Смерть от ромба. Ромб и крест

Крест мы уже проходили. Две тысячи лет шли для того, чтобы ососзнать, что тобы попасть ко Христу, не надо умирать на кресте.
Потому цивилизация смерти предлагает нам другой вариант:
Смерть от ромба. Причём тромб и ромб – слова родственные, где тромб – это твёрдый ромб.
Итак:
Ромб и крест: Система четырех миров
• Забрать себе
• Забрала
• Сделала пометку – читать сквозь текст
Поделиться:
Поделилась:
Эта статья рассматривает построение системы миров в разных философских учениях - и то место, которое занимает среди них человек и культура, возникающая на скрещении субъектного и объектного миров.  Я возвращаюсь к тому кругу проблем, которые уже рассматривал Алексей Буров в статье "Треугольник Пенроуза и его братья".
У моего подхода три особенности:
1. Я рассматриваю триаду миров, представленную у Р. Пенроуза и у самого А. Бурова, как сложение двух диад, двух двоемирий,  восходящих к Платону и Декарту.
2. Я предлагаю дальнейший шаг: сложение двух треугольников - К. Поппера и Р. Пенроуза. На их основе возникает тетрада как наиболее полное представление о метафизической сложности,  многомирности бытия.
3. Центральное положение в этой фигуре ромба-креста занимает человек, осуществляющий сложнейшую взаимоналадку и состыковку четырех миров.
                1.
Есть древняя метафизическая традиция: объяснять драматическую противоречивость нашего мироздания тем, что в нем соединяются два или несколько миров. Обычно эти взгляды классифицируются как дуализм, а если предполагается число большее, чем двоица, - как "плюрализм",  словно бы "множественность" исключает качественную разницу между тремя, четырьмя, десятью или тысячью.  Но у каждого конкретного числа есть своя логика. В этой статье предлагается взгляд на мироздание как на систему четырех миров, каждый из которых имеет основания в самом себе и вместе с тем связан с другими мирами. Разумеется, я имею в виду не физическую (квантовую) концепцию мультиверсума, а философскую традицию, заложенную Платоном.
Платон разграничивает два мира: вечных идей (эйдосов), прообразов всего сущего, - и их отражений, преходящих вещей.  "Прежде всего, нужно различать то, что всегда есть, но не имеет рождения, и то, что всегда рождается, но никогда не существует. Первое постигается разумом, при помощи мышления, как всегда тождественное самому себе, а второе при помощи неразумного чувства подлежит мнению, как нечто рождающееся и погибающее, но в действительности вовсе не существующее" ("Тимей", 28 а).
                Вещи. Преходящее               
                Идеи. Вечное
Таков простейший графический образ платоновского двоемирия: мир идей в глубине, в основании - а на поверхности материальный мир изменчивых явлений,  который нам только и дано чувственно воспринимать.
Следующий наиболее известный образец дуализма - философия Р. Декарта, утверждавшего бытие двух сотворенных Богом самостоятельных субстанций: мыслящей и протяжённой. Душа обладает свойством мыслить и сознавать себя, тогда как телесная субстанция обладает протяженностью в пространстве.
Мир субъекта                Мир объекта
Душа, разум, мысль                Протяженная субстанция
Декартово двоемирие интересно сопоставить с Платоновым. Очевидно, что две дихотомии: идей и вещей и  души и тела -  во многом совпадают, прежде всего, в том, что постулируют особый мир объектов, материальных явлений. Радикальное различие касается ментального мира. Декарт говорит не об объективных идеях, а о субъекте, о человеческом разуме, который сам для себя составляет источник достоверности.  Источник бытия субъекта - в нем самом, в его способности мыслить. "Cogito ergo sum".  Если миры объектов (тел, вещей, материальных явлений) у Платона и Декарта  по сути идентичны, то идеальные миры  глубоко различны: мир объективных  форм, столь же вечных, неизменяемых, как математические структуры, - и мир мыслящего субъекта.
Если схематически соединить три мира, как они постулируются Платоном и Декартом, то возникает  следующая фигура:
    Такому троемирию, однако, не хватает полной  связности, которая могла бы превратить схему в треугольник. Есть ли какая-то связь между миром идей-форм и мыслящим человеческим субъектом? Ответ на этот вопрос найдем у И. Канта, который описал мир трансцендентальных идей, формирующих человеческое мышление. Они не извлечены из чувственного опыта, но предзаданы ему, априорны, как, например, формы времени и пространства, которые организуют наше восприятие материального мира. Таким образом, мир эйдосов или форм можно назвать платоновско-кантовским, поскольку он предзадан не только материальному миру, но и миру субъекта.         
Итак, Мыслящий Субъект – Мир Идей – Мир Материи. Этот треугольник в известной степени воспроизводит известную марксистскую схему трех основных направлений философии: субъективный идеализм - объективный идеализм – материализм. Правда, марксизм признавал первичность материального мира и производность (вторичность) двух остальных, тогда как у Платона первичным выступает мир идей, а Декарт и Кант рассматривают миры субъекта и объектов как равноправные.
Образ троемирия, не ограничиваясь философией, проник и в науку. Роджер Пенроуз, один из крупнейших современных физиков и математиков, свое общее представление о мироздании графически изображает именно таким треугольником:
Этот треугольник соединяет платоновское двоемирие (математический - физический миры) и декартовское (ментальный - физический миры). Причем Р. Пенроуз поясняет, что платоновский мир включает не только математические, но и другие идеи, в том числе нравственные, эстетические, теологические:
