Пошлость. Стадность. Хула Часть 1 Пошлость
Содержание
Преамбула
1. Определение пошлости
2. Живое и мертвое
3. Причины и последствия
4. Нелицеприятие
5. Триединство пошлого
6. Покаяние или очищение?
Преамбула
Борис Леонидович Пастернак (с):
«Жизнь была хорошей. Если жизнь продлится, посвящу ее борьбе с пошлостью».
28.05.1960г.
«Кругом много пошлости, не только у нас и во всем мире. С этим я все равно не примерюсь».
30.05.1960г. (День смерти)
Затину
Пародия на культовую песню группы Ленинград “WWW”
Зачем переехал - не помню,
Не ищет покоя бухой,
Ко мне завернет, кто поссорится,
С подругою, или женой (1).
www. Ленинград.
Х… пробел – мой пароль.
www. Рок-н-ролл,
Но тупой.
Всегда матерюсь, но со вкусом,
Ваш Пушкин - давно не крутой,
Во мне живет Нео искусство,
Многозначительный ноль.
Шаг назад-
Мой талант,
Заходи,
Но плати!
Скажу Вам, гнуть пальцы не трудно,
Понтовые песни писать,
В столице всемирно - культурной,
По - делу себя продвигать.
Кто мне брат? -
Затину!
Прочитай, но назад,
Сам поймешь, что к чему.
На вещи смотреть надо проще,
Что толку от высших культур?
Мой стеб прет канавою сточной,
На флаге бикфордовый шнур!
На аншлаг –
План простой:
Шут продаст самопал (2) -
И король!!!
Опа!
Сноски:
1. Из телеинтервью Сергея Шнурова - Ксении Собчак ( телеканал «Дождь», приблизительно весна 2016г.)
2. Самопал – в простонародье поддельная водка. Здесь, (также) символ дешевого поддельного искусства.
1. Определение пошлости.
В истории культуры принято выделять эпохи и периоды. Каждый такой отрезок времени имеет своих героев, символов. Имена великих людей у всех на слуху: М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой… В.В. Маяковский… В.С. Высоцкий, А.А. Тарковский… Любой человек вправе выбирать себе идеалы, формировать свой вкус. Это справедливо.
С развитием общества, восприятие искусства постепенно меняет свою основу. Все большую роль в жизни людей играют кино и популярная музыка; средства этого восприятия: телевидение, интернет. Конечно, тексты для песен В. Цоя нельзя сравнивать с поэзией А. Парщикова или Е. Евтушенко, но речь идет о символах, прежде всего, в массовом сознании людей, поскольку культура имеет всеобъемлющий статус. Приходит время, когда символом становится то, с чем не мог примириться Борис Леонидович Пастернак – это пошлость.
Прежде чем определить пошлость, стоит коснуться природы человека, ее структуры. Дух, как первооснова, имеет три ипостаси или качества: жажда познания, трепет перед высшим, совесть. Если первые два качества можно как - то объяснить, то природа совести из области неизреченного, неопределимого. Как в школьной задаче по геометрии - дано: Человек - в том числе совесть. Хотя показатель этого в том числе, будет для каждого неодинаковым.
Помимо дара речи, абстрактного мышления, мы отличаемся от «братьев меньших» неким образом и подобием Высшего, наличием творческого начала, в отличие от инстинктов, способного создавать, преобразовывать, совершенствовать. В отличии от животного, человек способен отличать индивидуальную правду от истины, понимать существование последней, осознавать её недосягаемость, стремиться к ней.
Но есть и третья часть – это природа скота. Результат падения первых людей, повреждение их духовной природы грехом; наследие предшествующей ступени; происхождение человека из животного мира… Неважно, какой подход использовать в ее определении, но в человеческом существе присутствуют и могут развиваться: гнев, похоть, лень, чревоугодие, алчность, гордыня, зависть.
Каждый из нас движется в фарватере своей судьбы, продираясь сквозь время и пространство жизни, находясь постоянно в состоянии борьбы внутри себя между стихией греха и духовным Началом, его творческими свойствами. Невозможно не прейти соблазнам в мир. И мы ошибаемся, падаем, встаем, преодолеваем боль и грусть ошибок, приобретаем новое качество, опыт или усугубляем ситуацию... Хотя падение необязательная часть развития, которое может идти и не горестным путем. Но есть еще одна ступень, или стадия, когда развитие происходит не только с отрицательным знаком, но имеет степень. Эту стадию определил Федор Михайлович Достоевский термином “насекомость”. В основе “насекомости” – сладострастие, только не в одном общеизвестном сексуальном аспекте, а в более широком - когда человек не просто осознаёт в себе порок, пытаясь с ним бороться, а наоборот, когда тот доставляет ему некое удовольствие и наслаждение, которым он гордится, и даже проповедует оный.
