Дворцы Петербурга. 58. Большой Меншиковский

    Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума,
близкое по красоте морю.
Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени –
эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю.
   Расположен дворец почти у самых вод залива, связан с морем, с ветрами споря,
устремлён к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени –
утверждения России на берегах освобождённого моря.
   А.Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца в манере петровского барокко,
в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной
естественным путём, но от волн во время штормов достаточно высоко и далеко.
  Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус,
увенчанный огромной княжеской короной  -таков был у владельца вкус,
к корпусу примыкают одноэтажные скруглённые галереи с двумя павильонами .
У его подножия  был разбит регулярный сад, со скульптурами и фонтанами, Солнцем озарёнными.
   Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.
Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры
вызывали восхищение и удивление, необыкновенны были во дворце и манеры!
   В усадьбе гостей ожидало множество "диковинок".
Например, в центре восточной галереи, построенной, видимо, первой,
когда-то располагалась "турецкая баня" со стеклянной крышей,
которую посещал даже сам император Пётр Первый
    Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте,
шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены в каждой комнате,
а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями,
прекрасными даже в лунной темноте.
   Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя.
Их декор был сравнительно прост:
лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками - в императорский рост!
   Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя
по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф.
Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну.
Меньшиков оказался для новых владельцев дворца плох.
   В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум
наследнику российского престола великому князю Петру Фёдоровичу – лично ему  самому,
впоследствии императору Петру Третьему.
   Именно при Петре Фёдоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца
получил свое нынешнее имя – "Японский".
По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора,
который был красою - императорский.
   По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года
царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены,
ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума с 1762 года.
   На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать
свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов; они шли, как за волной волна.
Но XIX столетие было временем относительного покоя,
когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна.
     Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения,
сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть.
В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены в модном тогда стиле эклектики,
при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов, это несло взорам лесть.
    В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета
и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики Советов.
В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище,
Лесной техникум с общежитием – умное жилище.
  Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику.
Его двери в качестве музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.
В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета, достатка
неоднократно сменялись периодами забвения и упадка.
   Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек за века
и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников
русской архитектуры первой половины XVIII века.
Меншиковский дворец, в отличие от других памятников, пострадавших от войны,
не пострадал во время Великой Отечественной войны.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!Дворцы Петербурга. 58. Большой Меншиковский.


Рецензии