Конкурс. Метаморфозы жанра в Октябре - 2020
Начинаем очередной конкурс из серии "Метаморфозы жанра по месяцам". Наш месяц ОКТЯБРЬ - весьма кстати посвятить замечательному жанру:
ЭЛЕГИЯ
Один из самых популярных жанров мировой лирики – ЭЛЕГИЯ. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, ностальгией по прошлому. В разные исторические периоды (начиная с античности) стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени.
Элегия ведет свою родословную с античности;
ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia) - жалобная песня. Первоначально элегия была распространена в ионийской Малой Азии, возникнув из поминального плача. ЭЛЕГИИ исполняли на похоронах, сопровождая пение игрой на флейте. Позднее ЭЛЕГИИ стали просто декламировать, а жалобная песнь тростника - как иногда расшифровывается этот термин - приобрела совершенно другую направленность: в VII-V веках до н.э. ЭЛЕГИИ стали исполняться на пирах. Соответственно изменилось и содержание ЭЛЕГИЙ - в них зазвучали политические, философские темы и просто житейские размышления.
Сохранилось предание о хромом школьном учителе Тиртее (VII в до н.э.), отправленном в насмешку жителями Афин командовать войском спартанцев, которые вынуждены были выполнить волю оракула. Тиртей прекрасно справился с неожиданными обязанностями: он вдохновил своими элегиями воинственный дух спартанцев. В этой легенде отразилось давнее понимание элегии как одного из жанров гражданской поэзии. Однако патриотическое содержание не закрепилось в дальнейшем за ЭЛЕГИЕЙ.
Существенные изменения ЭЛЕГИЯ претерпевает в эллинистическую эпоху: в ЭЛЕГИЮ проникает любовная тематика. Каллимах и его последователи, используя мифологические образы, сетуют на безответную любовь, предаются печали, полагая, что одному поэту суждено пережить муки и горести отвергнутого возлюбленного. Эта тема будет подхвачена авторами римских элегий: Катуллом, Овидием. Однако в их творчестве ЭЛЕГИЯ занимает промежуточное положение среди других жанровых форм.
Творцом ЭЛЕГИИ как жанра считается Гай Корнелий Галл (69-68 до н.э. - 26 до н.э.), завоевавший известность четырьмя книгами ЭЛЕГИЙ, посвященных возлюбленной Кифериде, которую он в стихах называл Ликоридой. Именно благодаря Галлу за ЭЛЕГИЕЙ было закреплено право воспевать любовь без взаимности и безотрадные страдания. Существует шутливое предположение о том, как возникла ЭЛЕГИЯ: когда влюбленный поэт оказался перед закрытой дверью той, которую он боготворил, он выразил свою боль в ЭЛЕГИИ.
ЭЛЕГИЯ помогает личности осознать свою пространственно-временную принадлежность к вселенной. Ход мыслей в элегии: я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь. Так будем же ценить краткие мгновения бытия и счастья.
Можно сказать, что в XVII веке сформировались теоретические модель жанра. Мартин Опиц в «Книге о немецкой поэзии» (1624), обобщая опыт античных и ренессансных поэтов, дает определение ЭЛЕГИИ, близкое общепринятому: «В элегиях прежде всего говорится о грустных вещах, в них оплакиваются также любовные переживания, жалобы влюбленных, размышления о смерти, сюда же относятся послания, повествования о собственной жизни и тому подобное». Опиц при этом ссылается на мастеров элегии: Овидия, Проперция, Тибулла и др.
В романтическую эпоху популярность обретают элегии Альфонса Ламартина. Вдохновленный лирикой Петрарки, очарованный поэмами Оссиана, Ламартин искренне, но весьма велеречиво поведал о подлинных, а не выдуманных потерях своих возлюбленных. Ламартин воскрешает образы прекрасных женщин, его скорбь безмерна, и лишь природа умиротворяет израненное сердце:
Пусть времени полет стремится
И все с собой уносит он;
В душе тоскующей хранится
Любви моей последний сон.