Фундаментальную основу зла можно определить в трех аспектах.
Главная его формула -это существование за счет силы другого. Паразитизм. (Даниил Андреев, "Роза Мира")
Второй аспект Евангельский. Дьявол - есть отец лжи, и когда он говорит ложь, то говорит свое. Это не только пресловутый обман, но и выбор третьего, лукавого, легкого, сомнительного пути достижения цели между честными Христовыми “либо да”, “либо нет”.
Третьим аспектом злого является неукоснительное стремление оправдать злодеяния благой целью или приводя примеры подобного в поступках высших авторитетов, снимая, таким образом, ответственность с себя или с претензией на некую норму.
Безусловно, в жизни великих личностей, героев и просто достойных людей, хватает неаппетитных подробностей и нелепых ошибок. Но никакая злонамеренность не может оправдываться ни авторитетом, ни обстоятельствами. Здесь важно отметить, что страшен не тот, кто совершает одномоментное зло, а упорствует в нем. Существует мнение, что ошибки, падения, срывы, обусловлены. Но есть и противовес этому мнению: не бывает креста или испытаний не по силам. “Все послано Мной”. Все справедливо. Вспомним классический пример ветхозаветного Иова, через какие непосильные испытания он прошёл; или победу советского народа в Великой Отечественной войне. Хотя тема Высшей или исторической справедливости не для всех актуальна, пусть так. Это вопрос бесконечной полемики, не относящейся к данной работе.
Отвечая на вопрос “Что есть сумасшествие?” – Федор Михайлович устами доктора Зосимова, (“Преступление и наказание”) утверждает следующее: у любого здорового человека есть признаки сумасшедшего. Однако все дело в черте. Именно грань, за которой происходит разрушение, стирание фундамента человеческого начала: психического, умственного, нравственного и даже физиологического (например, у людей постоянно пьющих, происходят очевидные изменения в сторону этой стертости). Показателем пошлого является то, когда личность в своем свободном выборе переступает некую условную черту, за которой происходит полное или частичное изменение ее нравственного облика. Перемешивание этого облика со стихией скота или “насекомости”.
Итак, что же есть пошлость? Здесь важно найти одно ключевое слово или зерно. На мой взгляд, пошлость - есть подмена.
Б. Л. Пастернак резко чувствовал пошлость вокруг себя. Но главная подмена того времени состояла в том, что достижение провозглашенных идеалов свободы, равенства, братства, вместо медленного и естественного развития через повышение уровня благосостояния, просвещения, достижение общественного согласия с соблюдением прав человека, было заменено насилием, террором, человеконенавистничеством в отношении несогласных, или не принадлежащих к господствующему классу, имеющих иное происхождение. Понятно, что когда подмена фундаментальна, то по закону цепной реакции все устройство во всех его частях не может быть не пошлым или не стремится к этому. Например, в то время, учителей заставляли завышать оценки детям из простых семей и занижать детям из семей служащих. Попытка оправдать подмену, доказать недоказуемое.
2.Живое и мертвое
Пошлое почти всегда агрессивно по отношению к подлинному, так как видит в нем не только конкуренцию или опасность, но само его существование, культурная незыблемость – это своего рода суд над пошлым. Есенинский «черный человек», который обязательно приходит. Неизбежный Христов камень преткновения, который никому не удастся обойти.
Да, иногда пошлость может выглядеть привлекательнее и доступнее оригинала: искусственная красная икра, искусственные цветы, пластиковые муляжи книг в шкафах респектабельных офисов… Руководствуясь известной аллюзией «смотри на жизнь проще (примитивней)» - подмена надежды Настоящего чувства отношениями с кем-нибудь или с кем попало. Еще хуже, ограниченней и даже подлее, - выбор спутника на основе соизмерения достоинств, соотношения «толстовского числителя и знаменателя», (где в числителе - сумма талантов и способностей человека, а в знаменателе - показатель самомнения или умозрительное определение своего положения в обществе, критериев соответствия для того, кто будет рядом, (Роман «Воскресенье»)) или просто холодный расчет.
Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтёте, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдёте.
И вам чужд то безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчётной
Прямо в солнце пускает стрелу.
