Случайность и Судьба Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

       СЛУЧАЙНОСТЬ И СУДЬБА
                ЭССЕ

         В жизни каждого человека есть свой масштаб.
         Он виден сразу.
        Сразу чувствуется что кому-то отведена жизнь необычайно долгая, полная больших событий и ярких метаморфоз, а кто-то - проживет совсем недолго… И жизнь его будет бедна всем - и событиями и радостями и достижениями и даже печалями.
      Порой это чувствуется уже когда ты просто глядишь на человека - и видишь как он ведет себя, как ходит, как говорит и как смотрит по сторонам…
         И конечно всерьез масштаб жизни человека можно определить уже в его молодости.
           Вот наш великий Пушкин… Ведь ясно было изначально, что проживет наш великий Поэт России совсем недолго.
             И тут определяющим фактором станет не только его бурный темперамент и его  «задиристость» и склонность к дуэлям, но и само то, что гениальному Пушкину жить особенно долго было просто незачем - он бы только пережил себя, пережил бы саму свою гениальность, которая феерически ярко проявилась уже в его юности. 
               И это с женитьбой Пушкина собственно уже и стало происходить - с возрастном  Пушкин стал писать и часто много хуже, чем писал он в молодые годы.
                Взявшись за прозу, Пушкин не проявил себя как гениальный русский мастер прозы… Что бы изворотливо ни говорили по этому поводу правеверные и неизменно льстивые по отношению ко всему Пушкиным написанному отечественные пушкинисты.
            «Капитанская дочка» Пушкина - это далеко не мирового уровня произведение. И это отнюдь не «Война и мир» Льва Толстого по высочайшему философскому и художественному уровню.
              Ну может быть пушкинские «Повести Белкина» - это по своему все таки шедевры, под стать будущим шедеврам в прозе Льва Толстого, Достоевского, Чехова. 
                А остальное написанное Пушкиным не в стихах в зрелые уже годы - не его уровень вовсе… Отпечатка подлинной «изначальной» пушкинской гениальности во всем этом уже нет.
                Ну что такое например пушкинская «История Пугачевского бунта» - да так какое-то честное исследование, вполне почтенное  историческое исследование, но со своими внутренними мировоззренческими и иными ограничениями. Хорошо написано, много изыскательской работы автором проделано  но -  историческое сочинение это  не гениально.
                Собственно Пушкин после рубежа своего тридцатилетия все в больше и большей мере не знал - что же ему теперь писать и как ему теперь жить … И не знал - кем ему теперь в жизни по большому счету быть.
                Гениальный поэтический взлет Пушкина остался в прошлом - и в его стихах молодых лет и в его реальной вольной жизни в те славные годы.
                Пушкин женился как и положено - на московской дворянке-красавице. Он с возрастом явно стремился стать во всем «умеренным» отцом семейства и обывателем (светского уровня конечно). И жизнь Пушкина ощутимо потеряла с этих пор яркие краски.
                Ведь настоящий великий Пушкин - поэт цветущей молодости.
                Таким он и остался для потомков. И переродиться Пушкин не мог. Он мог только пережить себя как гениального вольнолюбивого поэта молодого счастья жизни.
                Это была бы печальная картина конечно.
                Но Пушкин до зрелых лет не дожил - он погиб. И то своему это очень закономерно.
                То же самое (хотя и в окружении других реалий жизни и с другими деталями конечно) можно сказать и о Байроне, о Лермонтове и о Есенине в более позднюю уже историческую эпоху.
                Это были гениальные творцы в своей пылкой молодости, которых мудрыми и в зрелые годы - и не представить.
                Совсем другой феномен - Лев Толстой например.
                С молодости стремился Толстой быть именно учителем жизни, мудрецом и пророком, провозвестником новой «правды жизни» и новой религии.
                И для этого конечно нужно было жить долго, очень долго… Пройти в своей жизни «огонь и воду» и все на свете испытать и перечувствовать…
                Ирония судьбы Льва Толстого однако в том, что как пророк некой новой религии  Лев Толстой оказался вполне зауряден на широком фоне истории…  А как писатель-творец он был гениален.
