23. Тетради - отклики

     "Мосты греков. Они достались нам в наследство. Но мы не знаем, как ими пользоваться. Мы решили, что они для того, чтобы на них построить дома. И наставили небоскребов, к которым беспрерывно прибавляем новые этажи. Мы даже не знаем, что это мосты, что они сделаны для того, чтобы по ним ходить, и что по ним идут к Богу".

      С. Вейль. Тетради.


      Божественное среди нас - это образ жизни грека.
      Божественное под облаками в трансценденции - это образ жизни христианина.
      Божественное - это я сам, активный и деятельный - это образ жизни Нового времени.
      Божественное - это парадокс и абсурд - это образ жизни технической цивилизации.


      "Греческая статуя, обломок которой, сохранивший бедро и половину туловища, так же прекрасен, как и вся она целиком. Но если его разбить, если истолочь его в каменную крошку, он больше не будет прекрасным. Творение же, до сколь бы малых его форм мы ни сошли, обладает полнотой красоты. У статуи и внутренность не имеет красоты. А творение... и т. д.
Греческие статуи как выражение аналогии: макрокосм — микрокосм. Скульптура <как> религиозный акт".

      С. Вейль. Тетради.


      Уподобиться Богу значит создать нечто такое, что неустранимо прекрасно даже в своём разрушении - создать малое, но великое.
      "Быть или не быть" - лишь часть монолога Гамлета, и соответственно ещё меньшая часть всей драмы Шекспира, но выпавшая из всех контекстов эта фраза обошла весь мир несколькими кругами и укрепилась в вечности. Такое же "укрепление" представляет из себя бедро греческой статуи - статуи нет, но при этом она есть в ещё большей мере, чем может быть была бы в наличии. В ещё большей мере потому, что в большей мере разворачивает наше воображение навстречу подлинной красоте.
      Оставить из всего творчества одну незаменимую и неустранимую деталь - ось вращения, а остальное убрать - чтобы перенести всю тяжесть воссоздания и "вновь творения" в мыслящего и чувствующего субъекта. Точки Бога и мировые линии их соединяющие.
      Пару тем Моцарта, улыбка Джоконды - если вы уберёте соль этого мира, что сделает этот мир не пресным?

      В каком пространстве висит эта чёртова улыбка Джоконды, она ведь покинула даже пространство картины?...


      "Когда в человеке природа, не имея какого-либо плотского импульса, будучи слепа и лишена всякого сверхъестественного света, выполняет действия, соответствующие тому, что предписывал бы сверхъестественный свет, если бы он присутствовал, — это полнота чистоты. Это центральная точка Страстей. Здесь искупление; природа получила свое совершенство. Дух, которому одному принадлежит совершенство, делается природой, чтобы природа получила совершенство".

      С. Вейль. Тетради.


      Мы движемся к преобразованию и совершенствованию нашей телесной природы - не на стадионах и в тренажёрных залах только (где идеал и по сей день древние греки), а на ином плане - плане пропускания высшей духовной энергии в низшую вегетативную - кто знает, может быть с этим связано и бессмертие, поскольку подобное невозможно без радикальной трансформации, проходящей через смерть.
В любом случае это потрясение и перетрясение всех структур осуществляет и пересмотр понятий высшее - низшее, слишком жёстко законсервированных до сих пор бывшим историческим типом человека. Прежде чем это "обращение" осуществиться, должна наступить и "горизонталь", смещающая и смешивающая все уровни - некоторая такая точка хаоса и смуты противоположно направленных потоков. Не живём ли мы в эти времена?
     Тело не только основание и трамплин для нашей человеческой высоты, но ещё и цель собственного одухотворения - конечная цель становления человека человеком? Возможно ли будет наполнить нашу Вселенную духовной телесностью? Мы не знаем, но прообразы такой метаморфозы здесь перед нами, у нас на виду.
     Минуя сложный аппарат мысли, минуя тревоги и колебания души он поступил сразу же совершенно верно и точно, значит, совершенно верно и точно поступило его тело; эта глухая, косная материя сработала как высшее напряжение духа - если такое возможно для всех сфер, то нам как раз почти невозможно представить как будет выглядеть эта потрясающая революция.


