Дворцы Петербурга. 68. Марли
в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф.
Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 году
резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем
(не сохранилась; разрушена во время Великой французской революции в 1789 году).
Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип;
от него заимствованы общие композиционные решения и идея сочетания
декоративного и хозяйственного предназначения парка – это уже иных ансамблей тип!
Павильон-дворец сооружён одновременно с закладкой Марлинских прудов в 1720-1723 годах.
Первоначально планировался один этаж.
В процессе постройки по распоряжению Петра в проект внесли изменения
и дворец приобрёл второй этаж,
что придало пропорциям дворца уравновешенность
(в объёме дворец - чётко выявленный куб) и законченность.
Относительно других построек Петергофского ансамбля отмечается особая скромность дворца,
характерная и для других малых дворцов, созданных для Петра
(в Санкт-Петербурге, например, – скромность Летнего дворца).
Фасады Марли декорированы лаконичными деталями –
рустованные лопатки с дорическими капителями, с коваными решётками балконы,
переплёты мелкой квадратной расстекловки окон. Всего во дворце 12 помещений,
не считая лестницы и двух коридоров, что к комнатам относиться не склонны.
Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала.
Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).
Первоначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе;
однако уже в середине XVIII века он приобрёл мемориальный характер и в Петергофе.
Здесь долгое время хранился гардероб Петра I
(впоследствии большая часть его передана в Эрмитаж) и другие личные вещи Петра I.
В дальнейшем за всю царскую историю не менялось его предназначение,
не изменялось и его значение.
В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент.
Необходимость радикальных работ возникла из-за того, что пошли трещины по стенам дворца.
Руководил реставрационными работами инженер А. Семёнов – мастер с руками творца;
все подлинные детали отделки были сохранены – все до одной,
а точность воссоздания была превосходной.
Дворец сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны
от попадания мины замедленного действия (коллекции были эвакуированы в 1941 году).
Фасады были восстановлены после 1955 года в скромной его красоте всей,
причём с 1982 года Марли снова открыт для посещения как музей.
В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты:
морская шинель императора Петра I и кафтан с шитым орденом Андрея Первозванного,
книги из его библиотеки, стол с «аспидной» доской, выполненный руками царя,
его личная посуда, была и руками Петра I сделанная - из чего-то для него желанного.
Здесь же представлена коллекция живописи, собранная императором для дворца,
которая составляет основу живописной экспозиции дворца.
В неё входят работы малоизвестных голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII-XVIII веков:
А. Сило, А. Сторка, П. Белотти, А. Челести и других художников.
Некоторые предметы меблировки аутентичны,
другие тщательно подобраны по аналогии,в соответствии с сохранившимися документами.
Составители документов были внимательны и в хорошем смысле педантичны.
Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и всегда!
На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
Свидетельство о публикации №120100905276