Он любил жизнь
Папа мой в детстве ассоциировался с запахом портупеи, на которой он точил лезвие опасной бритвы.Запах кожи исходил и от протеза, стоящего в углу, когда он снимал его.Этот запах наполнял меня чувством радости, всепоглощающего счастья и безопасности.
Он тогда много пел, хотя и фальшивил, особенно любил военные марши,потом в его репертуаре появились и лирические песни и даже оперные арии. Он сам смеялся нед своим пением, но петь любил. В то послевоенное время он старался жадно впитать в себя все прелести мирной жизни. И я чувствовала, что была его самой замечательной частью..Его "голубая мечта" была- обучить меня музыке. И вскоре в доме появилось пианино.
Папа всегда был внимательным, не пропускал мелочей в моём воспитании. Его взгляд, порой требовательный, был полон любви. Он наполнял нашу жизнь книгами, много и жадно читал сам (первой большой покупкой в нашей семье был красивый старинный книжный шкаф). Он играючи пристрастил меня к чтению. Сейчас я понимаю, что это было психологически и методически лихо и здорово! Он старался подарить мне новый мир ощущений и радости.
Из всех своих поездок привозил подарки. Как-то раз из Ленинграда привёз коньки на ботинках- мечту всех детишек послевоенной поры. Он хотел, чтобы я была развитой и спортивной. А у папы в детстве не то чтобы коньков обуви порой не было. Семья папы была многодетной: семь человек детей, отец-инвалид, мать-домохозяйка.
Хоть и в тесноте и часто в голоде жили, но не в обиде. Дети были организованны так, чтобы участвовать в общей работе на благо семьи. У каждого были свои обязанности, помогая отцу-сапожнику, кто-то делал деревянные гвоздики, кто-то сучил дратву,другой подбивал,шил,подшивал и т.д. В летнее время начиналась полевая страда, и там уже управляла детьми мать. Когда уже было невозможно дышать от жары,( папина семья жила в Вольске, Саратовской области )находила слова, чтобы закончить работу, ведь зима была долгой, а голод не тётка. Потом эта выносливость пригодилась папе на войне.
И в мирной потом жизни он избрал профессию учителя, впитав дух коллективизма и взаимопомощи с детства, поощряемые родителями, обладающих педагогической интуицией. И на педагогической ниве проработал всю свою жизнь, ответственность была его основная черта характера.
В школе папа учился хорошо. Школа поддерживала его, награждая то обувью, то одеждой, поездкой в пионерлагерь, а потом и бесплатным средним образованием- тогда оно было платным.
После школы пришло время идти в Армию. Шёл сороковой год. Армейская служба его началась в Монголии. Затем, когда стало ясно, что Япония не нападёт, их перебросили под Сталинград. Война была в самом разгаре.
Он много писал после войны о пережитом. Сажал меня напротив себя и читал мне о самой кровавой войне в нашей истории. Я была тогда семилетнем ребёнком, но помню то волнение, с которым он читал. Порой смахивая слёзы, порой замолкая, чтобы проглотить комок в горле. Я чувствовала себя участником тех событий: вот папа собирает амуницию, а враг взял его в "вилку" и он мечется в этих разрывах, но продолжает собирать катушку кабеля. Вот он бежит после ночного форсирования Сиваша на бьющие по ним пулемёты, раздирая рот в "Ура-а-а",а вот и Сапун-гора,где уже спустя много лет я увидела памятник 51-й армии, папиной армии.
Таких картин я могла бы привести очень много. Папиной любимой песней была"Я люблю тебя, жизнь". Выжив в голодные детские годы, пройдя суровые военные испытания, он по-настоящему любил жизнь. Он и меня всегда учил не отчаиваться:"Если уж поставила цель, иди только вперёд!" Он мог раздвинуть для меня тучи и горизонты. И делал это до конца жизни.
Папочка, прости меня! Ты мой самый любимый! Я всегда храню твой образ в душе.
Свидетельство о публикации №120100507569
был идеалом. И я невольно вспомнил о нём.
С глубоким уважением, Артём.
Артём 80 13.10.2020 19:23 Заявить о нарушении