Дворцы Петербурга. 74. Дворец? Особняк Клейнмихель

    Особняк Клейнмихель, замечательный памятник архитектуры,
находится на берегу реки Крестовки в северо-западной части Каменного острова -
притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова.
   В 1893 году ддачу Н. А. Верховцевой и право аренды земельного участка  (сроком на 90 лет)
приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель – в столице не было её салона милей,
она - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала "Столица и усадьба",
человек глубокого ума и независимых мыслей.
   Отец её покойного мужа - граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм,
проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году – Зимний дворец,
получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе
объятый пламенем дворец.
   Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.
Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно уже потом.
В 1904 году архитектор К.Г. Прейс перестроил дом Верховцевой.
Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объём.
   Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл,
когда архитектор И.А. Претро в готическом стиле перестроил дом -
кровля с высоким шпицем,  под ней -  центральный двухэтажный объём.
    Часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли в 1907 году.
Для неё архитектор Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк
в стиле модерн с высокой мансардой, увечанной башенкой в 1909 году.
   Вход в особняк вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов дачи
стала причиной ещё одной перестройки дачи в 1911-1912 годах – в неоготическом стиле,
над зданием появилась крыша с высоким шпицем и угловая башенка, украсившая вид дачи.
   Прекрасна монументальная решетка с двумя парадными воротами, её  выковали в 1904 году  -
великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами,
калитку и двустворчатые ворота установили в 1909 году с монограммой "МК" (Мария Клейнмихель).
   В 1912 году на заводе "Сан-Галли" изготовили неоготические ворота,
круглые столбы которых увенчаны кованными фонарями для оригинальности усадьбы.
Интерьеры особняка Клейнмихель известны благодаря серии фотографий К.К. Буллы
в журнале "Столицы и усадьбы".
  Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями,
справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой.
Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы
были декорированы мужскими головками в широкополых шляпах – красоты редкой.
    Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры,
лепные фризы в виде венков с гирляндами.
 В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами,
перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами.
   Переход в виде пологой арки вёл в Малую гостиную, дарящую красивых цветов свет,
затем в Большую гостиную, где огромный световой фонарь потолка
освещал гобелены, живопись, наборный паркет.
Там хранился коллекционный фарфор, известный миру,
а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.
   В 1914 году графиня организовала в своем особняке госпиталь,
который сама и финансировала затем.
Убранство дома было перевезено в её дом на Сергиевскую ул. (ул. Чайковского, 33-37).
    Йен Воррес в книге "Последняя Великая княгиня" отмечала:
   "Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель,
о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет.
Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк,
и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, /а может и нет,/*
считал честью быть приглашённым к ней в дом.
Это была гранд-дама до кончиков ногтей …
необычайно проницательная и умная женщина /при всём окружении том/.
Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества,
/часто поражённого осенне-зимними дождями и оттого скуками/.
Её особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками".
    "Петербургская газета" в июне 1910 года писала:
"Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче,
так же как и зимой, в приёмные дни, наполняются многочисленными посетителями.
Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты,
приезжающие из-за границы знатные лица /Северной Венеции  любителями/,
привлечённые как любезным и приветливым радушием приёма,
так и перспективой интересной беседы с посетителями её салона и с хозяйкой дома".
    В 1918 году, перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни,
заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление,
разнёсшееся по петербергскому свету:
«Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету.
Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость».
   Реальности же были таковы:
мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи
и без лишних хлопот выехать из страны.
   В 1918 году дачу национализровали. Весной 1920 года особняк,
отремонтированный участниками коммунистических субботников на острове,
был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове.
Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 года побывал В.И. Ленин,
знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих
в нашей стране.
Благодаря этому событию в 1976 году особняк Клейнмихель включили в список истории -
памятных ленинских мест - и поставили под охрану государства как памятник истории.
   В 2006-2007 годах проводилась новая реконструкция здания.
Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили.
   Долгое время он был  в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году
дом был восстановлен в первозданном виде, красота особняка словно снова создана,
дача Л. Чинизелли воссоздана.
   Особняк в неоготическом стиле кажется дворцом из волшебной сказки недаром -
в отличие от большинства дач на острове он восстановлен и не закрыт глухим забором.
    Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия
 (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – культуры веление -
в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

   Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
_______
/…/  - вновь включённый  текст автора.


Рецензии