"Возможно, реальностью в платоновском смысле следует наделить и прочие абстрактные концепции, а не только математические. Сам Платон настаивал, что идеальные понятия "добра" и "красоты" реальны ничуть не меньше, чем математические идеи".[1]
 Отсюда следует,  что кантовские "трансцендентальные идеи" (т.е. невыводимые из чувственного опыта и познания) тоже могут быть включены в платоновский, точнее, платоно-кантовский мир. Причем он отличается от "ментального мира", т.е. мира субъекта, который Пенроуз описывает так:
 "В этом мире есть счастье, боль и цвет. В нем хранятся наши самые ранние детские воспоминания и ждет своего часа страх смерти. В нем - любовь, понимание, знание различных фактов, а также невежество и мстительность. Этот мир содержит образы столов и стульев, здесь запахи, звуки и всевозможные ощущения смешиваются с нашими мыслями и решимостью действовать".
Однако эти три мира не охватывают еще одной важнейшей сферы мироздания, которую можно назвать "культурой", или "миром исторических трансформаций".  Именно этот мир постулируется выдающимся философом науки и общества  Карлом Поппером, который построил свой треугольник с целью преодолеть декартовский дуализм и показать, что миры мышления и протяжения могут проникать друг в друга и создавать третий мир.   
Согласно К. Попперу, природа, совокупность физических явлений образует первый мир; внутренний мир субъекта  - второй; а третий строится совокупными усилиями человечества, которое делает следующий шаг, преобразуя природу мыслью субъекта и создавая на основе таких трансформаций  мир культуры.  Вот как Поппер характеризует эту сферу реальности:
"Под третьим миром я подразумеваю создания человеческого ума, такие, как языки, сказки, истории и религиозные мифы; научные предположения или теории и математические конструкты; песни и симфонии. Но также аэропланы, аэропорты и другие инженерные подвиги". [2]
Поппер оговаривает последовательный характер возникновения этих миров: из первого, физического возникает второй, психический, ментальный, а из второго - третий, культурный, в котором снимается противоположность объектного и субъектного. Культура - это и есть объективация стремлений и способностей субъекта, создание второй, рукотворной и "умотворной" природы.
Подведем итог этому краткому историческому экскурсу.  Два великих мыслителя, Платон и Декарт, открывают вход в классическую античную философию и  философию Нового времени. Они исходят из диады миров, у которых один элемент общий (материальный мир), а два других различаются (платонический мир форм и декартовский мир мыслящего субъекта).
Соединение этих двух дуализмов позволяет, уже в наше время, создать триадическую систему, представленную треугольниками К. Поппера и Р. Пенроуза. В этих триадах два элемента совпадают (ментальный и материальный миры),  а два элемента различаются (платонический мир форм у Пенроуза и мир культуры у Поппера).
Мне представляется, что обе эти сферы,  чистых форм и культурных трансформов, обладают собственной реальностью. Подобно тому, как две диады, при совпадении одного их элемента можно объединить в треугольник, так два треугольника, при совпадении их двух элементов, можно объединить в тетраду.
                2.
Рассмотрим далее тетралектику  - логику взаимодействия четырех миров. Графически эту систему лучше всего представить в виде ромба.
По горизонтальной оси противоположные углы этого ромба образуются мирами субъектов и объектов. Объекты имеют материальные свойства, они ощущаемы или наблюдаемы посредством приборов, они образуют физическую вселенную, наблюдаемую сегодня в размахе 45  порядков величин, от макрокосма до микрокосма  (19 порядков от размера Хиггс-бозона до масштаба человека и  26 порядков от человека до границ расширяющейся Вселенной).
Мир субъектов обретается внутри них самих: воля, эмоции, желания, дарования, способности и потребности, характер,  совесть,  разум, самосознание, духовная жизнь. В этом мире пребывают "я мыслю",  "я люблю", "мне больно", "мне радостно". Субъект – это деятельный, мыслящий и чувствующий индивид, "кто",  в отличие от объекта, "что".
Миры субъектов и объектов взаимодействуют между собой в обоих направлениях, что отмечено стрелками. Субъект воспринимает и познает объектный мир, который в свою очередь оказывает воздействие на мир субъектов посредством природного детерминизма и естественного отбора.  Субъект испытывает разнообразные  воздействия внешнего мира, которые воспринимаются им как ограничение, угнетение и страдание, поскольку его воля вступает в противоречие с порядком объективного бытия. Вместе с тем субъект способен не только воспринимать этот внешний мир, но и выражать себя в нем, утверждать свою волю и цели, что становится источником радости.   
            Третья сфера, существующая наряду с этими двумя, -  платоновско-кантовский мир чистых идей, поскольку они определяют формы не только объективного бытия, но и человеческого разума.  Формы нельзя отнести ни к миру объектов, поскольку они не материальны и чувственно не воспринимаемы, ни к миру субъектов, поскольку они не имеют свойств личности и "психичности". Тем не менее эти формы играют важнейшую роль в построении и объектного, и субъектного миров. В отношении материального мира они выступают как законы природы, как устойчивые формы материального бытия, как физические константы и, возможно, биологические виды. В отношении субъектного мира  – как априорные формы мышления,  которые предшествуют всякому опыту и организуют его. Таковыми Кант считал формы пространства и времени, а также идеи свободы и бессмертия: они не соответствуют нашему знанию о мире, но особым способом сочетают разнородные элементы опыта, так что он выступает в формах времени и пространства (чистые формы созерцания, "трансцендентальная эстетика"), а также свободы и бессмертия (практический разум, или идеи нравственности). Таким образом, объективный идеализм сочетается с трансцендентальным идеализмом – вместе они и описывают мир форм, который изучается т.н. формальными науками. Формальная сторона объектного мира -  прежде всего, математикой и метафизикой.  Формальная сторона субъектного    изучается логикой, психологией, когнитивистикой, теологией, этикой.   Если Субъект – это мир первого лица, "я", а Объекты – третьего лица, то Формы – это мир надличный и вечностный, к нему категория лица вообще неприложима.
Наконец, существует еще один мир, который тоже связывает субъектов и объекты, но уже не статично, а динамично, в ходе их взаимодействия в историческом времени. Первоэлементом этого  четвертого мира являются трансформации, или трансформы – результаты взаимодействия субъектного и объектного миров.  К числу трансформов относятся все явления истории, цивилизации, культуры, техники, поскольку в них субъективная и объективная составляющие неразрывно связаны.  Это мир второго лица, мир "ты", где субъекты вступают (а) в диалог друг с другом, образуя общество; (б) во взаимодействие  с миром объектов, создавая науку и технику, т.е. способы познания и преобразования природного мира. 
Например, скульптура, в отличие от куска мрамора или гранита, это не просто объект, а трансформ, поскольку в него вложено личное усилие, воображение, вдохновение мастера.  Но в скульптуре есть и элементы предвечных Форм, которые оказывают воздействие  не только на мир Субъекта (трансцендентальные идеи) и на мир Объектов (законы природы), но и на Культуру. Эти Формы в применении к цивилизации выступают как архетипы коллективного бессознательного, как прафеномены,   которые воплощаются в созданиях культуры помимо личного намерения и воли автора. Эта та область, которую О. Шпенглер, следуя идеям И. В. Гете, называл морфологией культуры, т.е. набором предзаданных форм, порождающих большие, эпохальные типы, например, "фаустовскую" европейскую культуру или "магическую" культуру арабов и т.д.   
Следовательно, предличный или надличный мир Форм оказывается предзаданным всем трем другим мирам, сам же свободен от их влияния.   Знаменательно, что соотношения всех четырех миров показаны на схеме двусторонними стрелками, т.е. выступают как взаимодействия. И только отношения мира Форм с Субъектами, Объектами и Трансформами являются односторонними, поскольку Формы оказывают воздействие на другие миры, но сами ему не подвержены.
Конечно, те или иные виды реальности порой трудно свести к одному из миров.  Так, познавательная способность принадлежит человеку как субъекту, но возникающая на ее основе система научного познания мира - это уже социальная институция, часть культуры, т.е. мира трансформов.
Знаменательно, что  Аристотель насчитывал четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма, или первообраз, суть бытия вещи (что это есть?), материя (из чего состоит?), цель (ради чего?) и источник/производитель движения или изменения (откуда происходит?) ("Метафизика", кн. 5, гл. 2). Можно усмотреть здесь прямую  аналогию с четверицей мирив. Производитель или перводвижитель, очевидно, соответствует Субъектам, а целевая причина - миру Трансформов, деятельно-преобразовательно-целеполагающему началу. Аристотель приводит такой пример: архитектор строит дом, в этом случае материал - это  материя, план дома -  форма, архитектор - это  производящая причина, а законченное здание - это цель.Так что аристотелевскую теорию  причин можно считать одной из первых моделей четверомирия.
Выделение четырех миров соответствует разделению наук на четыре большие группы. Миру объектов соответствуют науки естественные: физика, космология, геология, химия, биология и др.  Миру форм – формальные: от логики и математики до кибернетики и информатики. Мир субъектов постигается так называемыми науками о духе (как их определил В. Дильтей), которые входят в состав гуманитарных (психология, этика) и теологических дисциплин. Мир трансформов рассматривается  общественно-историческими (антропология, экономика, социология, политология, коммуникативистика), техническими и некоторыми гуманитарными  науками (культурология, эстетика). А также рядом формальных наук: лингвистикой, риторикой, семиотикой, которые исследуют цивилизацию в плане воздействия на нее мира форм (языковых, знаковых).
Конечно, границы между этими дисциплинами проводятся условно.  Например, когнитивистика и наука о мозге (cognitive science, neuroscience) соединяют изучение человека изнутри, со стороны субъекта, и извне, как объекта, и сочетают черты гуманитарных и естественных подходов.  Современная психология ("душеведение")  изучает внутренний мир человека - и вместе с тем  его органы чувств, способы физического восприятия и деятельности, переходя в смежную естественнонаучную дисциплину – физиологию.
Точно так же основные философские направления различаются своей первоочередной ориентацией на тот или другой мир. Объективный (платоновский) и трансцендентальный (кантовский) идеализм, а отчасти и гуссерлевская феноменология  – это философия чистых идей или форм. Эмпиризм, позитивизм,  материализм, сциентизм – это философия мира объектов, в их материальной данности и независимости от субъекта. Персонализм, экзистенциализм, разнообразные теологические учения о природе духа и души  – это философия мира субъектов.  Наконец, трансформы, т.е. мир истории и цивилизации, рассматриваются разными направлениями философского историзма и эволюционизма, включая гегельянство, философию космической эволюции  Тейяра де Шардена, философию процесса А. Уайтхеда и др.
Четыре мира разделяются своим отношением к временным процессам. К миру форм, вероятно, категория времени вообще не приложима, хотя само время ему принадлежит, как трансцендентальная идея. В мире объектов преобладает либо циклическое время, либо время энтропии, увеличения хаоса. В мире субъектов – экзистенциальное, дискретное  время, обусловленное импульсами воли, желания, вдохновения. В цивилизации господствует историческое, линейное время.
                3.
Тетрада вбирает как диады Платона и Декарта, так и триады Поппера и Пенроуза. Но тетрада - не эклектическая смесь, она обладает собственной неразложимой цельностью и геометрической связностью: каждый из этих четырех миров  дополняет другой и дополняется им, образуя законченную фигуру. Именно ромб (англ. diamond)  - самый наглядный образ четырехмирия. Тетраду на схеме следует рассматривать снизу вверх, от Форм как предличного основания мироздания - к трем мирам, существующим в определенных модусах лица (1-го, 2-го и 3-го) и времени (экзистенциального, исторического и космического). Миры Субъектов и Объектов,  кто и что,  располагаются на одной горизонтали, поскольку они, очевидно, соотносительны, возникают в значимой оппозиции друг к другу. Мир Трансформов рождается из взаимодействия всех трех миров, он самый молодой и проникнут исторической динамикой. В нем стрела времени запущена в полет из прошлого в будущее.   
Я не случайно предлагаю назвать единицы культуры  Трансформами, тем самым прямо соотнося их с Формами. Трансформы -  это формы, не предваряющие разделение Субъектов и Объектов, но образуемые на основе  их взаимодействия. Это, пожалуй, самая  таинственная сфера мироздания, хотя она и творится нами - или по крайней мере с нашим участием.  Именно в Трансформах нагляднее всего выявляется вектор, а может быть, и цель мирового процесса, проходящего через все четыре сферы. Начальные Формы лишены материального или психического наполнения, они не выводятся из Объектов или Субъектов, но, если верить Платону и Канту, сами их формируют.  Трансформы, располагаясь на одной вертикальной оси с Формами,  наследуют их  "формальность". Продукты культуры, включая искусство, науку, технику, юридические учреждения, общественные организации, знаковые и коммуникативные системы, больше всего напоминают мир форм. Поэтому не случайна и широчайшая категория, объединяющих все составляющие этой сферы,  - информация (от лат. in–formare,  придавать форму, обучать, образовывать). Информация существует в виде кодов, правил, программ, т.е. формальных элементов, правила сочетаний которых тоже задаются формально.   Языки, тексты,  научные теории, технические изобретения, государственные учреждения и законы  - все эти трансформные устройства имеют больше общего с миром форм, чем  с физическими объектами или с мыслящими и чувствующими субъектами. 
Вообще разграничение Трансформов и Форм может представлять трудность, если речь идет о таких   высоко организованных и почти самозамкнутых структурах, как игра в шахматы или поэтическая строфика, например, в сонетах. К какому из двух миров  их правильнее отнести? Можно ли считать, что "онегинская строфа", изобретенная А. Пушкиным,  существовала предвечно и лишь была открыта им, т.е. принадлежит миру Форм?
Трансформы отличаются от Форм тем, что они не дофизичны и не допсихичны, но вырастают из взаимодействия Субъектов и Объектов и вбирают в себя и психическое, и физическое. За каждым Трансформом (текстом, картиной, научной теорией или правовой нормой) стоит создавший его субъект или группа субъектов (общество, народ, государство), а также совокупность  материальных явлений, которые физически воплощают этот трансформ.  В отличие от чисел, уравнений, трансцендентальных  идей или физических констант, у которых нет авторов, человеческих творцов, - научные теории, литературные тексты, картины и скульптуры, юридические кодексы, машины и приборы создаются людьми, и за ними можно обнаружить волю и способности субъектов.
Можно предположить, что Трансформы - это Формы, которые прошли через раскол на Субъектное и Объектное и теперь заново творятся уже из свободного взаимодействия этих двух миров. Формы формируют Субъектов и Объекты, чтобы в свою очередь формироваться ими, но уже в качестве Трансформов. Творящее переходит в Творимое. Так, по вертикальной оси, соотносятся Формы с Трансформами, пересекая горизонталь Субъекты - Объекты.  Стрелки снизу, от мира-основы, расходятся вверх, к двум боковым углам ромба, чтобы затем снова сойтись уже вершине, в восходящем мире исторической новизны.   
Таким образом, ромб - это замкнутый четырехугольник, по внешним сторонам которого стрелками обозначены взаимодействия: Субъектов и  Объектов - с предлежащими им Формами и построенными на них Трансформами. Это, можно сказать, позитивные взаимодействия: Формы вносят организацию в миры Субъектов и Объектов, которые совместно строят мир Трансформов.
                4.
Если снаружи четырехмирие выступает как ромб, то внутри представляет собой крест.  Через внутреннее пространство ромба пролегают линии конфликтного и драматического взаимодействия.  Это горизонталь, связующая Субъектов с Объектом, и вертикаль, связующая Формы с Трансформами. Пересекаясь, они образуют Крест -  фигуру страдания и преодоления. Здесь совершается глубинная мистерия четырехмирия, здесь расщепляется и заново собирается его энергийное ядро. Здесь тайна зла и искупления, которую нельзя до конца объяснить, но можно изобразить линией раскола. Это раскол Субъектов и Объектов, двух миров, которые не могут целиком вместить друг друга. Субъект не может полностью раскрыть и выразить себя в Объектном и не может постичь его природы и его законов.