День каждый падает за мною,
Как, близких бурь послыша свист,
Угрюмой осени порою
Валится с дуба мертвый лист,
Уже весны моей не стало,
Уже полсердца отцвело,
И на лице печали жало
Следы глубоко провело.
(Перевод П.А. Вяземского)
Элегия соответствовала всеобщей моде на разочарованность, элегическая поэзия Альфонса Ламартина создала культ природы, выступающей как антипод общества.
В XVIII веке в русле сентиментализма сосредоточием интересов поэта постепенно становится частная жизнь, а тут уж без ЭЛЕГИИ не обойтись. ЭЛЕГИЯ по своей сути личностна, лирический герой выделяется из некоторого условного коллективного «я» и поднимает бунт против вечных законов природы, отстаивая равные права каждого на счастье.
К элегии обращаются в конце XVIII века французские поэты: Эварист Парни, с которым познакомил русского читателя К.Н.Батюшков, Шарль-Юбер Мильвуа, которого переводит Е.А.Баратынский, и Андре Шенье, которому посвятил элегию А.С.Пушкин. Французские поэты в жанр ЭЛЕГИИ внесли ряд новых мотивов. ЭЛЕГИИ Парни были посвящены не абстрактному кумиру, а его возлюбленной Элеоноре. Отсюда в ЭЛЕГИЮ проникает биографизм, медитатизм отступает перед опытом. Усиливается мифологичность и аллегоризм, которые позволяют придать ЭЛЕГИИ легкий эротизм. Любовь в ЭЛЕГИИ Парни плотская, земная, пренебрегающая целомудрием. Природа в ЭЛЕГИИ выступает как чуткий собеседник лирического героя.
Шедевром европейской ЭЛЕГИИ стали достижения Гете в этом жанре: «Ильменау» (1783) и «Римские элегии» (1788). В первой ЭЛЕГИИ Гете разрешает философские закономерности бытия: связь прошлого с настоящим, слова и дела, добра и зла. Но главный вопрос ЭЛЕГИИ, как соединить творческую свободу личности с исполнением долга. По мысли автора «Ильменау», каждый человек, будь он князь, поэт, рудокоп или крестьянин, обязан следовать своему призванию, а предназначение всех людей - совершенствовать жизнь и украшать землю. В «Римских элегиях», написанных гекзаметром, использованы античные образы. Аллюзии из римских поэтов налагаются на собственные лирические волнения - победы и неудачи. Конкретность и откровенность отступают, поэт вовремя прибегает к фигурам умолчания. Сквозь яркость образов вечного города время от времени проступают контуры веймарского чопорного общества. В ЭЛЕГИЯХ Гете жанр впервые обретает универсальность, становится своего рода аналогом эпопеи, но применительно к отдельной личности. Опыт создания универсальной ЭЛЕГИИ в XX веке был подхвачен Райнером Мария Рильке в его «Дуинских элегиях».
Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с созданием В.А. Жуковским «Сельского кладбища» и «Элегии» («Угрюмой осени мертвящая рука...»). Благодаря В.А. Жуковскому в моду вошла так называемая «кладбищенская поэзия», которой присуще особое видение мира. Сельские ландшафты помогают забыть испорченную городскую культуру. В уединении лирический герой предается меланхолическим размышлениям о суете и тщете жизненных устремлений. Постигнув бренность земного существования, помыслы свои лирический герой обращает к вечности.
Итак, увлечение ЭЛЕГИЕЙ возникло вследствие романтической оппозиции рассудочной поэтике классицизма, сковавшего строгими правилами свободное излияние чувств. В ЭЛЕГИИ главной темой становится любовь. Более того, возникающее влечение непременно требовало элегического самовыражения. За элегией закрепляется окончательно любовное содержание, но любовь становится лишь поводом к разладу с миром.