(Н. Гумилёв «Девушке»)
Николай Степанович, о чём это Вы? Какие безумцы и мечтатели? Выбор должен быть продуман и взвешен, ведь это на всю жизнь!
Мёртвое упорно стремится выдавать себя за живое, фальшивое прятаться под маской оригинальности, притворства, лести. Конечно, Настоящее не всегда бывает подходящим. Но Бог Отец всегда испытатель, испытывающий людей решением задач превышающих логику земного порядка вещей. Поскольку сама любовь вне этой логики.
«Всякое растение, которое не Отец мой небесный насадил, искоренится» (Иисус Христос)
А подмена всегда отвратительна.
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
«Счастье, - говорил он, -
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты».
(С. Есенин “Черный человек”).
Неспособность или нежелание выразить свою мысль нормальным способом или возвести в степень, как учил Александр Блок, (имея в виду мысль поэтическую) заменяя ее нецензурной непристойностью, или чем-нибудь невнятно-глупым – есть пошлость человеческого ума, свидетельство его ограниченности или поврежденности.
Пуд,
как говорится,
соли столовой
съешь
и сотней папирос клуби,
чтобы
добыть
драгоценное слово
из артезианских
людских глубин.
(В. Маяковский “Разговор с фининспектором о поэзии”).
Возможно, подобный подход уже не для нашего времени, где зачастую во главу угла ставится быстрый успех, являющийся самоцелью, в основе которого наглый бесцеремонный цинизм, эпатаж, самолюбование и “бабло”. Стремление не к идеалам и поиску творческой истины, а дивидендам.
Зачем же в ясный час торжеств
Ты злишься, мой смычок визгливый,
Врываясь в мировой оркестр
Отдельной песней торопливой?
Учись вниманью длинных трав,
Разлейся в море зорь бесцельных,
Протяжный голос свой послав
В отчизну скрипок запредельных.
(А. Блок “Голоса скрипок”).
Думать прежде о запредельном, вечном – это благословение великого поэта всем творческим людям. Не увлекаться сиюминутным, торопливо - модным, не подменять законы творчества законами рыночной экономики.
“Ты знаешь Соня, это ужасно. Все эти биржевые дельцы – это не люди. Это какие-то могильные черви” (из письма Сергея Есенина жене).
Творчество каждого художника должно ориентироваться на сформированный (е) им эстетический (е) идеал (ы), который (е) нельзя предавать, но с другой стороны, сами же эти идеалы должны постоянно преображаться, не превращаться в неукоснительных идолов,обретая окаменелость.
3. Причины и последствия
Развитие пошлости результат не столько активности отдельных «личностей», но общего разложения, которое идет изнутри. Одной из видимых причин этого процесса, на мой взгляд, является постепенное замещение в сознании людей объективной реальности виртуальной. Виртуальная среда более информационно-многообразна,современно-комфортна, но менее контролируема. В таких условиях, большое поле деятельности для каких хочешь подмен и вбросов, формируя нужное поведение и мировоззрение человека. Чем более оно ограниченно, примитивно и плоско, материализованней - тем легче он управляем. Со школьной программы убрали даже астрономию. Поскольку, теперь есть другая более комфортная вселенная. Эта вселенная смартфонов. Чрезмерное стремление к комфорту, его идеализация – есть тупик самообмана, отрывающий от естественных начал (естества), уводящий в сторону от истины, создающий иллюзию жизни. Сам по себе мгновенный доступ к знаниям, даже проверенным и неложным, лишает человека процесса познания как токового, а именно в нем и происходит незаметный, одухотворяющий, гуманитарный рост личности.
В интернет-среде развивается клиповое поверхностное мышление. Клиповое мышление не требует от человека необходимости рассуждать, задумываться, идти путем поиска, сомневаться, требовать проверки получаемой информации. Мозг работает как приемник. Клиповое мышление ведет к образованию клипового сознания, когда человеку трудно при отсутствии фундаментальности критически анализировать. Он сформирован по-современному: имеет понятия, способен судить о разном, в курсе многих событий и новостей… Но знания ли это?
Нажми на кнопку –
И получишь результат,
И твоя мечта осуществится.
Нажми на кнопку,
Ну что же ты не рад? –
Тебе больше не к чему стремиться.
(«Группа Технология» «Нажми на кнопку» 1991г.)
Справедливое предчувствие будущего. Отсутствие пути познания. Однако, стремление остается - желанием нажимать еще и еще, к пределу усталости, не задумываясь о том нужно тебе это или нет.
