Во время оно

говорит мне мама а ты напиши им правду
Серафима Ананасова
http://stihi.ru/2020/10/12/2319
_________________________________________

А мне никто ничего не говорит — и давно уже нет мамы,
Так давнёшенько, что я редко вспоминаю её голос.
Сама себе читаю нотации и рукотворю программы,
Даже не надеясь, что когда-нибудь снова услышу: "Доченька..."

И правды той знаю всего-то с гулькин нос,
И что бы я с ней делала? Слабая и слепая...
Говорят и Богу не очень верная, и всуе его поминающая...
Хорошо, что не видела всего моя мама.

хотелось бы думать, что лишку всего-то запуталась,
А так бреди-бреди — будет когда-никогда свет.
На свет неистово молятся люди, мне же видевшей его —
В него веры нет.

Что-то не так и свет во тьме не так светит.
Не так он светел, как воспевают и как гласят.
И даже страшные волны гасит ветер,
И даже безумие гасит одно дуновение... зря

Не скажут, что человек без Бога есть проклят,
Отдан в откуп одичавшим бесовским силам.
Зря не глаголят. Много мудрых  —
Но битых больше. И есть ли что всевышнее, чем "Помилуй"?


______________________________________________

МОЛИТВЫ ПРИ НАПАДЕНИИ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ ТВОРИМЫЕ
Икона Дня: Священномученик Иоанн Рижский

В миру Иван Андреевич Поммер, латыш. 6 (18) января 1876, хутор Илзессалас, Венденский уезд, Лифляндская губерния — убит 29 сентября (12 октября) 1934, Рига) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Рижский и Латвийский, предстоятель Латвийской православной церкви.

Латвийский историк Сергей Мазур, исследовавший архивы Политического управления Латвии, высказывает версию [основная версия, на мой взгляд] о том, что убийство Иоанна могли совершить левые радикалы из крайнего крыла запрещённой тогда социал-демократической партии Латвии. Возможно, в контакте с  агентами советского НКВД, занимавшегося в это же время ликвидацией антисоветского центра в Риге, так как архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране, помогал через оперного певца Леонида Собинова передавать на Запад информацию о массовых репрессиях в СССР, которые сегодня известны как Солженицинский "Архипелаг Гулаг".

____________________________________________

из эссе Глава VI. Иоанн, архиепископ Рижский
Публикации Сборники
https://proza.ru/2016/09/07/1031

На 12-е октября 1934 года в суде было назначено к слушанию дело по обвинению некоторых лиц левого крыла в антигосударственной работе. Владыка Иоанн имел много материалов и документов и должен был в этот день выступать в качестве свидетеля. Вероятно, это и была причина ужасного преступления.

Рано утром 12-го октября 1934 года в Риге распространился слух, что ночью на архиерейской даче был пожар, в огне которого погиб архиепископ Иоанн.

Во втором часу ночи, с четверга на пятницу, 11-12 октября, преступники проникли на дачу архиепископа Иоанна на Киш озере, убили его, в печах сожгли ряд бумаг и, чтобы скрыть следы преступления, подожгли дачу.

Владыка Иоанн с давних пор был в дружеских отношениях с Собиновым. Как потом выяснилось, Владыка с Собиновым вел секретные переговоры, чтобы он помог вызволить из Сов. Союза одного епископа-латыша. Последнее время Владыка начал прихварывать и хотел иметь себе помощника и заместителя.

Л.В. Собинов приехал в Ригу из Германии, из Наугейма, где лечился, 11 октября. Несмотря на двухчасовое опоздание поезда, был он встречен на вокзале двумя оставшимися неизвестными лицами. Видимо, о встрече было условлено заранее и неожиданностью для Собинова она не явилась.

Приехавший вместе со встретившими его отправились в гостиницу "Петроград". Собинов прошел в приготовленный для него номер, незнакомцы же остались на улице. Можно предположить, что из номера Собинов протелефонировал Владыке о своем желании посетить его и по всей вероятности отрекомендовал и незнакомцев. Никого из посторонних Архиепископ к себе не пускал из-за опасения возможных нападений. Собинов же был связан с Владыкой самыми тесными дружескими отношениями. Вообще, Архиепископ устраивал так, что людям чужим не могло быть известно, где он в данный момент находится: официальная его квартира была в Риге, в подвале под собором, в жизни он был чрезвычайно скромен и нетребователен. Выйдя из отеля, Собинов в сопровождении все тех же лиц отправился на автомобиле к Владыке. По-видимому, Собинов не видел никакого основания не доверять своим спутникам и не проявлял никакого беспокойства.

