Предисловие Евгения Евтушенко к книге Нины Грачёво
По звериным тропам любви
Я войду в опустелый век,
Где замешана ночь - на крови,
Где мертвы излучины рек.
Но вдруг прорывается живое, сегодняшнее, выстраданное всей болью страшных лет, недоставшихся ей, Нине Грачёвой, но принятых ею в свою душу, как историческая вина, как грех общий неотмолённый:
Константин Андреевич! Дайте срок:
Вся седая и страшная стану,
Насушу сухарей, повяжу платок
И пойду на приём к тирану.
И вдруг после воздушных литературных упражнений, похожих на лёгкое кокетливое прикосновение к клавишам грубое истерзанное, барачное почти лагерное:
Не всплачет никто, не заохает,
Когда меня измудохают
И вышвырнут на раздорожье,
Чтоб в страхе крестились прохожие.
Такое ли уж дитя - это дитя? Какой ужасающий опыт уже скрывается под кажущейся неопытностью?
О сколько горя узнают народы,
Лишь потому, что в пику палачам -,
Они предпочитают бич свободы
Державным, божьим и другим бичам.
Даже недополученная от жизни любовь может быть опытом любви.
И потом удивятся немало
Боги, люди, природа в цвету,
Что я им о любви бормотала,
Упираясь плечом в пустоту...
Язык людей - это не язык быта, а язык невысказанного. Нина Грачёва кается в том, что она живёт "в придуманной отчизне", но её единственное оправдание в том, что она любит не "миражи, а землю и тоску по ней". Это на редкость религиозные стихи, когда в понятие веры входит не только Христос или Богоматерь, но и природа и сами чувства и преданность стихам.
Сознание жизни - "есть тот самый БОГ, которого на небе ищем".
Как на земле мне устоять
Пред тем, как лечь в неё навеки?
И вдруг беззащитность оборачивается оскалом ненавидящей иронии.
Так повелось: отдай рубаху
Последнею тому, кто гол в пути.
Уж коли царь - тиран, иди на плаху.
А коли он дурак, куда идти?
Станет ли Нина Грачёва большим поэтом, присоединив своё имя к таким именам как Ахматова, Цветаева? Это зависит от многого - и от таланта и от эпохи, наконец, от судьбы, а может быть, в первую очередь, от судьбы, которая всё вместе взятое - и талант и эпоха.
Несмотря на кажущиеся сумерки духовности, то тут, то там в России горят "огромные костры щенячьей жалости к себе,к тебе и к Родине моей".
Пока существуют талантливые люди, Родина остаётся талантливой, то есть не убитой, ещё таящей внутри множество нераскрытых возможностей. Лишь бы всё талантливое развивалось и воплощалось, не скукоживалось, не увядало, не давало себя уничтожить чужими или собственными руками.
Евг. Евтушенко.
Свидетельство о публикации №120100205055