Праджня парамита или Путь к всеведению

               

                «Равным богам человека делает не вера, а знания».

          Процесс достижения всеведения включает десять элементов:
    Первый элемент: –напряжение мысли  для просветления с позиций учения о Махаяне. Махаяна читтапада,  как считали наши предки,  имеет двадцать два вида качеств: подобно земле, золоту, луне. огню, хранилищу, источнику драгоценностей, озеру, алмазу, горе, лекарству, ученому. Богослову, читтамани, солнцу, пению. Царю, сокровищнице, большой дороге, средствам передвижения, источнику родниковой воды,  мелодии,  реке и облаку.  Известный комментатор «Абхисамаяламкары»  Харибхадра  так поэтически растолковывал эти 22 вида  :
   Подобно земле, поскольку она является основой всех благодеяний;
  Подобно золоту, поскольку  оно не ржавеет и остается чистым при любых условиях;
   Подобно луне, поскольку в процессе сосредоточения и напряжения мысли оно увеличивается из состояния ущерба до полнолуния;
    Подобно огню, так как оно сжигает все, что мешает совершенствованию индивида, как огонь сжигает дрова;
    Подобно хранилищу, поскольку оно вселяет  чувство жалости и сострадания ко всем существам;
  Подобно источнику драгоценностей, поскольку оно остается истинной основой драгоценного знания;
    Подобно озеру, поскольку оно не возбуждается под влиянием нежелательных явлений, как озеро не бурлит, когда в него впадают реки и ручьи;
   Подобно алмазу, поскольку оно является цельным и несокрушимым, как алмаз, так как опирается на несокрушимую веру в Будду;;
    Подобно горе, поскольку оно не меняет своей цели и стоит твердо, как гора;
    Подобно лекарству, поскольку оно лечит болезни несовершенной клеши и проступки людей в сансаре;
   Подобно ученому богослову, поскольку оно никогда не оставляет стремления помочь живым существам;
   Подобно читтамани, поскольку оно исполняет все желания;
   Подобно солнцу, поскольку оно освещает путь совершенствующимся, как солнце способствует росту растений и животных согревая их своими лучами;
   Подобно пению, поскольку оно приятно, как сладостная мелодия проповеди учения Будды;
   Подобно царю, поскольку оно осуществляет свою помощь другим решительно, как царь произносит свои приказы;
   Подобно сокровищнице, поскольку оно является кладезем накопления добродетелей и мудрости;
   Подобно большой дороге, поскольку оно ведет индивида вслед за бодхисаттвами;
   Подобно средствам перевозки, поскольку оно не останавливается нигде;
   Подобно источнику родниковой воды, поскольку порождает все учения и знания, как бурлящая вода входит в состав почвы и растений;
   Подобно приятной мелодии для тех, кто желает достичь нирваны;
   Подобно реке, поскольку оно помогает всем, хорошим и плохим, как река дает всем без  различия свои воды;
   Подобно облаку, поскольку оно несет постоянно груз мудрости и знаний и проповедует его, как облако, насыщенное дождевыми водами, орошает землю.
     « Мудрый, прежде чем подумать, подумает».- учили наши предки. «Управляющий мыслью держит все силы в руке»! – утверждали они. Управление собой, своим бытием, своими отношениями с миром начинается с  управления процессом мышления  и  должно быть осознано каждым человеком и каждым живым существом.

   


Рецензии