Очевидно, что в соотнесении четырех миров есть нестыковка, точка страдания, жертвы, боли, превозможения. Особенно эта нестыковка ощущается в соотношении Субъектного и Объектного -  в самом человеке, в его смертности, недовоплощенности, невыразимости   ("Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?" — Ф. Тютчев). А также в соотношении Форм и Трансформов — культура, ее творческие дерзания даются человеку нелегко и требуют колоссальных жертв, особенно на фоне сияющих и всесовершеных Форм.
Человек есть место этой нестыковки, и его предназначение в том, чтобы своей болью и сверхнапряжением работать на более полную стыковку миров, на объективизацию Субъективного и субъективацию Объективного. Обычно говорят о  fine tuning, "тонкой настройке" в связи с физическим  устройством вселенной, ее фундаментальными константами, как бы  "пригнанными" к возможности бытия человека. Но в данном контексте речь идет не о настройке космических параметров, но о взаимонастройке четырех миров, которые человек "стыкует" собой, чем и определяется смысл его бытия. Человек — хрупкий, уязвимый настройщик. Он представляет Субъектное в мире объектов, поэтому ему приходится решать проблемы субъективации объектов, т.е. их восприятия, познания, духовного освоения и практического овладения ими в интересах Субъектного. Вместе с тем это человек решает еще более сложные проблемы объективации Субъекта, его самовоплощения, реализации духовного и душевного во внешнем мире. Это и есть взаимонастройка миров,  которая осуществляется через человека.
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
             Я между ними лег во весь свой рост --
Два берега связующее море,
     Два космоса соединивший мост.
                А. Тарковский
Этот мост, нависающий над бездной, - еще только в процессе построения. Человек - в центре неблагополучия вселенной и должен производить самые рискованные работы по ее отладке. Образно говоря, сам человек постоянно распинается на этом ромбе-кресте и воскресает опять и опять. 
В центр крестообразного мироздания можно было бы поместить "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи.  Четыре руки как будто распростерты к четырем мирам - и стягивают их к себе.
Через всю жизнь Субъекта проходит мотив насилия со стороны Объектного мира,  чувство стесненности, зла и страдания.  Субъект оказывается жертвой не зависящих от него обстоятельств и в конце концов обречен на смерть. Вместе с тем, создавая культуру и трансформируя природу, Субъект возвышается над миром Объектов, претворяет его в нечто осмысленное и идеальное, полагает цели, которые соотносят сотворенное им с миром предвечных Форм. Если горизонталь - это страдальческая перекладина Креста, то вертикаль - это линия вознесения, по которой Формы восходят к Трансформам,  обретают историческое бытие во времени, выходят из самотождества в процесс становления. Через растущую Культуру - совокупность наук, искусств, ценностей, технологий – Формы вступают в динамику духовного и космического обновления. Эта мучительная горизонталь и триумфальная вертикаль, перекрещиваясь, придают всей тетраде мощную устремленность, наполняют ее пафосом движения: через страдание - к радости, через раскол начального единства Форм – к волевому и сознательному воссоединению в мире Трансформов.
Приложение. Схема на английском
Примечания
[1]Р. Пенроуз. Тени разума: в поисках науки о сознании (1994). [2] Karl Popper. Three Worlds. The Tanner Lecure on Human Values. Delivered at The University of Michigan, April 7, 1978.  Что мы видим из всего этого?
В Википедии среди умерших от тромбоза нет ни одного святого. Это раз.
Самые первые жертвы тромбоза родились в конце 19 века. Это два.
Человек сам себе сгущает кровь, живя двойной жизнью. Это три.
Почему двойной? Потому что жизнь физическая и духовная – это главное раздвоение человеческой жизни сегодня.
Физическая геометрия – спросила я у Яндекса. Таковой нет. Есть одна общая:
Геометрия
Геоме;трия — раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения. Геометрия как систематическая наука появилась в Древней Греции, её аксиоматические построения описаны в «Началах» Евклида.
Матема;тика (др.-греч. Матнматика «изучение; наука») — наука, первоначально исследовавшая количественные отношения и пространственные формы; более современное понимание: это наука об отношениях между объектами, о которых ничего не известно... Википедия
Приплыли. Кто ж так изучает то, что неизвестно? Методом слепо-глухо-немого человека. А какие у нас есть методы обучения для слепо-глухонемых людей?
Вот вам например
Обучение слепоглухонемых по Соколянскому и Мещерякову.
Период первоначального очеловечения (!?)
Начало обучения слепоглухонемых в нашей стране связано с именем профессора И. А. Соколянского, организовавшего в 1923 г. в Харькове первую учебную группу из таких детей. В дальнейшем, вплоть до 1980 г., под его руководством проводилось обучение слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии и в Загорском детском доме для слепоглухонемых. И. А. Соколянский внес большой вклад в разработку системы обучения слепоглухонемых, являясь по существу основателем советской тифлосурдопедагогики. Дальнейшее свое совершенствование эта система получила в работах А. И. Мещерякова. Результаты многолетних наблюдений за развитием психики слепоглухонемых при специальном обучении по методу И. А. Соколянского А. И. Мещеряков обобщил в своей монографии «Слепоглухонемые дети». Автор указывает на две основные особенности слепоглухонемых детей. Первая состоит в том, что слепоглухонемой свои представления об окружающем мире формирует посредством осязания. Вторая особенность заключается в том, что слепоглухонемой ребенок лишен обычных способов общения с окружающими людьми, и если не проводить специального обучения, то он своими собственными усилиями никогда не достигнет даже примитивного уровня умственного развития. Система обучения слепоглухонемых, разработанная И. А. Сокодянским и его учениками, состоит из нескольких взаимосвязанных этапов с постепенно усложняющимися задачами. Первый этап И. А. Соколянский назвал «периодом первоначального очеловечения». На этом этапе достигается формирование навыков поведения, направленных на удовлетворение собственных нужд. В первую очередь это предметно-практические действия с необходимостью усвоения образов предметов, пользования ложкой, тарелкой и т. п. Практика воспитания слепоглухонемых детей показала отсутствие у них «врожденной» ориентировочно-исследовательской деятельности. Элементы этой деятельности по удовлетворению простейших естественных потребностей на первых этапах развития ребенка возникают как необходимость, как условие достижения успеха в той или иной «деловой» сфере. Круг образов предметов расширяется, постепенно выходя за рамки обслуживания простейших естественных потребностей. В процессе овладения навыками, понятиями, всякого рода «премудростями», которые заключают в себе предметы быта, в процессе обучения пользования сотнями этих предметов у слепоглухонемого ребенка формируется человеческая психика. Самообслуживание создает условия для совершенствования средств общения, развивает потребность в общении. Завершение действий, начатых взрослым, является первым сигналом, побуждающим слепоглухонемого ребенка к активному действию. Это и есть как бы зачаточный «язык». На втором этапе формируются специальные средства общения — жесты. Это помогает ускорению процесса психического развития слепоглухонемого ребенка. Жесты, обозначающие предметы и действие, являются основой первых специальных средств общения. Жесты дают возможность выработать у ребенка понятие о том, что все предметы имеют названия. На основе жеста можно переходить к следующей ступени — к смысловому обозначению, достигаемому с помощью слов. К обучению грамматическому строю речи приступают путем составления простого текста и составления системы текстов. Одним из важнейших способов усвоения языка и формирования мысли является письменная речь в брайлевской форме. Письменная речь дает возможность самообучения. Ребенок, обученный по описанной методике, уверенно преодолевает барьер, обусловленный слепоглухонемотой. Оставаясь слепоглухонемым, он обретает доступ ко всем сферам человеческого познания. Лучшим доказательством действенности разработанной И. А. Соколянским и его учениками системы являются успехи обучения слепоглухонемых и возможность достижения ими высокого уровня интеллектуального развития ученицы Соколянского — Ольги Ивановны Скороходовой. Широко известна в нашей стране и за рубежом литературная и общественная деятельность этой женщины, которая в 5-летнем возрасте, заболев менингитом, потеряла зрение и слух. В школе для слепых, куда вначале поступила девочка, она не смогла учиться из-за отсутствия слуха, и по этой же причине слепые избегали общения с ней. В десятилетнем возрасте она поступила в школу-клинику для слепоглухонемых. Затем она получила среднее образование и закончила филологический факультет Московского университета. О. И. Скороходова — автор трех книг и многочисленных статей. В 1961 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В последние годы жизни (умерла она в 1984 г.) О. И. Скороходова работала старшим научным сотрудником Института дефектологии. Для того чтобы достичь таких больших успехов, ей пришлось очень много и упорно трудиться. Не умаляя заслуг в этом ее учителя И. А. Соколянского, нужно признать, что титанический труд Ольги Ивановны, как и вся ее жизнь, — это подвиг. Первая книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир», изданная в 1947 г., была встречена с огромным интересом как в научных кругах, так и массой читателей и явилась наглядным свидетельством успехов советской дефектологии. По мнению известного психолога А. И. Леонтьева, эта книга характеризует ее автора как личность и демонстрирует «прекрасное развитие ума и чувств Ольги Скороходовой». В 1954 г. была опубликована вторая книга Ольги Ивановны, в которую в качестве первой части вошла переработанная первая книга, а вторая часть под названием «Как я представляю окружающий мир» была написана впервые. И наконец, третья книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» являет собой завершенную трилогию, посвященную проблеме восприятия и понимания окружающего мира человеком, лишенным двух важнейших органов чувств — зрения и слуха. - Также рекомендуем "Восприятие внешнего мира слепым и глухонемым. Осязание у слепых" Оглавление темы "Слепоглухонемые": Общие вопросы слепоглухонемоты. История обучения слепоглухонемых Обучение слепоглухонемых в Европе. Примеры учебы слепых и глухонемых Обучение слепоглухонемых по Соколянскому и Мещерякову. Период первоначального очеловечения Восприятие внешнего мира слепым и глухонемым. Осязание у слепых Обоняние у слепоглухонемых. Литературный язык О. И. Скороходовой Психопатология слепоглухонемого. Внутренний мир глухого и слепого
Источник: https://meduniver.com/Medical/Psixology/826.html MedUniver