Привычка получения во всем быстрого результата, делает и творческий процесс в искусстве извращенным, скомканным, фальшивым - то есть неполноценным. Но проблема в том, что личность всё больше формирует сознание в виртуальном мире, а поступки совершает в реальном. Иногда создается впечатление, что человек существует для интернета, а не наоборот.
Но ключевая причина деградации – это снижение уровня просвещения. Ведь на него нужно время. А где его взять, если оно тратится на компьютерные игры, социальные сети… Да, в интернете много чего интересного, увлекающего, но в большей части пустого, не относящегося к подлинному просвещению. Вредный контент интернета затягивает и вызывает зависимость. И оттого чем заполнено в настоящее время это поле, во многом определит, куда будет смещаться ореол современного человека: к подлинной просвещённости и одухотворённости познающего индивида, или к области разумных, но ограниченных насекомо-людей.
«Книги сделали меня неуязвимым для многого… Зная, как любят и страдают, нельзя идти в публичный дом… Книжный хаос прикрывал меня прозрачным, но непроницаемым облаком от множества заразной грязи, от ядовитых отрав жизни». (М. Горький «В людях»).
Хотя, здесь важно отметить о значениях допустимого, достойного, которые общество выбирает для своей литературы, или просветительных программ. Ведь самой глубокой и страшной подменой, является подмена нравственных основ или установление своей нравственности. Нравственный закон человеку дан. В нем божественный критерий человеческого образа, его поведенческие ориентиры земного существования. Этого не отрицает и Сергей Шнуров. Известно его мнение по поводу нетрадиционной сексуальной ориентации, когда он приводит в качестве справедливого основания Библию. Однако, с его подачи это выглядит несколько однобоко. Однобокость – в частности, свойство человека в отношении восприятия слова Божия. Когда нам выгодно, плохо или страшно,- мы вспоминаем о Всевышнем и его слове, когда нет - оправдываем «новую нравственность», точнее ее подмену, полагаем, что можем обойтись без Него.
«У меня раньше был в телефоне номер Бога, но я его удалил» (Сергей Шнуров).
Рассуждая о нравственности (В.И. Ленин “О нравственности” - из речи на третьем съезде РКСМ), Владимир Ильич провозглашал: «наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». На мой взгляд – это есть утверждение формулы разложения. Даже, смотря на проблему сугубо материалистически, выводя нравственность из интересов, мы игнорируем, отменяем тот горький, стоящий большого числа человеческих жизней (не считая и многого другого) опыт развития цивилизации во всех сферах ее бытия, в том числе и в искусстве. Из истории мы хорошо знаем, чем закончилось присвоение права устанавливать свою нравственность пролетариатом. Выведение своей нравственности для себя, группы, класса – есть ее подмена, точнее отмена.
4. Нелицеприятие
Большая ошибка делить людей на плохих и хороших, черных и белых, благородных и подлецов. Точно так же относиться к их творчеству. Культура как океан – сама способна к самоочищению, оставляя достойное и ценное, а пошлое и ненужное выбрасывать вон, или обличать его уродливость, несостоятельность, как горький урок. В этом отделении зерен от плевел проявляется одно из качеств Бога – нелицеприятие, которое иногда даже шокирует. Например, «Led Zeppelin» оставляют нам песню, которую написал маньяк – убийца: теперь о ней можно узнать, например, в эфире Радио России. Это вам не песенка про бомжа, из начала 90-х, известного воронежского панка, которую до сих пор можно услышать за окном.
Хочется привести примеры не только из современности.
Тааббата Шарран. Буквально: несущий под мышкой зло. Настоящее имя поэта – Сабит ибн Джабир. Большую часть жизни провел в странствиях по пустыне и набегах на соседние племена.
Люблю, как женщина в накидку меховую,
Во тьму закутаться в безлюдии ночном,
Пока не изорвёт заря одежды ночи,
Пока повсюду мрак и все объято сном.
И забываюсь я в моем уединенье,
Обласкан и согрет пылающим костром.
И только пробудясь, вдруг вижу потрясенный,
Что с черным демоном я ночь провел вдвоем…
Или
Тарафа ибн аль - Абд
Вел легкомысленный образ жизни, проматывая имущество рода, за что был изгнан из племени “Словно вымазанный дегтем чесоточный верблюд” (комментарий современников поэта).
Одежды свои разорви! Я достоин того.
Другим далеко до меня в ратном, яростном деле.
