Мне прошлой ночью море снилось

Мне прошлой ночью море снилось
в расцвете всей своей красы.
Оно тихонько шевелилось,
дышало мерно, как часы,
то приглушённо говорило,
то замолкало до поры;
на полосе песка дарило
мне разноцветные дары.
Нет никого на побережье,
а я премного удивлён,
как будто этот мир безбрежный
лишь пять минут, как сотворён.
Нет никого, лишь я и волны,
не на неделю "напрокат",
а всё безмерно и бездонно -
как миллионы лет назад.
Мне прошлой ночью море снилось,
был никогда свет так не мил,
а море пело и искрилось -
непостижимое, как мир.


Рецензии
Александр Валентинович! Ну зачем столько глагольных рифм? Глагольные рифмы примитивны, они нужны, лишь когда нужен резкий аккорд, чаще финальный. Здесь стих пейзажный, спокойный, и глаголов... слишком много. Мне б за это точно оторвали голову)))

Александр Кормухов   13.10.2020 04:34     Заявить о нарушении
Да!! С Днем Рождения Вас!!! Пропали у меня все доступы Вконтакте, скоро новую страничку заведу, обновляться, так обновляться. А Вам здоровтя, оптимизма и творческих удач!

Александр Кормухов   13.10.2020 08:05   Заявить о нарушении
Тезка, извини за грубость, от Вас не ожидал такой отсталости. И напомнило мне это собрание графоманов при СП лет тридцать тому назад, где каждый по очереди читал свои тексты (стихами я их назвать не могу), а потом у предыдущего "оратора" выискивал глагольные рифмы, и называлось сие действо разбором поэзии. Я еще тогда устал на собраниях поэтов разъяснять, что если бичевать глагольные рифмы, то тогда надо наряду с ними подвергать гонениям и рифмы существительные (а чем они сложнее?) и вообще все простые рифмы. Вот подобрал я хитрую фонему - я поэт. Так? И невдомёк, что великие поэты, например, Лауреат Нобелевской

Александр Кожейкин   14.10.2020 12:56   Заявить о нарушении
Премии Иосиф Бродский совершенно не обращал внимание (следом за Пушкиным, с его "буря мглою небо КРОЕТ, ... то как зверь она ЗАВОЕТ" или "Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,/На мутном небе мгла носилась; и следом за Ахматовой, Высоцким, огромной плеядой классиков.
"Синева незатроганная.
Солнца – хоть завались.
И ручьи подсугробные
На асфальт прорвались".
(Евтушенко)

Не ожидал я такого от Вас, Александр. Не понимать, что рифма - всего лишь инструмент, а поэзия - прежде всего образ и чувства, в нем отраженные.

На ум пришли строки В. Высоцкого. Тот совершенно НЕ ОБРАЩАЛ НИКАКОГО ВНИМАНИЯ на глагольные рифмы. А ведь на том самом собрании его бы точно заклевали Вам подобные за строки:

"А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
- Мы в очереди первыe стояли,
А те, кто сзади нас, - уже едят..."

Был этот самый парень звезда - ни дать ни взять,
Настолько популярен, что страшно рассказать.
Да шуточное ль дело? Почти что полубог.
Известный всем Марчелло в сравненьи с ним - щенок!

Вот так и жил, как в клетке. Ну а в кино потел.
Различные разведки дурачил, как хотел..."

Одним словом, пишу я совершенно без оглядки на критиков -("Пишу - как дышу"), а Вам чисто по-дружески советую больше читать хороших поэтов, а не версификаторов, думающих лишь об эффектной рифме. Вы с изумлением узнаете, что среди известных поэтов современности не те, кто гонятся за рифмами, а Поэты образа.

С уважением
Тексты песен: http://shanson-text.ru/song.php?id_song=1056

Александр Кожейкин   14.10.2020 13:13   Заявить о нарушении
Кстати, есть и такая, вполне обоснованная точка зрения филологов, что глагольная рифма оправданна, когда хочется подчеркнуть динамику действия, я подсознательно к ней прибегнул. И нисколько не жалею, поскольку пишу, не думая, что кто-то где-то скажет. Наплевать мне. Я просто пишу, и пишу, как хочу.

Пока писал, строки Цветаевой вспомнились.

"Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли..."

Александр Кожейкин   14.10.2020 13:20   Заявить о нарушении
Понимаете, Александр Валентинович, я здесь руководствовался не только формальными признаками. К счастью, этот формализм я перерос. Но, согласитесь, глагольная рифма - простейшая из возможных, и то, что здесь их так много, делает для меня нарисованную картину какой-то монофонической, а мне хотелось бы здесь картину-стерео! Не сердитесь.
Ваш, Александр Кормухов

Александр Кормухов   14.10.2020 14:51   Заявить о нарушении
И опять удивляете. Не соглашусь, конечно. Простейшая рифма - это не только глагольная. Скажите, а чем сложнее глагольной рифмы рифма от прилагательных, существительных и наречий? Да она проще!

"Невозможность СВИДАНЬЯ
превращает страну
в вариант МИРОЗДАНЬЯ"

(Иосиф Бродский, "Строфы")

...так ты смотришь вперёд,
как глядит в ПОТОЛОК,
глаз пыля, АНГЕЛОК"

(Иосиф Бродский, "Песни счастливой зимы")

"Пусть слышится устриц ХРУСТ,
пусть топорщится куст"

(Иосиф Бродский, "Ломтик медового месяца).

Глагольная рифма - это не я, это остепененные специалисты по творчеству классиков и современных поэтов говорят - это рифма действия. А если Вы будете прежде содержания оглядываться на форму, такой внутренний редактор приведёт к застою в творчестве и самого малейшего движения вперёд не будет.

В 2014 Г. мне присудили звания Лауреата Южноуральской Премии за поэтическую книгу "У озера", наверное, оттого, что не слушал "критиков", не думал о рифмах, а думал ОБ ОБРАЗЕ И СОДЕРЖАНИИ ТЕКСТА! И еще ряд ипломов МЕЖДУНАРОДНЫХ конкурсов (первые, вторые места и шорт-листы) за стихи, где полнО простых рифм. Я давно понял, что не в одной рифме дело - классики и метры поэзии меня этому научили, а не наши доморощенные критики, которые в своей убогой провинциальности (это не географическое, а культурологическое понятие) доходят до абсурда. Не слушайте их, а больше читайте хороших поэтов.

Александр Кожейкин   17.10.2020 07:59   Заявить о нарушении
Извините за опечатки, торопился. ЗваниЕ, и т.п.

Александр Кожейкин   17.10.2020 08:01   Заявить о нарушении
Все это так. Однако что надо помнить. Употребление простейших рифм классиками говорит лишь об - как правило - уместности данных рифм в данном конкретном случае. Глагольные рифмы у Бродского, совершенно верно, уместны и хороши. Но сам этот прием рискован, и в пейзажном стихе, как мне кажется, не может привести к удаче...

Александр Кормухов   19.10.2020 11:11   Заявить о нарушении
Вы меня НЕ СЛЫШИТЕ. Когда употребляют слово "прием", я понимаю, что обсуждается что угодно, только не поэзия. Потому что поэт, задумывающийся о технике, пишет головой и не способен писать сердцем. У меня ДОСТАТОЧНО МНОГО сложных рифм, но я НИКОГДА специально на этом не сосредотачивался. Всё выходило само собой.

"Жаром дохнули степи,
высышив мох аллеи.
Город морозы стерпит,
а от тепла болеет"

Есть даже фонема "Челябинск - шепелявит".

Но мне наплевать на рифмы, если они идут впереди образа, как это зачастую и до сих пор (!) бытует в провинциальных ЛИТО.

Кстати, при чем тут простые рифмы и классики? НЕ ТОЛЬКО классики, но и ведущие поэты современности придерживаются моей точки зрения (или я их).

Александр Кожейкин   21.10.2020 16:08   Заявить о нарушении
Ладно, я для Вас не авторитет. А к словам С.Я. Маршака, который написал немало дельных статей о теории поэзии, думаю, стоит прислушаться.

"Я думаю, что искать во что бы то ни стало оригинальную рифму - занятие не слишком полезное.

Оригинальные, новые, своеобразные рифмы приходят естественно и свободно, когда их вызывают к жизни оригинальные, новые, своеобразные мысли и чувства. Они рождаются так, как рождались меткие слова у запорожцев, сочинявших письмо турецкому султану, или у Маяковского, когда он писал "Во весь голос".

Боксер дерется не рукой, а всем туловищем, всем своим весом и силой, певец поет не горлом, а всей грудью.

Так пишет и настоящий писатель: всем существом, во весь голос, а не одними рифмами, сравнениями или эпитетами.

Мы ценим хорошую, звучную, меткую рифму и не собираемся отказываться от нее, как это принято сейчас в модной поэзии снобов. Но когда рифма становится самоцелью, чуть ли не единственным признаком стихов, когда рифма и стихотворный ритм перестают работать, то есть служить поэтической идее, поэтической воле, - их ждет неизбежная участь. В течение какого-то времени они остаются внешним украшением, а потом и совсем отмирают за ненадобностью..."

Был такой поэт Шахматов, боровшийся с глагольной рифмой. Потом он был осмеян и ныне забыт. А мастера поэзии Цветаева, Блок, Высоцкий, которые активно использовали и глагольную, и простую рифму, живы в своей поэзии.

Александр Кожейкин   21.10.2020 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.