В гостях у Евгения Овсянникова

Дорогие друзья, мы продолжаем традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
Октябрьским хозяином нашей литературной гостиной будет  Евгений Овсянников (http://stihi.ru/avtor/eov) ,  резидент нашего клуба, замечательный поэт и, мы уверены, столь же замечательный собеседник.
Чтобы вступить в разговор с Евгением, нужно открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в октябрьском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или отбор), задать вопрос или предложить тему обсуждения.
Мы приглашаем в Гостиную и действующих редакторов отборочных туров. Каждый редактор в месяц своей работы может принести сюда одно свое стихотворение, отвечающее общим условиям конкурса, т.е. не попадавшее ранее в лонг-листы БЛК, ограниченное по объему и т.д.

Рубрика только для резидентов БЛК.

---------------------------------------------

Здравы будьте, друзья, соклубницы и соклубники! :)

Коль выпала мне такая часть – вахту в Гостиной нести – то я здесь. Буде мнение моё о стихах кого заинтересует – мыслями поделюсь. А нет – так и тоже ладно: в сторонке покурю :). Так или иначе, всех видеть-слышать буду очень рад. И ещё. Всех причастных поздравляю с только что прошедшим Днём переводчика и предстоящим Днём учителя!
Октябрь на дворе. Ветром холодящий, а цветом скорее обжигающий. Знаете, пусть в качестве эпиграфа будет вот что. Не было ли у вас такого: смотришь на небо – солнце, облака. Но вдруг – так красиво, что написал бы это художник, на полотне воплотил, сказали бы, - «Нет. Не верим. Слишком красиво!». А ведь есть. Вот оно, перед глазами. И было такое уже не раз. Так как же найти краски, как найти те слова, чтобы убедить зрителя/слушателя/читателя, что так бывает?

Евгений Овсянников


Рецензии
техническая рецензия для Нины Баландиной

Редактор Блк   18.10.2020 22:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина!

Интересное стихотворение. Нравится замысел. Казалось бы, уже писали об этом, сводя в одном образе лист дерева, бумажный лист (тетради, черновика), человека - лирического героя, размышляющего на склоне лет о вечном – и всё равно каждый раз эта тема играет новыми гранями!
Несколько возвышенный стиль не кажется здесь неуместным: таков предмет разговора, на таком примерно языке вполне допустимо об этом говорить. Вместе с тем, есть яркие, выделяющиеся строки: «…ненужная сбивается строка, - то птиц присел и склюнул червяка». Очень живое! )
Несколько неточным показалось выражение «тень судеб» - сразу возникает вопрос – «чьих?», то есть почему не просто «судьбы» (тогда понятно, что ЛГ)? Выбивается стилистически «беспардонность» и гностически (что может об этом знать лист?) – «экспресса». Всё же, если в листе сплелись природно-флористический, текстовый и человеческий уровни, то лучше находиться на территории общих для них понятий и сравнений. Сомнительно звучит фраза «стоптанный весьма».
В общем, - убедительно. Ещё одно экзистенциальное стихотворение. ) В целом – хорошее, но с ним ещё имеет смысл поработать. И ещё. Ваш текст, Нина, вызывает совершенно роскошную ассоциацию, за неё отдельное спасибо. ) Не удержусь в этот раз и процитирую полностью стихотворение:
Авторы – Григорий Данской и Ксения Полтева. «Падающему листу». На эти слова есть песня, послушайте при случае.

Падающему листу
Все деревья равно чужи.
Только дрожь на лету,
Странные виражи.

По остывшим лесам
Память ещё свежа,
Но скоро забудешь сам,
Чему ты принадлежал,

В чьей ты родился музыке,
Чьим именем наречён,
Кто ты на их языке:
Тополь, осина, клён.

Неважно, какая ты ветвь,
Неважно, каких корней.
Все ближе земная твердь -
Лети, приближайся к ней.

Падающему листу
Все деревья чужи.
Вычерпав пустоту,
Ты ляжешь в ложбину межи.

Сверху укроет снег.
И захочется высоты
В этом безмолвном сне,
Среди таких, как ты.