     "Кто находится <на расстоянии> ста стадий от Канопа и <кто находится> в одной стадии от Канопа, оба одинаково не находятся в Канопе".

     С. Вейль. Тетради.


     Расстояние между истиной и ложью меньше чем расстояние между истиной и истиной, если истина и ложь приблизительно одинакового, "нашего" пошиба, а две истины - из разных миров. Так истина и ложь обыденного существования человека настолько близки друг другу и тесно связаны, что с легкостью и наглядной быстротой переходят друг в друга. Между тем истина обыденной жизни и уже, к примеру, истина теоретическая - разнесены на огромные расстояния и не обладают взаимной слышимостью. Посему в большинстве споров спорят не истина и ложь, а одно и то же с одним и тем же (люди) - в атмосфере неузнанности. Ещё в определённой части споров спорят истины с истинами - откуда и происходит жар этих споров и их неумолимые страсти. И лишь в самой малой и неприметной части нашей жизни вспыхивает порой случайно "истинный" спор истины и лжи.

     Люди всегда убивают себя и других за неприемлемое "одно и то же".
     А бесконечные "истины" всегда стремятся оттолкнуться от всех прочих, чтобы самим утвердиться и уцелеть.
     В месте же, где истина действительно встречается с ложью - тихо, там бесконечное затишье, там - крест.


      "Как только один атом чистого блага нисходит в душу, то есть <в> некую точку пустоты, куда может пройти Бог, эта пустота с простым течением времени увеличивается в геометрической прогрессии, по экспоненте, только при условии, что душа не совершит предательства. Падения, как бы ни были они тяжки, не препятствуют этому росту; вот почему ученики, оставив Христа, Петр, отрекшись от Него, не лишились Царствия Небесного. Но предательство, даже в самом малом, отказ в послушании приводят к лишению его. Но совершенно точно, что если предательства не происходит и если бы жизнь могла продолжаться неопределенно долго и не ограничивалась бы смертью, то экспонентное увеличение того блага, той пустоты, где обитает Бог, продолжалось бы вплоть до того, что человек достигал бы состояния совершенства уже в этом мире".

      С. Вейль. Тетради.


     То есть после предательства семя снова нужно будет сеять. И снова оно начнёт возрастать.
     Восхождение никогда не останавливается, не прекращается, но мы в силу своего несовершенства не можем удержаться в нём и поэтому движемся рывками, урывками, зигзагами и падениями (откатами).
     Симоне нужно было сказать больше: не в силу бесконечного времени когда бы не было физической смерти, мы могли бы достичь совершенства, а мы могли бы достичь совершенства уже в силу чистой возможности устоять - могли бы в короткий промежуток нашего времени ещё до смерти - стать как боги. У нас есть такая возможность, но мы не можем её выносить. Это плодоношение пустоты в нас - самое трудное, что для человека вообще возможно.

     Нельзя так же сказать, что и последние предатели влекутся вперёд, ибо семя их не только не успевает возрастать, но не успевает даже сеяться. Не об этом ли речь - останутся "во тьме кромешной" - за чертой восходящего?


      "Эта операция уничтожения того, что говорит «я», сопровождается то блаженством, то болью, но в обоих случаях по сути отрадна, так как помогает постепенному возрастанию внутреннего безмолвия".

      С. Вейль. Тетради.


      Внутреннее безмолвие - залог цветения на основе пустоты - на основании ничто произрастают самые прекрасные цветы, если только это ничто не навязывается нам внешним образом.
     Принятие пустоты под фундамент нового строительства связано с раз-воплощением нашего "я" для превращения его в "я" модификацию Бога. Пороговые ситуации радостны и больны одновременно.
     Мы становимся как всё мироздание в целом - стоящее на основании пустоты. Это означает, что наше подлинное основание - безосновность.


Рецензии