А НЕ КАЖЕТСЯ ЛИ ВАМ ЧТО ТАК НАЗЫВАЕМАЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОСТЬ – ЭТО НЕ ВРОЖДЁННЫЙ ДЕФЕКТ, ЭТО ТАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СУЩЕСТВ, ЗАНЕСЁННЫХ К НАМ ИЗ КОСМОСА. Помните случай об индийской женщиние, жившей приблизительно 100 лет назад и питавшейся солнцем? Это одна из потомков тех, кого считают слепоглухонемыми. Потому что зачем ей смотреть на солнце? Она итак его чувствует через кожу. Зачем ей кушать ещё что-нибудь, если она питается солнцем. Зачем ей общаться с людьми, включая речь и звук? Может быть она может общаться с такими, как она, мысленно без всяких посредников? Может быть ей вообще и так хорошо.
Кто-нибудь изучал это? Наряд ли ведь даже телепатические способности записали в разряд болезней.  Социопат к примеру не видит привязанностей между другими людьми и интерпретирует их взаимоотношения исключительно как взаимную манипуляцию. Телепатом называют человека, способного на определенном расстоянии передать другому субъекту свои мысли, чувства без словесного или какого-либо другого контакта (кроме мысленного). То есть люди, всегда живущие только одним внутренним миром.
В Индии наверняка о таких знают. Помню один художественный фильм, где богатый русский человек попал в Индию и там полностью утратил связь с реальностью. Он бегал и прыгал по пляжу оборванный и мокрый и что-то там лепетал. Когда его сын это увидел, то пришёл в ужас. А индийский страж правопорядка  сказал: оставьте своего отца тут, ему и так хорошо, вы ничего не сможете изменить.
Но этот был хотя бы зрячий. А изучение мысленной деятельности так называемых телепатов не занимается никто. А если и занимаются, то в евро-лабораториях, оставшихся от немецкого рейха и при помощи их же методики. То есть единственным на все времена методом «научного тычка». Себя бы в одно место тыкали, сволочи поганые!