В антологии «Русская элегия XVII - начала XX века» помещен цикл из пятнадцати ЭЛЕГИЙ А.С. Пушкина, означенный автором в перечне начала 1817 г. Большинство из этих ЭЛЕГИЙ при жизни поэта не печатались, что и не удивительно: жанровое в них побеждает индивидуальное:
Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
В этих ЭЛЕГИЯХ отсутствует философское осмысление раннего жизненного опыта, которое придет к А.С. Пушкину в более поздних ЭЛЕГИЯХ. Пройдет не более семи лет, и Пушкин в «Евгении Онегине» создаст предсмертную ЭЛЕГИЯЮ Ленского (глава шестая, строфа XXI-XXII), в значительной мере пародирующую образцы элегического творчества посредственных авторов М.В. Милонова, В.И. Туманского и др., перепевающих известные мотивы увядания и обреченность чувствительной поэтической души.
В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра. Это «Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других.
Пушкинская элегия этого периода преображается. На смену лицейской «унылой элегии» приходит элегия раздумчивая, философская, приемлющая жизнь во всех ее проявлениях как дар, ниспосланный свыше. В ЭЛЕГИЯХ Пушкина возникает и тема смерти, они посвящены Д.Г.Н. Байрону и А. Шенье, в них угадываются тени декабристов. В ЭЛЕГИЯХ двадцать восьмого года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины. ЭЛЕГИИ Пушкина сосредоточены на постижении законов бытия, смысл которых открывается лирическому герою в неизбежности потерь и необратимости перемен.
ЭЛЕГИЯ Пушкина была ориентирована на традиции Байрона, а не Ламартина. Отсюда проистекает не меланхолическая расслабленность, а мужественный стоицизм. ЭЛЕГИЯ Пушкина в одних случаях откровенно биографична («Выздоровление»), в других - личностное зашифровано, передано опосредовано («Андрей Шенье»), но необычно интенсивное обращение к жанру ЭЛЕГИИ было, очевидно, внутренне мотивировано переменой мест: ссылка и открытие южной природы и, прежде всего, моря. Расставание с близкими побуждало ссыльного поэта к подведению первых жизненных итогов. Ссылка - рубеж, но за ней последовали новые впечатления. Поэт в конкретных проявлениях постигал важнейшую жизненную закономерность - ее изменчивое постоянство, а ЭЛЕГИЯ предоставляла адекватные формы для ее выражения. Впрочем, нельзя не заметить, что Пушкин раздвигал жанровые рамки ЭЛЕГИИ.
В элегии «Погасло дневное светило...» используются рефрены, что куда более свойственно балладе; иные из ЭЛЕГИЙ близки дружескому посланию («В.Ф. Раевскому»), другие - романсу («Я пережил свои желания...»), в ЭЛЕГИИ «К морю» ощутима временами одическая интонация. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») представляет собой по числу строк сонет.
Пушкинская традиция расширения границ жанра и смешения с другими жанрами оказалась чрезвычайно плодотворной и была подхвачена поэтами последующих десятилетий.
М.Ю. Лермонтов лишь двум стихотворениям дал название «Элегия» («О! если дни мои текли...», «Дробись, дробись, волна ночная...»). Первое написано в 1829 г., второе - в 1830. Однако, помимо этих юношеских опытов, у Лермонтова немало стихотворений, жанр которых близок к элегии. Это и «Дума» (1838), и «Как часто пестрою толпою окружен» (1840), а также «И скучно, и грустно» (1840).
Элегическое мироощущение характерно и для стихотворения тридцать восьмого года:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной:
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать, что мне Бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Элегическая мысль звучит подчеркнуто уверенно и четко, в осуждении собственного прошлого ощутимо отчасти боль одиночества, отчасти же - упоение одиночеством и самобичевание.
В «Думе» элегия не пренебрегает сатирой, патетикой и даже дидактикой. В ЭЛЕГИИ «И скучно, и грустно» ощутима эпиграмматичность с ее язвительной краткостью афоризмов.
Наблюдения над эволюцией ЭЛЕГИИ в творчестве Лермонтова позволяют высказать суждение, что в лирике, наряду с элегиями как жанровой разновидностью, существует немало элегических стихотворений по настроению и мысли, которые, тем не менее, соответствуют сложившемуся в теории и практике представлению об элегии.
