Мысли вслух 884
предметы, буквы, цифры — вызывает в наше время возрастающий интерес. И
актуальной остаётся задача определения точных смысловых аналогов между тонкими
элементами мира и психики, которую решает направление, называемое нами
современной натурфилософией. Это сочетание интуитивного подхода древних с
современными достижениями психологии, которое выводит нас к архетипам как неким
более полным и цельным единицам смысла, чем отдельные символы. Критерием
правильности найденных аналогий может служить их положение в природной системе
архетипов, которую описывает астрология.
Значение образа и тех элементов, которые его формируют (звука, цвета, формы),
становится окончательно определённым только в законченной системе образов, где
между ними существуют определёные соотношения. В астрологической системе знак
Зодиака: вибрация от времени года и характеристика природы в это время —
соотносится с другими знаками в системе солнечного кругооборота. И потому все
аналогии, которые мы находим в жизни этим природным характеристикам, оказываются
соотнесёнными между собой строго определённым образом, что и позволяет уточнить
их культурный, символический смысл.
За каждым знаком и планетой разворачивается целый шлейф аналогий (часть тела,
профессия, способности, недостатки, звук, цвет, камень, растение, животное и
т.д.), который мы можем продлить в любую сферу культурной деятельности человека,
устанавливая тем самым определённые соотношения внутри этой сферы — структурируя
её. Имея ряд аналогий вне системы, мы не можем его продлить, и в этом ряду
культурные символы приобретают застывший смысл: можно сказать, фетишизируются.
Когда же символ работает в соотношении с другими внутри определённой системы,
это даёт нам возможность видеть через него динамическую картину жизни.
Символ живёт, и это — одно из неотъемлимых его свойств. Как единство смысла и
образа, символ уходит от конкретного образа, но и не дотягивает до абсолютности
чистой мысли. Именно это позволяет наполнить его новым содержанием. Так с
течением времени приобретают более современное звучание символы знаков и планет.
Символы могут наделяться субъективным и индивидуальным содержанием, а справиться
с излишним субъективизмом в трактовке символов помогает именно система аналогий:
картина мира, в которой символ занимает лишь своей определённый сектор значения.
Символ — это сворачивание образа и его содержания в точку: ради того, чтобы
потом они могли быть развернуты в новом жизненном ракурсе. В Вавилоне планеты
мыслились богами, мифологическими персонажами, за индивидуальными чертыми
которых стояла многовековая история складывания этих образов. И символы
астрологии сформировались на базе мифологических архетипов. Мы можем представить
мифологический архетип как символ целой исторической эпохи — той эпохи, когда он
был рождён в сознании человечества, свернутой в один образ. А потом развернуть
его в реальность нашей жизни.
Например, в период обретения своей земли, ограничения себя в пространстве
определённой территорией, формируется образ бога-предка, покровителя своей земли
и своего рода-племени. Он помогает людям в процессе земледелия получить плоды
своего труда, управляет временем истории и судьбой своих потомков. Отдельные
боги земли, времени и судьбы сливаются в астрологическом архетипе
сеятеля-Сатурна, и планета Сатурн символизирует принцип ограничения,
определённости, самости, материальной завершенности, конечного результата. Этот
принцип мы сопоставляем зимнему времени года — знаку Козерога, когда
растительная жизнь замирает, сжатая в скрытое под снегом зерно. Мы можем
развернуть принцип Сатурна на определённые качества человеческой личности
(целеустремленность, сконцентрированность, жёсткость, свой стиль) и увидеть тот
конструктивный элемент, который такой человек может привнести в жизнь
(ответственность за конечный результат). Также мы можем представить сквозь
призму этого символа образ мышления человека, определяемый принципом Сатурна
(вера в себя, материализм, преимущественный акцент на планировании и пользе
дела) или проявление его в различных сферах культуры, науки и искусства
(например, под знаком Козерога родился основатель классической механики Ньютон).
Проходя через символ как некую суть реальности, движение мысли, прежде
концентрировавшееся на стремлении осознать нечто и найти ему аналогию, меняет
знак на обратный. Сознание сходится в точку, а потом, исходя из него, вновь
расширяется, охватывая те актуальные жизненные сферы, которые могут быть описаны
этим символом. Самым глобальным аналогом этого процесса является представление о
Слове, которое, будучи высказанным, породило мир. Таков чисто человеческий
символический принцип мышления, которым не обладают животные,— хотя у них есть и
интеллект, и язык.
Самая разнообразная — сознательная и бессознательная, внешняя и внутренняя —
символика всё заметнее входит в нашу жизнь. Переход от рациональных критериев
восприятия внешнего мира к внутренней реальности души часто сопровождает одна
ошибка, о которой нельзя не упомянуть, вводя человека в мир символизма. Наша
психика склонна принять аналогию (подобие) за конечную истину (факт). Казалось
бы, наши предки преодолели её ещё в языческие времена. Но невладение природой
чувства — недооценка магии тонких субстанций души — до сих пор заставляет людей
абсолютизировать психическую реальность. Эмоциональная природа символа позволяет
нам чувствовать его истинность часто настолько, что мы забываем о том, что
символический смысл реальности отличается от неё самой. Умение пользоваться
бессознательными аналогиями, не впадая в иллюзию — проверка развития нашего
интелекта.
Неспособность разума охватить и осознать архетип часто ведёт к созданию
ментально упрощенных моделей реальности: внешне развернутых и сложных, но на
самом деле более примитивных, не трогающих душу так, как настоящая жизнь. Символ
становится универсален, когда мы раскрываем заложенное в нём первичное
эмоционально-образное содержание реальных процессов жизни: тогда, рождённый
универсальностью жизни, он способен снова отразиться в ней. Если он не обладает
этими свойствами — это временная эмблема, случайный знак. Современная наука
часто подменяет символ знаком, что обедняет наше восприятие мира. Поэтому
актуальным остаётся выявление архетипических реалий символики, обращение к
психическому символизму цвета, звука и образа, что возвращает мертвому знаку его
живое символическое значение. Лишь прикосновение к первообразу дает возможность
творить.
Современная натурфилософия раскрывает преломление в культуре тонких стихий
звука, цвета, мысли и формы, и проводя между ними смысловые параллели, оперирует
психологическими образами музыкальных тонов, букв и цифр. Астрологический язык
аналогий систематизирует элементы души ради сознательного творчества культуры.
Наполнение мира символами даёт возможность лучше осознавать реальность и себя в
ней.
Свидетельство о публикации №120101201587