Иные медлительны в добрых делах, но не в злых,
Робеют пред сильными, а на пиру - пустомели.
***
Сокровище жизни бесценно, но тает оно,
Уходят и годы, и дни, и часы, и мгновенья.
Чтоб конь мог пастись, удлиняют веревку ему,
Но жизнь не продлить. Все мы станем для смерти мишенью.
Неидеальные преступные люди шестого века. Разбойник, изгой. Что интересного и нового в человеческих беззакониях? Но их поэзия доходит к нам через тьму веков.
“Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ” – логика Нелицеприятного (Новый Завет).
5. Триединство пошлого
В связи с вышеизложенным, хочу отметить, что моя пародия и данная статья – это не акт против Сергея Шнурова и части его творчества, а естественная реакция на то зло, проводником которого он является. На то, что в целом происходит в современной массовой культуре. Когда необязательно в каждом шоу присутствует уже обязательный мат, но дух творческого подхода таковой: привлечь внимание любыми способами; заработать, создавая эту пресловутую «хлебную зрелищность», формируя её востребованность. Снобизм “есенинских могильных червей”. Попытка разобраться в настоящих причинах и связях. Эти вещи возникают как будто сами собой и небыстро. Продавливают тебя, заставляют думать, искать, объяснять. Хотя, что тут объяснять:
Уроды идут, их движенья стесняют одежды,
Спокойно идут, ведь никто не поверит в беду.
Упрямо идут, но смотри, как бледнеет Надежда,
Роняет цветы, неужели уроды идут?
(В. Бутусов “Элизобарра - торр”)
Для большинства народов, особенно Востока и Азии, верховная власть императора или короля имеет сакральный смысл, трансцендентную, божественную основу. Поэтому, почитание конкретного земного ее представителя происходит в том числе, а не в целом, как дань, поклонение принципу космической иерархии. Так и здесь, если Вы заняли трон пошлости, то будьте готовы, в том числе и к почестям.
На мой взгляд, Сергею Владимировичу удалось восполнить недостающее звено в нарицательном именовании пошлого - звено его триединства:
Чичиковы – Шариковы – Шнуровы;
Свой интерес – Идиотизм – Самолюбование (насекомость).
Части этой троицы неавтономны, а взаимообусловлены и дополняют друг друга.
Но, пока человек жив, у него есть время. Хотя бы задуматься о том, как он сам и его творчество будет выглядеть в глазах потомков. Сколько здоровых зерен останется после него, останется ли вообще. Или его имя прозвучит звонко, но горько или даже страшно, как имя Вараввы или Герострата, способных только разрушать, подменять истину.
6. Покаяние или очищение?
Стоит ли бороться с пошлость и можно ли ее искоренить? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на другой: возможно ли исцелить и сделать совершенной слабую человеческую природу, быстро исправить ее пороки и недостатки? Эту работу нужно начинать, прежде всего, с себя. “Держите в чистоте помыслы свои” – одна из главных задач духовного развития. Задача обретения внутренней чистоты. Великий русский святой Серафим Саровский советовал: “Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи”. Перевоспитать другого человека можно только примером собственного духовного исцеления и победы над своими немощами.
Честное и порой трудное развитие своего таланта и способностей, не в угоду существующей конъектуре и сиюминутному успеху и есть борьба с пошлостью. Поэтому, если вы творческий человек, тем более, всегда нужно думать о том, как с вами поступит время. Существование в нашей культуре таких людей как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь… А.А. Блок, В.В. Маяковский, М.В. Цветаева, А.А. Тарковский, В.С. Высоцкий… (нет смысла продолжать этот огромный список), развитие подобных им в наше время, появление, уверен, в будущем и создает противовес всему низкому, подлому, гадкому.
Владимир Иванович Даль, помимо главного дела своей жизни (составления «Толкового словаря живого великорусского языка») не оставлял попыток бороться с пошлостью в языковой культуре. Переживал и беспокоился из-за появления большого количества заимствованных слов и выражений, возмущался тому, что элита общества относится к русскому языку, как к языку второго сорта, языку мещан и грубых мужиков.
“Да разве можно писать мужицкою речью Далева словаря, от которой издали несет дегтем и севухой, или покрайности квасом, кислой овчиной и банными вениками?
Если ныне кто вздумает писать по-русски, то либо спочину же умолкает под свистками коноводов, которых брезгливые уши к такой речи не привычны, либо сам на первых же порах осекается, не доискавшись слова” (“Напутное Слово” В. И. Даль 21.04 1862).
