10. Тетради - отклики

      "Каждое действие рассматривать под аспектом не только цели, но и импульса. Не: с какой целью? Но: из чего это исходит"?

      С. Вейль. Тетради.


     Вспоминается высказывание Юнга: "Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками. Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца. Действительно, грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил»."

     Таким образом,под это выражение Симоны я подставляю выражение Юнга о психически нездоровых людях, маниакально преследующих здоровый образ жизни и получаю, что человек бежит не для того, чтобы стать физически выносливым, а потому что он боится.
    Он бежит "не для того...", а "потому...". Это крайне важно.
Хотя пойди распознай, ведь сам он зачастую будет горячо убеждать нас в обратном.

    Вы заметили как много у нас стало этих бегающих и не курящих?
  Мы культурно подросли и стремимся к разумному здоровью или мы все в паническом ужасе?


     "Существует некая «бого-бежная» (названная по примеру «центробежной».) сила; иначе все было бы Богом".

      С. Вейль. Тетради.


     Не является ли наша техническая мощь именно такой силой - бесконечно спрессовывающей нас друг с другом и одновременно бесконечно удаляющей нас от Бога?
     Техника - бого-бежная сила, с подмостков которой мы смотрим в лицо всё стремительней удаляющегося от нас Бога.


     "Кажимость приклеивается к бытию, и только боль может оторвать их друг от друга".

     С. Вейль. Тетради.


     Быть может эта мысль Симоны поясняет странную мысль Еврипида " Ничто так не радует богов, как вид человеческих страданий"?


      "Противоположны друг другу не радость и скорбь, но виды того и другого. Есть адские радость и скорбь; есть радость и скорбь целительные; есть радость и скорбь небесные".

      С. Вейль. Тетради.


     Мы всё ещё неверно различаем, мы различаем радость и скорбь, плюс и минус; но плюс и минус чего - ведь это же что-то одно. Вот почему страдание может быть не равно страданию, радость не равна радости и не только они.
     Мне задали вопрос: почему предыдущее поколение лучше чем современное? Но кто вам сказал, что оно лучше? И наоборот, современное не лучше предыдущего. Все люди приблизительно одинаковы в плане человеческого, несмотря на то, что отличаются верой, нацией, расой, временем. Я думаю что гораздо больше отличаются люди не по временам, а по своему качеству, по тому насколько они сбылись как люди - гении, допустим и обыкновенный человек. Потому что пещерный человек, точнее неандерталец, который рисовал рисунки в пещере Шове - тот гений, что жил 30 тыс лет назад явственно сбылся в человеческом плане сильнее, чем многие наши современные люди.
     Значит надо перестать думать поколениями и начинать думать смыслами... Пора уже... А поколения это только модификации.
     Надо перестать постоянно сравнивать себя с прошлыми поколениями, потому что тогда придётся сравнивать и с будущими и попытаться увидеть жизнь человека как одно целое.


     "Бег времени насильственно отрывает кажимость от бытия и бытие от кажимости".

     С. Вейль. Тетради.


     Отсюда - время делает явным, то есть проделывает за нас нашу работу. Но когда это явное приходит, событий, которые требовали этого явного уже нет, они канули в прошлом, то есть в том же времени, которое их пожрало. Так что за свою явность время берёт с нас такую цену, которую лучше было бы не платить ему. Безмерно большую цену.
     Запоздалое раскаяние. Запоздалое мышление. Запоздалое понимание. Запоздалая жизнь.


Рецензии