Приведем пример из поэзии А.К. Толстого:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
В этом коротком стихотворении все признаки элегии налицо: осенний пейзаж, грусть, слезы, любовь. Но, чтобы определить жанр как элегию, стихотворению не достает последовательного развития мысли, отражающего борения души и авторское самопознание. Для элегии оно слишком фрагментарно.
Практически у любого поэта можно найти немало стихотворений, приближающихся к жанру элегии, но остающихся элегическим стихотворением. Элегия продолжает жить в XIX веке: причина кроется в способности жанра к саморазвитию и возможности веления диалога с читателем. Со времен Пушкина происходило философское обогащение жанра. Н.А.Некрасов внес в элегию разночинскую социальную активность и приближение к жизненным обстоятельствам. Характерно, что автор «Последних песен» в духе жанра трактует биографию как судьбу. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») - своего рода антология жанра, ибо Некрасову удалось вместить в одном стихотворении и образную систему, и проблематику всей отечественной истории элегии.
Поэты серебряного века В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, Игорь Северянин, Юргис Балтрушайтис, обращаясь к ЭЛЕГИИ, скорее реставрируют жанр, нежели преображают. Возникает своего рода подражание, маньеристская ЭЛЕГИЯ:
Вы помните прелестный уголок -
Осенний парк в цвету янтарно-алом?
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки?..
Набор подобных тропов из «Янтарной элегии» (1911) Игоря Северянина происходит не из элегического состояния души, а лишь внешне маскируется в элегические одежды.
События революционных лет, как это не парадоксально, возродили жанр ЭЛЕГИИ в отечественной поэзии. В ЭЛЕГИИ усиливается и по-новому трактуется власть времени. ЭЛЕГИЯ печально оплакивает не только утраты близких, хотя и этот мотив наполняется особенно горьким смыслом, но и уход в небытие целой эпохи. Обращение к жанру ЭЛЕГИИ В.Ходасевича, А.Ахматовой, А.Введенского и некоторых других их современников оправдано глобальными потерями всего случившегося. Близки элегиям многие стихи С.Есенина, в поэзии которого слились песенный фольклор и традиционная образность жанра ЭЛЕГИИ.
В западной лирике к жанру ЭЛЕГИИ в XX столетии обращаются самые выдающиеся поэты, такие, как Б.Брехт, Н.Гильен, Томас Элиот, Уистен Хью Оден и, наконец, наш бывший соотечественник Иосиф Бродский. В «Большой элегии Джону Донну» (1963) Бродский воссоздает не образ поэта, а образ его поэзии. Отсюда возникает центральный образ сна, охватившего вселенную: со смертью поэта-метафизика останавливается процесс постижения первопричин бытия, природа замирает. Избыточность подробностей, надрывность интонации, поспешная попытка сказать все обо всем отчасти имитирует манеру самого поэта - елизаветинца, к которому обращены стихи И. Бродского.
По стихотворной форме ЭЛЕГИЯ изначально в древнегреческой поэзии обозначала стихотворение, написанное строфой определённого размера, а именно двустишием. Но позже жанр принимает более свободную форму.
Итак, выделим главные характерные особенности для жанра ЭЛЕГИЯ:
1) философское раздумье над сложностью жизни
2) чаще всего пишется от первого лица
3) Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование.
4) может соприкасаться с любовной лирикой, а также иметь связь - с пейзажной.
5) бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ОКТЯБРЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛАМ ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ: ЗАПАД... или ЛЮБОМУ ВИДУ ЛИРИКИ, но СТИХИ, которые можно отнести к жанру - ЭЛЕГИЯ, при всей свободе по отношению к форме. (может быть написано катренами или нет, иметь рефрены или нет.
Другие стихи приниматься не будут.
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения жанра - ЭЛЕГИЯ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, написанное в ОКТЯБРЕ 2020 года. Будем внимательны!
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца ОКТЯБРЯ. Затем 1 НОЯБРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №120100708650
Голосование...
Маллар Ме 01.11.2020 00:55 Заявить о нарушении