Наземь ложится лист -
Молча стоим, глядим.
От жизни и смерти чист
Тот, кто совсем один,

Тот, кто совсем ничей,
Кто ничего не ждёт,
Разве что книгочей
Тебя, как письмо, прочтет.

Евгений Овсянников   19.10.2020 13:30   Заявить о нарушении
Это был отзыв на стихотворение "Монолог тополиного листа" Нины Баландиной, но пока писал его, оно куда-то пропало. )

Евгений Овсянников   19.10.2020 13:34   Заявить о нарушении
Уважаемые редакторы, помогите этому стихотворению появиться в Гостиной. Без вашей помощи у меня ничего не получается.

МОНОЛОГ ТОПОЛИНОГО ЛИСТА
http://stihi.ru/2020/08/13/5348

Я только лист – листок черновика, что наделён неясными дарами,
врачует жизнь и насыщает пламя… осенний лист… живой ещё пока…
Вот просеваю обращенный свет, и тень судеб возвышенней и легче. Вот ветерок прихватывает плечи, ненужная сбивается строка, - то птиц присел и склюнул червяка… Вот в тень уходит наступивший вечер.

Но мне везёт: невдалеке фонарь. И как бы ни был сумрак обесцвечен, он как бы снова обещает встречи и говорит, что нет, ещё не вечер,- всего лишь тьма… заманчивый финал.
И новая надежда столько лет отводит от истоков наносное.
Что мне б хотелось? – Вряд ли уж покоя… всё это позже… будучи в земле.

Прожилки строк, пересеченье нитей,- обрывки тайн сбегаются в ладонь.. И просто так, без всяческих наитий всё резче предсказуемость событий, а время всё слышнее под уклон несётся с беспардонностью экспресса…
Так прошлый день, лишенный интереса, годится лишь для вставки в новый сон.

Обычный лист... Я, видимо, привык, что и земля, и небо без отказа даруют жизнь: раскрепощают разум, что просится обожествить язык... И вся вокруг цветущая листва (подспорье моего черновика), - горит осенним всполохом желаний.

Отпущен буду, как придёт зима. Скукожен холодом и набухая влагой, наискосок, как будто из бумаги, под ноги брошен… стоптанный весьма…

Лишь черновик житейского письма, исчерканный надеждой и отвагой.

Нина Баландина   19.10.2020 13:51   Заявить о нарушении
Спасибо за подарок, Евгений. ПАДАЮЩИЙ ЛИСТ и в самом деле замечателен. Мне нравится, когда стих свободен, в нем есть простор, воздух. Паузы, в которые ты можешь передохнуть и дать волю на этот раз уже своему воображению.

Да, слишком явно прослеживается этот переход состояния и смена декораций:
лист... лист... лист... Но захотелось передать ощущение того, что мы тоже лишь листва на древе жизни. У природы - плоды в завершении цикла, а у нас? что после нас? - вечные черновики не взятых вершин...

Мне показалось, что к МОНОЛОГУ... нужен эпиграф. Может быть, даже такой:
Да и нет, черный цвет или белый, -
Но едина меж ними земля.
Обезглавленным верящим телом
Прикрывают её тополя.
Вот этот выбор "стерегущего дозорного" и определил, наверно, и фактуру речи, и широту обзора окружающего, где экспресс - лишь одна из постоянных величин, проносящихся мимо и вновь неоднократно возвращающихся. Ведь тополя растут повсеместно.

По поводу "тени судеб", тоже вижу, что не хорошо, и судьбы здесь никакого отношения к свету не имеют,- только не получается пока ничем заменить.

"Стоптанный" лист - это когда от него остается лишь кружево и переплетение прожилок, чудом сохраняющие форму. Лежит такой на зимней тропинке чуть в стороне и видно сквозь него и ноздреватость снега, и пятнышко темной земли, раздавленное чьим-то следом. Хотя всё это не факт, и каждый видит по-своему.