В существовании подобных извращений и многих других заблуждений того времени, Александр Блок видел грозу надвигающегося возмездия. Верил в очистительную силу революции. “Зацветший пруд” – блоковская характеристика предреволюционной эпохи.
Но церковь упала в зацветший пруд,
Над зыбью самых глубоких мест,
Плывет один неподвижный крест.
(А. Блок “Магическое”)
Эту надвигающуюся грозу чувствовал не только он, но и многие другие.
«Барыня, а барыня!» —
«Ну что тебе?» —
«Вас завтра повесят!
Повисишь ты, белая!»
(В. Хлебников “Ночь перед Советами”)
О причинах революции семнадцатого года написано много научных работ, диссертаций, газетных статей. Но лучше всего их выразил, на мой взгляд М. Горький:
Он жил в Москве и говорил о ней отплевываясь: - Адов город! Бестолочь. Церквей – четырнадцать тысяч и шесть штук, а народ – сплошь жулик!
(М. Горький “Мои университеты”)
Тысячи церквей и столько же рядом публичных домов. Насмешка над Богом, плевок.
С полезностью последних спорил Лев Николаевич Толстой, предлагая волхвам науки, отстаивающим их необходимость, самим исполнять должность тех женщин, которые, по их мнению, необходимы.
(Л.Н. Толстой “Крейцерова соната”)
Для меня лично причины октябрьских событий 1917-го выглядят еще проще. У моей прабабушки было отчество Пудовна. Священник при крещении дал имя младенцу Пуд, потому что его отец – мой дальний родственник, задолжал ему пуд муки. Ненависть.
Игнатий Брянчанинов называл единственную причину Октябрьской революции – это состояние церкви, которая подобно огромному прогнившему дереву, рухнула под собственной тяжестью.
Кровавые очищения в истории происходят видимо потому и тогда, когда низкое, дешевое, подлое, гнилое, извращенное, с успехом претендует на равенство со святым священным чистым и настоящим. Тогда приходит злой гений со своими бандитами, и по кровавой реке плывут и публичные дома, и колокольни с куполами, вместе с праведными фарисеями, с их языческим мировоззрением в лоне христианства.
«Где труп, там соберутся орлы» (Новый Завет).
На весенней проталинке
За вечерней молитвою — маленький
Попик болотный виднеется.
Но вечерняя прелесть
Увила вкруг него свои тонкие руки…
Предзакатные звуки,
Легкий шелест.
И тихонько молится,
Приподняв свою шляпу,
За стебель, что клонится,
За больную звериную лапу,
И за римского папу.
Не бойся пучины тряской —
Спасет тебя черная ряска.
(А. Блок “Болотный попик”).
Но черная ряска не спасла. Зато исчезло кастовое мышление; великий русский язык становится очищенным, перестает быть второсортным, освобождается от неудобоносимостей. Происходит много чего другого, о чем говорит народная пословица: “Нет худа без добра”.
Итак, сегодняшняя востребованность пошлого – это предпосылки грядущих очищений, или у общества хватит здоровых сил учесть ошибки прошлого, выйти из гнусного ослепительного забытья?
Скабрезное творчество всегда имело место в низкокультурных слоях населения. Но, когда эта пагубная деятельность, вместе с его яркими представителями, получает признание в среде людей, которые считают, наверное, себя интеллигентными, (сидят рядом, аплодируют, “заглядывают в рот”, восхищаются или раболепно произносят примерно следующее: «я не осуждаю это, но в своем творчестве не использую») вспоминаются школьные уроки русской литературы, где нам преподаватель раскрывал значение меткого пушкинского слова “чернь”. “Чернь” – не мужик или простолюдин, с которого что спрашивать? – но условный интеллигент, (интеллигент – хранитель знаний, культуры, нравственности) светский человек, признающий или принимающий подлое, равнодушно или с ухмылкой соглашающийся с ним.
Странно, что подобное псевдоискусство укореняется и развивается в городе Ф. Достоевского, А. Блока, А. Ахматовой, В. Шефнера... Обидно за вас петербуржцы, что вы допускаете такое унижение, обидно и стыдно за всех нас, за нашу современную жизнь.
“А может быть, ты скажешь мне, что при таких условиях жить невозможно. “Невозможно” – это не совсем так, а что “противно” жить – это верно”.
(М.Е. Салтыков – Щедрин)
07.2017; 09.2020
К данной работе позднее предполагается опубликовать статьи:
“Стадность”, “Хула”, по актуальным вопросам.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №120092604726