Всё у этих европейцев стоит на разрыве связей между людьми. И нынешний ковидный карантин яркий тому пример.

Это с одной стороны. А ромб? Ромб как орудие массового убийства путём замены живой реальной физической геометрии на условную, существующую только в чертежах и цифрах?
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж – это тоже оттуда же.
Голова идёт кругом. Мозги пухнут от нарытого против евро-медиков материала, а им хоть бы хны!
Ромб (др.-греч. ромбос, лат. ромбус «бубен») — это параллелограмм, у которого все стороны равны. Ромб с прямыми углами называется квадратом. Термин «ромб» происходит от др.-греч. ромбос — «бубен».
А это уже раздел беззвучных музыкальных инструментов. То есть таких музыкальных орудий (орудие у Даля инструмент), звучание которых может уловить только сверхчувственное ухо. Есть же такие случаи в науке, когда женщина слушала радио Маяк, настраивая свои уши на его волну. Значит и таковые есть. Но что такое бубен в виде ромба?

Вот одна из находок Яндекса: Бу;бны (бу;бни, бу;би, бу;бы (ед. ч. бу;ба), зво;нки, лакумы) — красная карточная масть, в некоторых играх — самая младшая из четырёх. Названия бу;бни — устаревшее, бу;би — просторечное. В родительном падеже: бу;бен, и допустимо — бубён…. ДАМА БУБЁН ВАРИЛА БУЛЬОН…

И всё же – каков это беззвучный ромбовидный бубен?
Это шаманский музыкальный инструмент В идеале шаман делает его сам. Бубен обладает многими сверхъестественными и магическими свойствами…
Ещё бы! Как рыбак рыбака видит издалека, так и бубен шаманский слышит только тот, по ком он звонит!

Ну, прозвони мне что-нибудь ещё, о чём я не знаю? Если сейчас бубны в основном делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме квадрата или ромба…
Всё ясно: если последнего Лирника из Небесной Канцелярии убили на территории Греции, то и последний ромбический бубен тоже был выкраден кем-то оттуда же. и это еврейское словечко – ША!- ЗАМОЛЧИ! – и ман – мужчина – мигом  выдаёт с ушами того, кто это сделал. Шлиман  к примеру тоже еврейская фамилия (шли того мужика куда подальше и не бойся – он сам себя боится!).
А поскольку англосаксы создали евреев 800 лет назад, то есть в 1220-м году, значит, тогда это и было – англы (они же ахейцы) вручили древнейший русский ромбобубен вновь созданному колдуну и дама бубён из англицкого двора приказала срочно его изучать и применять, иначе она сварит из него самый настоящий бульон. А поскольку  дамой крестей была жена свиноподобного Черчилля, то легко высчитать, кто в начале 13-го века в Тёмной Англии был той самой дамой бубён.
И вообще – если язык до Киева доведёт, то язык слепоглухонемых вокруг Вселенной промчит и на место в своё тело вернёт и мозги, если надо, поправит и совет даст: ничего не учи и не засоряй мозги нынешней натурфилософией – жить дольше будешь.
Так что красный ромб на карточке и красный же тромб внутри ВЕНЫ – это одно и то же. а теперь смотрим – причём тут Вена? Если в русском здравохранении ещё в 19 веке нервей не было. Были просто тонкие, толстые и полые жилы, гоняющие кровь внутри тела человека.

ВЕНА - федеральная столица Австрии и одновременно одна из девяти федеральных земель Австрии, расположенная внутри другой земли, Нижней Австрии. Расположена в восточной части страны. Население Вены составляет 1 867 582 чел. (1 января 2017)[1]; вместе с пригородами — около 2,6 млн (более 25 % населения Австрии); таким образом, Вена является самым крупным по населению городом Австрии, занимая седьмое место среди самых крупных городов Европейского союза и второе место среди немецкоязычных городов после Берлина. Культурный, экономический и политический центр Австрии.

Вена является третьим городом-резиденцией ООН после Нью-Йорка и Женевы. Венский международный центр (так называемый UNO-City) включает в себя МАГАТЭ, УНП ООН, организации ООН по промышленному развитию и др. В Вене находятся штаб-квартиры таких международных организаций, как ОПЕК и ОБСЕ.

В течение многих столетий Вена являлась городом-резиденцией Габсбургов, а во времена их правления и столицей Священной Римской империи германской нации, превратившись в культурный и политический центр Европы. В 1910 году в Вене проживало два миллиона человек, она занимала четвёртое место среди крупнейших городов мира, уступая лишь Лондону, Нью-Йорку и Парижу. После Первой мировой войны, повлёкшей за собой окончательный развал империи, население Вены сократилось почти на четверть и расти перестало.

Старый город Вены и дворец Шёнбрунн в декабре 2001 года были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно результатам международного исследования агентства Mercer, опубликованного в мае 2012 года, в котором сравнивалось качество жизни в 221 городе, Вена пятый раз подряд заняла первое место в мире по качеству жизни[3][4]. Журнал The Economist в 2011 году поставил Вену на второе место в мире по комфортности проживания (после Мельбурна и перед Ванкувером)[5].

ВОТ КУДА НАША РУССКАЯ ЖИЗНЬ УТЕКАЕТ. И ВОТ КАКОЙ МИРОВОЙ КЛОП ТУ КРОВЬ СОСЁТ.
Осталось раздавить того клопа и срочно перевести язык русского здравохранения с латыни снова на русский, иначе ВЕНА, в которой  сидит тот ромбовидный красный клоп заткнёт все каналы связи всех европейских и систем и всей Европе тогда придёт полная хана и крышка. Потому что Отрыв тромба – это одна из частых причин смерти людей. Причем зачастую внезапно от этого погибают совсем молодые и здоровые люди, у которых никаких проблем с организмом ранее не было.

Справшиваю у Яндекса - КРАСНЫЙ РОМБОВИДНЫЙ КЛОП. Клоп-солдатик, полезный в саду)))

И вообще – то насекомое, которое приносит пользу в саду, никоим образом нельзя брать в образец своей деятельности внутри организма человека, иначе человеку будет казаться, что сам он живёт не в саду, а в аду.
05.10.2020 г.


Рецензии