Нина Баландина   19.10.2020 15:16   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Нина. Помогающие пояснения, после них картина понятнее становится.
«Стоптанный» - абсолютно нормально, мне «весьма» показалось не очень сочетающимся с ним словом.
А вообще, - лучше перечитать, вернуться к тексту через некоторое время. )

Евгений Овсянников   19.10.2020 15:36   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Евгений.
На этот раз я по поводу "помогающих пояснений". С одной стороны, мне кажется, что если стихотворение требует пояснения, значит оно не удалось. И стоит ли писать сочинения на тему "Я хотела сказать...". Эти пояснения-оправдания вряд ли помогут тексту или читателю, с которым вы в разных весовых категориях.
Но мне это порой необходимо для полного эмоционального погружения. Для осознания того, что написано. Ведь не секрет, что процесс написания не всегда контролируем.
Или это часть той правки, которой подвергается стихотворение после написания?
Уточнение и отлаживание сюжетной линии и т.п. ?

Нина Баландина   19.10.2020 22:17   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Нина. И да, и нет. Самое главное - пояснения заставляют вернуться и внимательно перечитать текст. То есть - применительно к Вашему стихотворению - не конкретика нужна мне-читателю, а сам факт, что это объяснение есть у Вас. А дальше я перечитываю внимательно и вижу, что кое-какие смыслы не извлёк сначала. Во-первых, вот эти хорошие строки: "...листок черновика, что наделён неясными дарами" и "Прожилки строк, пересеченье нитей,- обрывки тайн сбегаются в ладонь". Тонко, паутинно, негромко и красиво. Не дочитал, не услышал при первых прочтениях я и тему даров. В начале - это ещё неосознанное (см. строку выше, "неясные дары"), ближе к концу стихотворения - уже увереннее: "и земля, и небо без отказа даруют жизнь", то есть ЛГ приходит осознание этого, а значит образ показан в развитии.

Евгений Овсянников   19.10.2020 22:41   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Евгений, за поддержку.
Если можно, я бы хотела попросить Вас посмотреть ещё одно стихотворение по Хэмингуэю.

Нина Баландина   19.10.2020 23:04   Заявить о нарушении
Конечно, пожалуйста. Напишу подробнее уже завтра. )

Евгений Овсянников   19.10.2020 23:06   Заявить о нарушении
"Как хорошо, что нам не приходится убивать звёзды"
http://stihi.ru/2018/10/26/6669

***
Старик и море
Э.Хэмингуэй

Чаще всего звезды застревали в прорехах его сознания в виде рыб.
В зависимости от того, как Старик прищуривал глаза,
Насколько плотно смыкал ресницы,
Эти рыбы меняли свой облик.
Даже их отношение к подсматривающему могло меняться.
- Ну, и фартовый же ты, мужик,- слышалось ему.
И он остро ощущал тяжесть сети, втаскиваемой в лодку.

Иногда ему удавалось, подсмотрев сны,
Заснуть тихо и беспечально.
Но его мозг всегда был настороже:
И тогда Старик непроизвольно подносил руки к лицу,
Чтобы осязать, чувствовать запах, въевшийся в его ладони.

Не меньше тысячелетия они впитывали в себя
Эту смесь смолы и грубой веревки,
Вылощенных солнцем и солёной водой вёсел,
Запах пота от высыхающей у огня робы.
А когда его грудь вздымалась слишком высоко,
Он остро ощущал предательство своего тела,
И тогда его губы снова шептали "la mar".

И это могло обозначать все, что угодно,
И в тоже время всегда быть только Морем. Только им...
Чье присутствие выдавал любой шорох.
Скрип песка под сапогами.
Мальчик, ощущаемый исходящим от него теплом.
Настоянный на запахе морских водорослей воздух.

- Я здесь...
Я жду тебя...
И лучи звезд, проникающие сквозь веки,
Снова пробуждали у него надежду быть вместе.
Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды,- думал Старик,
В очередной раз выходя в Море...