Архиепископ Иоанн обитал на своей "даче" совсем один — несмотря на годы, обладал он могучим телосложением и одиночества никак не страшился. "Дача" его была старый деревянный двухэтажный дом, Владыка жил в трех нижних комнатах, пользуясь одной из верхних как столярной мастерской. На дворе в маленьком флигеле проживали три полуглухие старушки-монахини, ходившие за домом и за огородом. После преступления их нашли запершимися и насмерть испуганными...

Следствие установило, что позднее к Владыке, кроме Собинова и его спутников, были впущены еще какие-то лица, потом исчезнувшие. Какие велись между ними разговоры, конечно, никогда не станет известным. Глухой ночью на "даче" вспыхнул пожар и прибывшими пожарными на верхнем этаже в сенях между четырьмя комнатами, на принесенном из мастерской верстаке и на снятой с петель двери был обнаружен обгоревший труп Архиепископа. Он был привязан проволокой к двери, на которой лежал. Проволокой же была заделана с наружной стороны дверь из сеней на лестницу и дверь эту пришлось выбивать пожарной кишкой... Ноги Владыки были обуглены настолько, что от струи воды, направленной на верстак, они отвалились... Осмотр показал, что ни двери, ни верстак, на которых лежал покойный, ни спина и затылок его, ни, наконец, сами сени и ближайшие комнаты и стены не были подвержены действию столь сильного огня, как ноги. Очевидно, палачи жгли ноги искусственно, пытая, допытываясь... Жгли, вероятно, калильной лампой. В правом паху покойного было обнаружено пулевое отверстие с ходом пули вверх по направлению к позвоночнику, где она и застряла. Выстрел был произведен в Архиепископа вероятнее всего тогда, когда он лежал на верстаке и подвергался пыткам. — Эта страшная картина в подробностях описывалась в газетах. Едва ли станет когда-нибудь известным, о чем допытывались убийцы. Но можно было понять, что они лихорадочно искали какие-то важные документы и, ища их, срывали даже доски пола... По следам преступления можно было установить, что покойному под угрозой смерти предъявлялись какие-то ультимативные требования.

А относительно Собинова следствием было установлено, что той же ночью он вернулся в гостиницу в сопровождении тех же двух таинственных спутников, но сам двигаться Собинов не мог, его вели под руки. Под утро он скончался.

Явившийся для установления обстоятельств смерти полицейский врач потребовал вскрытия тела, но этому воспрепятствовал прибывший в гостиницу полпред и по его категорическому настоянию тело было немедленно перевезено в полпредство. И, между прочим, там на другой день, по желанию приехавшего из Берлина сына Собинова была отслужена панихида... Потом приехала из Германии вдова и запаянное в металлическом гробу тело в ее сопровождении было перевезено в Москву и похоронено "с большой пышностью", как и подобает "народному артисту"...

Всем рижанам было ясно, что Собинов, бывший невольным "соучастником" этого преступления и главным свидетелем его, был убит этими неизвестными, которые хотели этого свидетеля убрать.

Отпевание и погребение архиепископа Иоанна совершили митрополит Эстонский Александр и епископ Печерский Николай в сослужении свыше 100 священников в присутствии высоких должностных лиц государства, представителей инославных церквей и огромного стечения молящихся, в воскресенье 21 октября 1934 года.

Расследованием преступления руководил прокурор рижского окружного суда Г. Карчевский, который в печати и по радио давал обещания довести дело до конца и представить преступников перед судом правым и строгим. Но следствие по чьей-то воле было прекращено и столичным газетам дан был приказ ничего не писать по вопросу об убийстве владыки Иоанна.

_____________________________________________

В 1981 году решением Архиерейского собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением памяти 12 октября.

Часовня на Покровском кладбище, где под спудом покоились его останки, была местом паломничества православных; архиепископ Иоанн был причислен к лику святых Сербской православной церковью.

17 июля 2001 года решением Священного синода РПЦ был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

24 сентября того же года в Риге на очередном Соборе Латвийской православной церкви было принято определение о канонизации священномученика Иоанна. 25 октября в Христорождественском соборе Риги были совершены литургия и чин канонизации.

4 октября 2003 года состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3) в собор Рождества Христова.

27 мая 2006 года указами митрополита Рижского Александра были учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского.

Принцип преподобного Симеона Нового Богослова:

«Кто не изволяет со всей любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и думал, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым. Он будет отвергнут ими как не сумевший занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено ему Богом».


Рецензии