам прийти на прием к врачу.
- Зачем? Я за него пришла.
- Затем, что я должна его видеть, оценить его состояние и дать направления, только если они необходимы.
- Зачем Вам его видеть? Он высокий, худой. Я за него. Он плохо ходит, болеет. Зачем его лишний раз дергать, если все могу решить за него я? От вас нужно всего ничего: направления и открыть запись к специалистам.
Вы думаете, это выдумка? Вовсе нет. 15-минутный прием терапевта районной поликлиники - это каждый раз неожиданность с непредвиденным стартом и непредсказуемым финалом.
Сегодня я хотела бы рассказать о том, как люди представляют себе врача поликлиники, как ведут себя во время и после приема.
Вот грузный неопрятный мужчина. Судя по электронным данным, ему 56. Выглядит он намного старше. В районную поликлинику обратился впервые, чем очень гордится. И считает, что возмездием за это станет быстрое исполнение его скромных желаний. От районного терапевта он не ждёт помощи. Чем может помочь поликлинический врач? С его точки зрения, только дать направления на бесплатные анализы. По совету знакомых после долгих мучений он обратился сначала в клинику московского мединститута. Платно. Потому что - его слова - в бесплатную медицину вообще не верит.
У него уже год отекают ноги, а тут на одной голени еще и кожа покраснела. Да Бог бы с ней, но стала темнеть дальше и уже отдает синевой и болит.
- Платный хирург посмотрел и сказал, что без проблем прооперирует, но надо анализ на сахар, общий анализ крови и биохимию принести, - сообщил он мне с нежеланием.
Судя по жалобам, которые пришлось выуживть, данным осмотра, мне было понятно, что, скорее всего, у него сахарный диабет. Вид левой голени удивил тем, что проблема явно зрела давно и не заставила мужчину прийти в поликлинику, которая была через дорогу от его дома .
- А когда стали ноги отекать и краснеть, почему сразу не пришли? Рядом ведь живете?
- Да что ходить-то зря. Кого ни послушаю, посещение поликлиники - это испытание. Так хоть жил себе без проблем...
Он дотянул до больших сложностей. Теперь надо былокак можно быстрее уточнить диагноз и начинать лечение. Ногу, на мой взгляд, еще вполне можно спасти, подключив эндокринолога и хирурга. Я назначила ему дообследование, в которое кроме анализов входило УЗИ органов брюшной полости.
- А это еще зачем? - удивил меня своим вопросом мужчина. - Я к Вам только за анализами пришел. Зачем Вы мне свои идеи здесь насаждаете?
Объяснив, с какой целью сделано каждое назначение, я думала, что убедила пациента. В недоумении от предстоящего дообследования он вышел. Вернулся через неделю с претензией:
- Слушайте, пока я к Вам не пришел, был почти здоров. Вы поназначали всего... На УЗИ море всего нашли. К чему это все?
Как дальше будут развиваться события - покажет время. В этом случае удивительно то, что грамотный человек (у него высшее образование), живущий в столице, запустил себя до тяжелого диабета с осложнениями.
Это одна крайность. Другая - хочу и буду ходить на профилактические осмотры каждый сезон: "Зачем иначе я плачу налоги?"
Тема налогов, которые пациенты платят государству, встает на врачебном приеме почти ежедневно. Как правило, от молодых женщин, настроенных воинственно, пришедших к врачу требовать не показанных им назначений. Привыкших побеждать. Врачу порой не удается переубедить пациентов. Ведь не всё, что хочется получить им от врача, входит в ОМС (обязательное медицинское страхование), да и показано не все. Тогда с угрозой писать жалобы в Мэрию и в Департамент, они идут к руководству поликлиники.
Иногда все же не идут, понимая, что не правы. Вот недавний случай.