                Хотя свои собственные величайшие достижения в литературе Лев Толстой в поздние годы жизни не особенно и ценил.
                В своих духовных и жизненных исканиях Лев Толстой прошел мимо непреходящей ценности культуры и фактически вернулся к прославлению первобытного существования… А это было в конечном счете и неоригинально и по сути дела скучно, неестественно и пошло.
                Но Льву Толстому, если исходить из склада его души и характера, и до глубокой старости было зачем жить…
                Не все люди, далеко не все люли могут похвастаться этим. И потому очень часто преждевременно и уходят из жизни.
                Чтобы жить - нужна цель, нужна великая и властная мотивация…
                Тогда человек становится жизнестойким, он может выносить любые превратности своего исторического времени и любые удары судьбы…                И сам его организм обретает крепость в итоге…
                Этот человек уже неуязвим для фатальных болезней… Неуязвим и для несчастных случаев так же (как ни парадоксально это на первый взгляд звучит).
                Я далек и от наивного мистицизма и от правоверной ортодоксальной религиозности любого толка. Но в безраздельное господство в жизни случайности - верить в любом случае невозможно.
                Не потому только что в жизни есть так называемые «закономерности», которые доказала наука и которым подчиняется, в частности, и человек в своем существовании.
                Дело в том что уровень взаимодействия человека с окружающим миром намного выше чем это обычно кажется на первый взгляд.
                На человека влияет все вокруг - его комната и дом, в котором он живет, улица по которой он ходит ежедневно, сад в котором он гуляет вечерами…
                И в свою очередь сам человек постоянно посылает мысленные сигналы в окружающий мир… сигналы мыслей и чувств, которые этот мир вокруг как-то таинственно воспринимает и на которые мир непременно реагирует, создавая те или иные новые жизненные обстоятельства и ситуации и влияя этим на жизнь человека.
                Мистика? - Едва ли. Просто нам многое еще неизвестно в окружающем мире. И неизвестны наполняющие мир волны энергии и их свойства и возможности…
                Не одни например электромагнитные волны есть вокруг нас… Явно есть и  иные волны и формы энергетического воздействия на организм человека и его сознание  в окружающем мире… И их мы чувствуем,  и они влияют  на нас…  На наше поведение и наши судьбы.
                Но эти невидимые воздействия внешней среды мы научно определить и осмыслить пока  не можем.
                Вряд ли в мире есть бессмертие. Вряд ли.
                Это противоречило бы самой сущности мира - она состоит в движении и в  бесконечных превращениях энергии и материи, когда одно с течением времени перестает существовать и перевоплощается в другое, часто противоположное или совершенно инородное прежнему состоянию материи, духа  и «вещества существования» как говорил Андрей Платонов…
                Как тленная плоть умершего может отчасти «переродиться» в итоге целой сложнейшей цепи биологических метаморфоз в цветы на его могиле…     Так перерождается и перевоплощается и многое вокруг нас.
                В итоге все новых бесконечных смертей и рождений,  постоянно  и до неузнаваемости перерождается мир и населяющие его организмы.. Замечаем мы это или нет.
                Но из череды бесконечных случайностей и некого беспорядочного «броуновского движения» молекул жизнь человеческая тоже не состоит.
                В нашей жизни несомненно есть великий  смысл.
                Вместе с тем далеко не всегда этот потаенный сокровенный смысл существования  нам самим понятен и доступен.
                Хотя он  несомненно есть и очень многое в нашей жизни определяет.
                Я например в своей жизни и в своей далеко не легкой и не простой  судьбе смысл своего существования в мире в конце  почувствовал ясно - служить Поэзии… Поэзии с Большой Буквы… Служить ей всеми силами своей души и самого своего существа.
                Для этого служения я рожден. И к этому служению призван.
               
         
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   




               
               
               
         
         


Рецензии