Дворцы Петербурга. 65. Баболовский дворец
к которым судьба долго доброй была,
построенный в 1785 году в «готическом вкусе» для Григория Потёмкина,
в Баболовском парке Царского Села.
Каменное здание было сооружено вместо деревянного пятикомнатного дома,
расположенного на краю леса у деревни Баболово.
Строительство началось 2 ноября 1782 года, автор проекта - архитектор И.В. Неелов.
Асимметричное (что было новым словом в архитектуре того времени) одноэтажное сооружение
было поставлено на холме на берегу Серебряного пруда, проект был смелый.
Два основных корпуса, сходящихся под углом,
соединила восьмигранная башенка, чтобы была всех строений выше,
она была покрыта шатровой крышей.
Фасады были оформлены в неоготическом стиле, парапеты - в виде зубцов.
Стены, сложенные из красного кирпича, были оштукатурены снаружи потом
(исключая аванзал и ванный павильон), выкрашены в белый цвет и декорированы рустом.
Цоколь дворца и его карнизы выполнены из светлого путиловского камня.
Карнизы украшены светлыми модульонами, тоже, наверное, из камня.
Дверные и оконные наличники имели два варианта оформления -
оштукатуренные были выкрашены в белый цвет
либо в наличники были встроены детали из светлого пудостского камня,
словно архитектурный сонет.
Всё здание состоит из восьми помещений, из которых (исключая одно)
есть выходы в пейзажный Баболовский парк.
Гостиная или аванзал, овальное в плане помещение, -
примыкает к двум спальням, за ними располагались зал с круглой ванной-бассейном
и служебные комнаты (служебные помещения).
Дворец построен вокруг диковины – это высечена из цельного куска гранита
большая десятиметровая круглая ванна,
Это была любимая царская купальня с конца XVIII по начало XX века -
огромная гранитная ванна «Царь-ванна»!
Высота ванны 192 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн), работа мастера Самсона Суханова -
по проекту инженера Бетанкура (1828 год) помещалась в полуподвале –
такой не было даже у восточного хана!
Стены и потолки дворца были расписаны художником Фёдором Даниловым,
А декорированы Ф. Брюлло - мастером «резного и золотарного дела».
В 1823-1825 годах обветшавший архитектурный каприз был обновлён по проекту Василия Стасова.
Помещения можно было называть дворцом смело!
Стасов в целом сохранил замысел первого архитектора дворца,
но главным в перестроенном здании он сделал уже не аванзал. а помещение Холодной бани.
Изначально восьмигранный павильон бани был перестроен в башню,
увенчанную шатровой крышей над баней.
Важным моментом реконструкции стало возведение каменного свода над огромной ванной
из тёмно-розового финского гранита - над «Царь-ванной»!
С этого времени Баболовский дворец стал известен именно этой монументальной ванной.
Несмотря на название, здание не было дворцом в полном смысле слова.
Оно предназначалось для размещения так называемых «холодных бань»
и изредка использовалось для временного проживания, небольших приёмов –
для жизни дворца основа.
Первый его владелец, Григорий Потёмкин, бывал в нём редко.
Первыми гостями дворца после смерти Потёмкина стали (по соответствующей резолюции) -
посланник французских эмигрантов (после французской революции)
граф Валентин Ладислав Эстерхази и его дочь (граф жил до 1805 года),
они были размещены там во время пребывания двора в Царском Селе летом 1793 года.
Согласно нескольким свидетельствам, когда Пушкин учился в Царскосельском лицее,
Александр I приходил в Баболовский дворец на рандеву со своей пассией, такие были года, -
дочерью придворного банкира, барона Вельо, Софьей Осиповной (прожила до 1840 года).
Хорошо известно, что слухи об этих встречах дали в своё время
повод для написания строчек, озаглавленных «На Баболовский дворец» (строки 1816 года):
«Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его - здесь у твоих он ног!»
В советское время в этом здании до войны размещалась школа
100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа города Пушкина.
С началом войны, как объект военного назначения,
она была подвергнута жестоким бомбардировкам фашистами, как и все здания города Пушкина.
Предпринималась попытка восстановления боковых флигелей дворца в прежнее состояние.
Работы были прерваны, возведенные конструкции пришли в аварийное состояние.
В настоящее время сохранившиеся подлинные части стен покрыты временной кровлей
и строительными лесами,
что по большей части замедляет дальнейшее разрушение здания,
стоявшее без реставрации годами.
Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и всегда!
На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
Свидетельство о публикации №120100402261