Во время приема распахивается дверь в кабинет. Красивая брюнетка в модном плаще, сообщив тем, кто ждет приема, что ей "только уточнить", вопрошает от порога:
- Доктор, почему Вы отфутболили моего сына? Почему отказали ему в назначениях?
Я предложила ей зайти, несмотря на то, что только начала принимать другую женщину. Иначе эта дама стала бы шуметь в коридоре и её необоснованный бунт мог изменить настроение ожидающих, зародить в них недоверие к врачу и поликлинике (исключение - реально больные на тот момент люди, о которых поговорим в другой раз).
- Ваш сын пришел за справкой для занятий физкультурой. Он ее получил. Для того, чтобы не было искажения информации, в следующий раз приходите на прием с ним.
- Но Вы не дали ему направление на анализы! А их назначил дерматолог!
Взрослый юноша, точнее, мужчина 20 лет, зайдя на прием 2 часа назад, мямлил как на экзамене, потупив взор в пол и сомкнув кисти в замок:
- Мне нужна справка для физкультуры. И еще мама сказала, чтобы я сделал флюорографию.
Я уточнила, в каком вузе учится маменькин сынок, пришедший на прием сам, что в таких случаях - редкость. Еще подумала: "Наверное, предки отучают от маминого подола, развивают самостоятельность".
К моему удивлению, он был студентом мединститута. О как! Будущий коллега. Даже интересно, какую специальность выберет.
Я поставила печать на справку, подписла ее, закрыла протокол электронной истории болезни.
- А можно еще вопрос? - робко спросил студент.
- Конечно. Спрашивайте.
- А еще у меня себорейный дерматит и платный дерматолог сказал сдать эти анализы. - Он достал из сумки бланк известной коммерческой лаборатории, с обеих сторон которого было поставлено море галочек в квадратах перед нужными анализами. - Скажите, в этой поликлинике такие анализы берут?
- В нашей поликлинике берут все анализы по показаниям. И эти тоже. Если врач назначил их, должно быть его заключение и рекомендации с подписью и печатями.
- А он дал только это направление в лабораторию.
На том мы расстались с пациентом - студентом. И его мама знала, что рекомендаций с печатями нет. Был только бланк, который, в принципе, может взять в лаборатории и отметить каждый из нас. Разочарованная, она тихо вышла из кабинета.
3 минуты от 15 она, можно сказать, украла от приема уже сидящей передо мной пациентки или сдвинула весь оставшийся прием, даже не задумавшись об этом. Зато не возбудила людей в коридоре.
Прием врача районной поликлиники как калейдоскоп: 30 человек с разными характерами, отношением к врачу, к себе, к миру. Есть такие, кого "выбил из седла" стресс - развод, увольнение с работы или смерть близкого. На этом фоне - болезнь. И тогда важна каждая деталь: что, когда, почему. Важна не только клиническая помощь, но и психологическая поддержка. Важны правильные слова врача, которому за 15 минут приема малореально, какими бы профессиональными и психологическими навыками он не владел, выслушать все, чем хочет поделиться пациент, провести полный его осмотр, выверено и точно назначить обследование и лечение . Для врача главное за этот сжатый прием понять проблему и направить сначала обследование, а потом лечение в нужное русло.
Желающих обвинить врача первичного звена во всех недостатках системы отечественного здравоохранения сегодня немало. С пониманием к нему относятся лишь близкие люди и те, кто реально заболел, ищет, ждёт помощи и находит - получает ее в поликлинике, амбулатории, больнице. Несмотря на сжатый до абсурда врачебный прием. Несмотря на напор эгоизма тех, для кого медицина из гаранта помощи превратилась в производителя потребительских услуг, а врач - в исполнителя требований и желаний.
На мой взгляд, если в таком темпе, направлении и ритме отечественная медицина пойдет и дальше, история болезни отдельно взятых пациентов услугами может и закончиться. Ибо думать, анализировать, реально лечить будет некому.
16 октября 2020,
Москва
Свидетельство о публикации №120101602332