22. Тетради - отклики

     "Любая попытка оправдать зло чем-то иным, кроме: «Это есть», — грешит против истины".

      С. Вейль. Тетради.


      Признать зло как то, что есть и удержаться от объяснений - до этого шага ничто в нас не весомо, ничто не действительно, не действенно. Только отсюда - верное отношение. Труднее всего в себе самом.

      Зло как несовершенство в нас имеет конечное число и может быть исчерпано. Метод избавления от зла, который повсюду в своих записях предлагает Симона - это метод исчерпания зла. Осознать, что оно конечно - тем самым укрепиться в надежде. Затем держать это зло в узде пристального внимания - под условием, что оно есть ( без обмана) - тогда одна только длительность этого серьёзного внимания будет истончать и ничтожить само зло - зло подвергнется ничтожению через само себя - через свою ничтожность.
      Всё это кажется лишь детской побасенкой, когда на самом деле, всё это лишь трудно и сверх-трудно выполнимо в силу того, что мы не умеем держать чистоту отношения (любого, а тем более ко злу). Но тот, кто удержит эту чистоту довольно длительное время убедиться в справедливости слов Симоны.

      С одной стороны метод основан на простой и лёгкой добыче - не нужно никаких средств, кроме самого зла, чтобы уничтожить зло ( за исключением интеллектуальной добродетели - смирения, которую Симона называет вниманием). С другой стороны это "исключение" практически полностью "исключает нас" из положительного доведения до результата, потому что требуется "исключительный субъект" - собранный, внимательный, настроенный, решительный.
     Но есть и ещё один благой посредник - надежда, которая всё же может нас в данном отношении спасти. Так что этот метод всё-таки обращён ко всем людям, а не к отдельным выдающимся единицам.


      "Душа желает соединиться с истиной только ночью, в бессознательном. Видя, как является лишь проблеск истины, душа бежит и возвращается к плоти. Истине приходится выйти на ее поиск и обольстить плоть, чтобы получить доступ к душе. Но душа спит. Если в какой-то момент она проснется, то возвратится к законному союзу.
Первое соединение с истиной совершается в ночи".

      С. Вейль. Тетради.


      Брак мужчины и женщины совершается в ночи - символический доступ души (женщины) к истине (мужчине) в бессознательном. Ставка на то, что теперь женщина проснётся к иной жизни и так собственно и происходит при неискажённом таинстве.
Но трижды благословенна та жена, которая принимает истину уже на свету, не нуждаясь в посвящении брачной ночи, имеющая не заснувшую душу.
     Впрочем все эти механизмы выполняются не только в символическом виде разделения на "женское" и "мужское", но и как процессы восхождения к истине в рамках одной и той же и при том любой человеческой души.

     Как таковая истина вообще всегда пребывает в ночи. Но как таковая истина не может пребывать в ночи - ведь она пребывание на свету. Вот тут и описывается вся её мистерия - от ночи к свету, приобщение к которой не постигается рационально, а совершается как полнота таинства, проступающая во внешнем мире чудом.

     Большинство наших душ - спящие. Единственное чем может обольстить истина спящую душу это красотой. Красота - это обольщение Благом. Увлёкшись красотой, душа испытывает слияние, в котором получает возможность проснуться - впервые или же в который раз после долгого сна - проснувшись, она вздыхает легко и свободно, но всем нутром (освобождаясь от тяжести) - теперь с истиной душа может приподняться и лететь к свету, смыслу. Проснувшаяся душа - истина на свету.


     "Попытка заполнить расстояние между необходимым и благим".

      С. Вейль. Тетради.


      Это человек?


     "Что дает соотношение противоположностей для рассмотрения природного бытия, то же дают противоречия, мыслимые вместе (мыслимые поистине вместе), для созерцания Бога".

     С. Вейль. Тетради.


     Камень, который лёг во главу угла, а строители отвергли - "запрет противоречия" в нашей логике - какая логика - такие и умы - такие и мы - такие и мысли.
Мыслить, пожалуй и значит, держать живыми противоречия, в отличие от всего лишь "думать" - их не знать.


      "Постичь — взять сущее щипцами отношения".

       С. Вейль. Тетради.


      Взять сущее бытием, а не пробиваться к нему сквозь сеть бесконечных определений - не научное познание, а бытийное; не последовательное приближение, а мгновенное.
      Это охват и обхват, всеобщий, универсальный, а не специфический поиск и установление границ. То, что мы так обхватываем - само кажет свои границы.
Например, "взвесить на руке" - цель и результат не килограммы, а сравнение (отношение).



    


Рецензии