Нина Баландина   19.10.2020 23:11   Заявить о нарушении
Примечательное стихотворение, запоминающееся и красивое. Этот текст позволяет нам поговорить о первичности-вторичности стихотворных произведений.
Но начну с ответа на вопрос, нравится ли стихотворение. Ответ прост - да.
Боюсь, однако, что некоторые дальнейшие пояснения могут не понравиться автору.
«Старик и море» - моё любимое произведение из всего написанного Э. Хэмингуэем. В своё время делал по нему доклад на уроке литературы в 10 классе. В этом стихотворении сохранено очень многое из оригинальной повести. Сам персонаж, то, чем он занимается, его особое отношение к Морю. Тщательно прописаны детали промысла, причём так достоверно, что читателю удаётся прочувствовать это:
«смесь смолы и грубой веревки,
Вылощенных солнцем и солёной водой вёсел,
Запах пота от высыхающей у огня робы».
Но вот вопрос – впечатление от этого – это заслуга автора или воспоминание читателя о повести? Тень Хэмингуэя будет неизбежно витать рядом. В целом автору удалось, на мой взгляд, сохранить «хэминуэевский дух», создать стихотворение, в котором Старик узнаваем.
Привнесено ли что-то новое? Да. Усилен космизм (звёзды теперь – полноправные персонажи повествования). Появился метафизический оттенок (время: «не меньше тысячелетия они впитывали в себя эту смесь…». Наверное, не мне одному увиделась в этом тексте поэтика символизма.
Вдруг представилось, что – раз уж мы заговорили о звёздах-рыбах и временной диапазон так размахнулся – то почему бы Старику выходить не в Море, а в Космос?
Не пройдёт и пятнадцати лет после появления повести «Старик и море», как Сергей Снегов начнёт писать свою знаменитую трилогию «Люди как боги», в которой, увы, разумные научатся убивать и звёзды. Ваше стихотворение, Нина, нравится ещё и тем, что это – поиск. Вспоминается:
«Там, где ночь волнами шумит, как море,
и балкон – как поздней надежды мыс,
выходи на край сон-травы и смоли,
зажигай маяк и ищи свой смысл…». (Евгений Волжанский)
Произведения, написанные в развитие сюжета, с сохранением персонажей оригинального произведения, называют иногда фанфиками (сокращённое от fan fiction). Само название как будто подчёркивает легковесность жанра – почти «фантик». Конечно, не всё однозначно, нужно говорить о конкретных текстах. Так или иначе, но авторы таких стихов всегда находятся под дамокловым мечом возможных обвинений во вторичности. Парадоксальный вывод: автору подобного произведения приходится относиться к вопросу об авторстве «нестяжательно» ). Как в том присловье при разделении куриной косточки: «Бери да помни!» - «Беру да помню» )
О деталях. «Мальчик, ощущаемый исходящим от него теплом» - имелось в виду, наверняка, что мальчик ощущался благодаря исходящему от него теплу? Тогда лучше избегать подобных фраз, получается что получается (формально так) - тепло ощущало мальчика.

Евгений Овсянников   20.10.2020 09:54   Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений.
Ваше отношение к данным текстам вполне компенсировало молчание, окружающее их. Позволило утвердиться в их полноценности, не отклоняя и принимая все замечания, полученные в результате общения.

Теперь ваш вопрос о производимом впечатлении - "заслуга автора или воспоминания читателя о повести". Оценка любого произведения искусства во многом зависит от исполнителя (книга - и читатель, сюжеты - и поэты... историки и архитекторы, художники и музыканты). Всё звисит от того, в чьи руки попадёт текст, насколько велика наша готовность принять Автора идеи.
Это как история с переводами. Хороший переводчик и читателю доставит удовольствие, и не автору не повредит.
Чаще всего превалирует первичное впечатление: моё - не моё. Нравится, - начинаешь вглядываться и любоваться. Не нравится - уходишь.

Нина Баландина   20.10.2020 11:36   Заявить о нарушении
"Берём - и помним."

Нина Баландина   20.10.2020 11:40   Заявить о нарушении
Не подытожил. ) Вам - удалось создать своё, полноценное и интересное произведение.
И - да, "берём и и помним". )

Евгений Овсянников   20.10.2020 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.