Мыслить и думать
Г. Марсель. Быть и иметь.
Мыслить означает двигаться в своём бытии, то есть осуществлять временность бытия или его движение. Всякая мысль (молния) - это сдвиг, или целостное переформатирование бытийных структур. Бытие - едино, поэтому достаточно одной мысли (изменения одной его части), чтобы пришлось сразу же переформатировать и все остальное. И пожалуй, это в мышлении самое главное - что даже одна мысль, если она случилась, неумолимо диктует и определяет спонтанное перестраивание или перенастраивание всего целого. При этом, естественно происходит высвобождение этих структур (из бывшей их связи) и их осознание.
Но совершенно не то же самое представляет из себя думание о чём-то. Когда я думаю о чём-то я определён объектом своего думания и тем самым отграничен от непосредственной сферы бытия. И пусть данным мне объектом может быть не только внешний предмет, но и формы моего собственного существования, - это не важно, гораздо важнее то, что мысли здесь "используются" для овладения проницаемостью предмета и только - то есть сами мысли здесь не мыслятся, а всего лишь ими - мыслится нечто вне их.
Мыслящий направлен к бытию и к самим мыслям о бытии, как к условиям возможности любого опыта - любого действия, любого восприятия, любого живого акта - он направлен к свободе, где создавать и высвобождать соединены не союзом "или", а союзом "и" - и создавать, и высвобождать - не иначе.
Думающий о чём-то направлен к конкретному существующему объекту, понять который он может лишь из уже имеющегося у него бытия и мышления, не подвергая их сомнению. Поэтому у него будет лишь одна единственная возможность видеть и знать свой предмет - возможность данная ему сейчас (тип и уровень его мышления, которые он не отслеживает).
Люди - постоянно думают, но никогда не мыслят.
Те, кто мыслит - становятся философами.
Ещё также важно, что думание предполагает усилие и волевой акт человека или же наоборот его подчинение определённым "думам" - думаем мы всегда сами, по собственному решению или же сами увлекаемся чьими-то мыслями в соответствии со своими чувствами. Мы подчиняем себе мысли или подчиняемся им - в данном случае это не важно, гораздо важнее, что тут всегда есть и мы сами, и мысли как некоторые друг другу данности и некоторые друг для друга раздельности. И война ведётся лишь за подчинение и обладание - кто кого осилит.
Но в мышлении ничего подобного нет. Мышление по своему характеру - надперсонально, надиндивидуально - интерсубъективно. Мышление является стихией и спонтанностью высшего уровня, где уже не идёт речи о том кто кого подчинил - чья-та мысль меня или я чью-то мысль. Мыслящий не может сказать - "это моё мнение". Он даже не может сказать, что это "его точка зрения". Мыслить не значит "иметь точку зрения", а значит "иметь зрение", как говорила Цветаева. Мысль - достояние всех или никого. Именно поэтому, её рождённую мы так яростно рвём на части.
Тщетные попытки множества людей овладеть чужими мыслями выдают их с головой прежде всего как самостно "не-мыслящих", потому что мыслящий сам - ничем не овладевает. Он мыслит сам. И этим всё сказано - и в своём мышлении он встречается с мышлением других - ВСТРЕЧАЕТСЯ.
Мыслящий сам - философ или наоборот философ - это мыслящий сам. Остальные философами не являются.
Философ встречается с другими философами.
Люди никогда не встречаются с философией, они ею овладевают.
Из сказанного, становится довольно ясно видно почему для того, чтобы стать философом не достаточно думать о чём-то - даже если это что-то не меркантильного порядка - не достаточно думать о человеке, не достаточно думать о мире и мироздании. Философ это не тот, кто думает о мире и мироздании (хотя самим себе мы так и объясняем кто такой философ). Но, к сожалению, вселенский предмет и его бесконечная масштабная "вселенскость" не делает процесс нашего думания автоматически свободным - в нём мы всё равно ещё не свободны от самих себя - думающих то таким, то этаким образом. Что на самом деле производит "думающий о..."? Каков конечный результат или продукт его деятельности? Он производит свою "точку зрения" и приходит к своему мнению - о... - о том, о чём он думал. И так как ничего больше произвести он не может, так как именно это - всё его достояние, то ничто и никогда не защищается нами так яростно как своя "точка зрения" - ведь это всё, что у нас есть. Выражение "моё мнение" - это оборонительная позиция от всего мира. Это частные владения расчищенной мной территории, на которые ни в коем случае не должна вступать чужая нога. Но мысль как таковая никогда не обладает упомянутыми заборами и ограждениями, она - всегда открыта и доступна для всех (в принципиальном смысле). Недоступность мысли лежит не в ней самой, а во мне.
Чтобы стать философом не достаточно думать об определённых специфических "предметах" - частным и полу-частным образом. Требуется "великое обобщение", в котором всем точкам зрения и частным мнениям "срывает крышу". Такой процесс во всей его характерной особенности можно проследить в диалогах Сократа, где собственные мнения сократовских собеседников лопаются как мыльные пузыри. Практически любой диалог Платона - это наглядный, динамичный процесс обобщения или ясная и доступная картинка природы понятия - никогда не ясная и недоступная для нас, покуда мы этими понятиями пользуемся.
Но и здесь ещё сказано далеко не всё. Чтобы стать философом не только не достаточно думать о чём-то "философском", но не достаточно и читать философские тексты и других философов - тот, кто прочёл много книг или закончил философский факультет - не является с данного момента однозначно философом. Речь идёт не о том, чтобы этого не делать вообще - не читать и не думать, а о том, что критерий философа (философ он или нет) лежит ещё выше, или, если хотите, ещё глубже, чем всё вышеперечисленное.
Свидетельство о публикации №120100208552
Дмитрий Добрый 77 08.08.2022 10:08 Заявить о нарушении