Дворцы Петербурга. 57. Большой Гатчинский

   Большой Гатчинский дворец построен в 1766-1781 годах в Гатчине
для фаворита Екатерины II - графа Григория Григорьевича Орлова, для аудиенции!
Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы
 средневекового замка и загородной резиденции.
Интерьеры дворца - образец русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков.
Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи, в том числе для их аудиенции.
    Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчина)
у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту в 1765 году -
графу Григорию Григорьевичу Орлову 
в благодарность за организацию дворцового переворота в 1762 году,
 в результате которого она стала императрицей в том же году.
   Для разработки проекта дворца Григорий Орлов совместно с Екатериной II смогли найти
и пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди.
Его проект удачно сочетал в себе элементы английского охотничьего замка и
русской загородной усадьбы близ Санкт-Петербурга.
В итоге Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Петербурга.
   Гатчинский дворец - центр,
архитектурный и стилистический символ дворцово-паркового ансамбля.
Здание дворца располагается на возвышенности, доминируя над окружающим ландшафтом.
Северный фасад здания обращён к парку и выходит на склон, где удивительная земля! -
   Склон спускается к Серебряному озеру,
за которым простирается Дворцовый парк с обширным Белым озером.
   Южный фасад дворца закрывает своим массивом обзор на парк,
акцентируя внимание на архитектурном облике здания.
Взглянув на общий план дворца можно выделить три основные части этого великолепного создания.
   Центральный корпус представляет собой вытянутый прямоугольник,
к углам которого со стороны парка примыкают две пятигранные пятиярусные башни.
На противоположной парку, южной стороне центрального корпуса находится заглубление
с тремя арками входных дверей и балконом, создающее игру объёмов у каждой башни.
   Корпус соединён двумя полукружиями галерей с двумя трёхэтажными каре,
почти квадратными в плане.
Углы каре выделены восьмигранными трёхъярусными башнями,
две из которых, примыкающие к галереям, завершены куполами.
   Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей 
ритмично членится пилястрами дорического ордера.
Второй этаж трактован более богато - на полуциркулях галерей - ионические полуколонны,
а на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера.
   Лопатки, расположенные соответственно пилястрам, оформляют лик третьего этажа -
рельефные наличники вторят обрамлению оконных проёмов первого этажа.
    Центральный корпус и галереи увенчаны парапетами.
Связанные с парапетом аттики отмечают основные оси фасадов,
на которых расположены входы во дворец.
В центральной и торцевой части галерей расположены двери,
выделенные двухколонными дорическими портиками – так их придумал архиетектор-творец.
   Северный фасад дворца, в отличие от южного, невозможно полностью охватить взглядом,
он открывается постепенно при обходе здания, особенно когда находишься рядом.
  Самой выразительной частью этого фасада является центральный корпус,
замкнутый с двух сторон Часовой и Сигнальной башнями - .
Центр фасада акцентирован двухколонным дорическим портиком,
служащим основанием балкону с ажурной решёткой в центре между башнями.
    В оформлении первого этажа использованы пилястры дорического ордера,
второго - ионического ордера,
а третьего - лопатки, не требующие названия ордера. 
   В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770-1780-х годах
по проектам главного архитектора дворца - Антонио Ринальди.
Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время,
была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева, которые всегда старались приобрести.
   Стены помещений декорировались стилизованными цветами,
растительными побегами и плодами.
Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами. 
    В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке -
под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца,
в котором сочетались строгие античные архитектурные формы с почти барочной пышностью,
созданной архитекторами дворца.
   Главный архитектор применял классические архитектурные ордера, позолоту, лепку, 
сложные орнаментальные композиции, гобелены и драпировку.
В части помещений было изменено не только убранство, но и архитектурное исполнение,
 общее композиционное решение. От Ринальди лишь частично сохранилось оформление.
   Позже часть помещений также подверглась изменениям в различные времена. 
Некоторые из залов дворца были заново отделаны в 1860-1870-е года.
Во время Великой Отечественной войны в 1944 году 
пожаром была уничтожена отделка всех дворцовых залов.
Восстановление интерьеров, продолжающееся до сих пор, началось в 1976 году.
   Большой Гатчинский дворец нередко называли «Пригородным Эрмитажем»
и  «Замком русского Гамлета» даже!
Он пережил величие, национализацию, разрушение, забвение
и дождался настоящего возрождения.
  Сегодня он - объект культурного наследия государственного масштаба,
ставший одним из символов Гатчины - пригорода Петербурга,
и включен в список Юнеско как «памятник, связанный с историческим центром Санкт-Петербурга».

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии