Тольятти. С 1985 года
Волжский автомобильный завод поражал своими размерами и масштабами деятельности, чистотой и культурой производства. Несметное количество автобусов привозило работников к проходным завода. Это было зрелище- наблюдать приезд такого большого количества людей в одно и то же время , в час "Д". Большие просторные цеха, линии главного конвейера, огромные вестибюли, рекреации и столовые- всё это производило большое впечатление.
Вера Петровна Вильчик- моя наставница из отдела кадров, в тёмно синем строгим деловом костюме, подробно рассказала про завод. В свободное время я активно изучал новые для меня просторы улицы Революционной, часто ходил ужинать в кафе "Сладкарница", ел там сочники с творогом. Любил захаживать в магазин "Филателия" и смотреть там красивые марки. С Андреем Таргуловым мы частенько выбирались на пляж напротив шестого квартала и нежились там, загорали на одной из живописных полянок под молодыми берёзками, плавали в Волге, играли в бадминтон. Андрей жил в третьем комплексном общежитии, рядом с продолговатым бараком итальянской столовой и кинотеатром "Сатурн". Скоро ко мне в Тольятти приехала беременная жена и я переселился в квартиру в шестнадцатиэтажном доме на улице Юбилейной и жил там еще месяца полтора до получения ордера на однокомнатную квартиру. В квартиру на улице Степана Разина я вселился в ноябре 1985. Вместе с Андреем Таргуловым сразу же поехали в мебельный магазин и купили все необходимое для обстановки. Квартира была небольшая и светло-коричневая мебель: стенка, две кровати, два кресла и письменный стол сразу же заполнили своей массой квартиру. Переезд в квартиру был большим, радостным событием для меня, жены и Андрея Таргулова. Отметили скромное новоселье и далее жизнь пошла своим чередом.
И вот я работаю мастером в цехе гальваники. В бригаде 111 цеха 43-3. Вставать с постели , когда работаешь в первую смену, приходится рано, в пять утра, ведь мастер должен прибыть на свой участок как минимум за полчаса до начала работы, чтобы в случае необходимости скорректировать ситуацию готовности к работе. Петров Петр Петрович- начальник гальванического цеха, худощавый и жёстковатый в обращении человек, был всегда немногословен и требовал строгой дисциплины и выполнения плана. Востриков Александр Николаевич, начальник участка, был знатоком обучать производственным премудростям и давать ценные наставления на все случаи жизни. Гальванические ванны с клубящимися испарениями электролита и вспомогательных растворов придавали огромному цеху серьёзный внушительный вид. Висящие на специальных подвесках бампера, на которые наносилось покрытие из никеля, постоянно совершали путешествие из одной гальванической ванны в другую. Руководил никелированием бамперов мастер Келейников Владимир. В моей же бригаде были автоматические карусельные установки для цинкования средних деталей автомобиля и колокола цинкования и кадмирования для мелких деталей. Бригадиром был Аксюточкин Владимир Устинович. Помню, что в то время он как раз недавно получил квартиру в четырнадцатом квартале, получившим название "Простоквашино" за счет отдаленности от других кварталов и близости к лесу. Крепкий, человек плотного телосложения, Аксюточкин был увлечённый любитель выступать на планёрках и следить за ходом соцсоревнования, делать коррективы в отчетах по изготовлению деталей и отмечая того или иного работника бригады. План должен выполняться непременно и своевременно, поэтому я всё время регулярно просматривал списки дефицитных деталей. Всё для недопущения простоя конвейера! Сначала бегал за водителями погрузчиков с просьбами перевезти тот или иной контейнер с дефицитными деталями к гальванической установке, потом это всё надоедало и я учился ездить на погрузчике самостоятельно, как делал это мастер Келейников, без лишних просьб и разговоров. Часто приходилось писать докладные и жаловаться в транспортный цех диспетчерам на отсутствие дефицитных деталей. Одним словом, действовать по обстановке. В какой-то ситуации мне помог найти дизельный погрузчик, необходимый для доставки контейнеров с деталями к гальваническим установкам, сам Вильчик Виталий Андреевич , теперь экс-президент АвтоВАЗа, в то время работавший сменным помощником директора сборочно-кузовного производства. Моя жена Салмина Лена числилась в штате как штамповщица на легком труде,из-за беременности, но работала в группе инженерных работников по корпусу пластмасс, переписывая технологию и документацию под руководством Вишнякова Николая Михайловича. Я частенько приходил в группу пластмасс, общался с Вишняковым. Скоро у нас родилась дочь, Юлия, 28 января 1986. В этот же день терпит крушение космический корабль "Челенджер". Занятное совмещение событий.
Проработав мастером цеха гальваники один год, я решил воспользоваться предложением Николая Михайловича Вишнякова перейти на работу по корпусу пластмасс. Таким образом я стал работать в отделе методической обработки сборочно-кузовного производства, мне поручили действующее производство формованных ковриков пола, и я принял эстафету по коврам от другого инженера, Брынза Вячеслава Ивановича,выходца из Молдавии, у которого был прекрасный почерк, насколько я помню. Работа заключалась в написании технологических листов и выполнении разнообразных планов по новой технике и экономии энергоресурсов. Много было всяких планов. Много было и разной рационализаторской работы. Начальником нашего бюро был Романченко Сергей Евгеньевич,он был еще комсоргом отдела. Коллегами моими по технологии ковров были Мальков Валерий Константинович из отдела анализа эффективности средств производства и Попова Таисия Ивановна из отдела анализа материалов. Были и командировки, в Ленинград, в Таллинн, в Ереван, в Москву, в Прагу. В отделе я дружил с Верещагиной Людмилой, мы часто гуляли во время обеда и бывали друг у друга в гостях, ходили с детьми гулять и играть в детский парк. Андрей Таргулов сразу же, когда мы с ним познакомились, посоветовал мне купить диапроектор "Свитязь-М", и я, последовав его совету, купил проектор светло-серого цвета, полуавтомат, и стал снимать кроме черно-белой ещё на обращаемую фотопленку. На этом диапроекторе была еще возможность демонстрировать детские диафильмы, для дочери, была специальная приставка, которая вставлялась в верхнюю крышку проектора. Постепенно у меня появилась коллекция слайдов, я показывал её на белом экране всем гостям, которые посещали нас с Леной. Время стояло на дворе горбачевское, открывались различные общественные объединения и клубы. Я стал посещать тольяттинский фотоклуб. Председателем клуба был Виталий Алексеевич Поляков, коренастый мужчина в полном расцвете сил с волнистыми волосами. Помню его фотографии, напечатанные на плотной фотобумаге формата тридцать на сорок сантиметров, красивые тонированные натюрморты с керамическими сосудами. Встречались члены фотоклуба по воскресеньям в одиннадцатом квартале, в фойе одной из шестнандцатиэтажек. Собрание фотоклуба начиналось со свободного общения, затем звучали объявления, и каждый, кто что-то напечатал, приносил свои работы и выставлял их на всеобщую критику. Критики звучало много разной: "не так пропечатан тот или иной участок на кадре,есть композиционные ошибки в построении фотографии, не тот сюжет, который следует снимать, не то состояние фотомодели"- и многого всего другого. Иногда на заседания приходил патриарх тольяттинской фотографии, Владимир Самоквасов и приносил коробку своих фотографий большого формата, напечатанных фотобумаге "Codac", в том числе и цветные, в основном волжские пейзажи. Самоквасов работал в отделе рекламы АвтоВаза и работал на лучшей в городе фотоаппаратуре и лучших фотоматериалах. Много у него было и панорамных фотографий. Интересны были его рассказы о своей фотографической деятельности и комментарии к своим фотографиям. Насколько я помню, самым строгим критиком в фотоклубе был Комиссаров Геннадий. Активными членами клуба были Прасолов Вячеслав, Валентин Панин из производства технологического оборудования. Панин работал на фотоаппаратуре фирмы "Никон" и кроме того изготавливал добротные кофры для фототехники. Фотоклуб активно посещали Кузьмин Александр, Жуков Олег, Холмов Андрей, Сасковец Сергей. Самым запоминающимся событием был приход в фотоклуб фотохудожника из Свердловска Михеева Олега, который пришел с коллекцией своих оригинально напечатанных фотографий, как черно белых, так и цветных. В коллекции было много хороших женских портретов и редких для Тольятти фотографий в жанре "ню". Михеев использовал при проявке проявители с глицином, поэтому его фотографии отличались богатством оттенков и тонкостью передачи световоздушной перспективы. Работ такого качества прежде в фотоклубе не видели и даже ведущий критик фотоклуба Комиссаров Геннадий попросил Олега фотографии показать ещё раз со словами:"Такое не каждый день можно увидеть". У Михеева Олега была жена, которая тоже весьма неплохо фотографировала. Жукова Олега тоже была хорошая коллекция фотографий, однажды я возил даже её для показа в московский фотоклуб "Новатор", в 1990 году. Олег работал печатником-лаборантом в отделе рекламы, поэтому фотографии, отпечатанные им, всегда отличались высоким качеством исполнения. Сергей Сасковец приносил в фотоклуб свои оригинальные черно-белые фотографии, часто напечатанные методом фотомонтажа. Я фотографий печатал мало, хотя иногда фотографировал девушек-моделей и танцовщиц, Кургину Светлану, Богомолову Наталью и Ольгу Кузнецову, отличившихся на первом в Тольятти конкурсе красоты, проходившем в 1989 году, в тольяттинском политехническом институте и занявших первое и второе место соответственно. К тому времени я приобрел еще диапроекторы "Диана", стал осваивать с помощью проекционной техники и линз искусство слайдшоу , слайдфильма, много снимая на обращаемую плёнку. Первые мои слайдфильмы это "Портретные женские зарисовки" и "Ночной город". Ночной город я всегда с увлечением снимал, наверное, потому что ночью с фотографируемых сюжетов спадает налет официальности и казёнщины. Ночью город выглядит по-другому. Тротуары блестят, огни горят, а фонари машин оставляют след на фотоплёнке. Тени, силуэты деревьев и людей выглядят загадочно.
Комсоргом техслужб сборочно-кузовного производства был Годзинский Андрей,который тоже увлекался фотографией, у него был фотоаппарат "Зенит-Автомат". Я сначала фотографировал на "Зенит-ТТЛ", а потом перешел на камеру "Киев-19", на линейку объективов "Никон". Андрей Годзинский располагал некоторым количеством итальянских и немецких журналов, и мы в свободное время листали их и смотрели на художественные портреты Бриджит Бардо и Клаудиа Кардинале, удовлетворяли свои эстетические вопросы и прорубая своё окно в Европу. В Тольятти можно было в то горбачевское время покупать тоненькие журналы из ГДР "Neue Berliner Illustrierte", расширять таким образом информационные каналы познания окружающего мира. Я снимал фотопортреты, накручивая контрастный мануальный портретный объектив "Юпитер37-А" на свой "Зенит". Фотографировал жену Лену, дочь Юлию, Верещагину Людмилу. Верещегину Люду фотографировал в светлой тональности, в мягком ключе. Фотографировал и жену Годзинского, красивую, высокую и модно одетую. Помню, фотографировал её у торшера-светильника у них дома, где-то за улицей Революционной. В цвете, на советскую цветную негативную пленку, импортную было трудно достать. По комсомольской линии у нас были подшефные школы, я сотрудничал с подшефной школой №28, и готовил там вечер немецкого языка с преподавателем немецкого языка Сидоренко Светланой. С Андреем Годзинским тоже делали один вечер для инженеров техслужб СКП под слайдпрограмму, которую я подбирал из женских портретов,комбинируя с некоторыми репродукциями красавиц из журналом, в кафе "Аквариум" на улице Московской. Удивительно, все эти здания, школы №28 и торговый центр с кафе "Аквариум" еще существуют на карте города, а то время уже ушло безвозвратно.
В техотделе пластмассовых изделий (этот отдел вырос из бюро пластмассовых изделий ОМО СКП), где я работал, шла своя жизнь. Начальником отдела был Вишняков Николай Михайлович, инженер-администратор и прирожденный дипломат. Его отчеты по командировкам отличались живостью, точностью, полнотой изложения. Все места, которые он посещал, были отмечены на картах и схемах,в отчетах были описания характеристик и деловых качеств тех специалистов, с которыми он взаимодействовал, все телефоны и адреса. У Вишнякова была большая семья, несколько детей, и в жизни он был скромным и очень аккуратным человеком. Насколько мне известно по рассказам ребят, в Турине Вишняков даже выполнял работы водителя микроавтобуса по развозу рабочей команды из Тольятти по инженирингу корпуса пластмасс, чтобы как-то подработать и обеспечить материально свою большую семью. Заместителем Вишнякова был Романченко Сергей Евгеньевич. В внушительных роговых очках, всегда одетый в представительный костюм, Романченко выглядел солидно и наверное, немного старше своих лет. Сергей Евгеньевич с отличием закончил тольяттинский политехнический институт и в работе отличался большой скурпулёзностью и точностью. В отделе пластмасс работали Туринцев Юрий Иванович, специалист по процессу литья деталей, с большим опытом работы, Масленников Павел Борисович,опытный инженер и конструктор, общительный седеющий мужчина,весельчак и юморист Брынза Вячеслав Иванович, ведущий инженер по литью деталей, солидный, замкнутый в общении Леонов Сергей и сосредоточенный на деловой карьере, который занимался бензобаком и выпускник казанского университета Ткаченко Сергей. Секретарем отдела была симпатичная и общительная Гаретова Ирина. Впоследствии, когда я уже уволился с завода, Романченко Сергей и Гаретова Ирина поженились. Романченко был вдовцом, первая супруга его погибла в результате ДТП, наезда автомобиля, если не ошибаюсь- и поэтому, я думаю в результате объединения "семей" выиграли и Сергей и Ирина. Затем в отдел пришёл Зайцев Николай, специалист по всем вопросам, человек во многом посодействующий мне пораньше уйти с завода. Помощницей у меня по коврикам пола была Рапопорт Лилия Феликсовна. Конструктором прессформ был Журба Вячеслав, человек с хитроватым практическим рабоче-крестьянским мышлением.
Общим проектом строительства корпуса пластмасс руководил, таким его я и запомнил- в коричневом костюме, высокий и подтянутый -Зверев Алексей Иванович,опытный руководитель, бывший комсорг завода. Бюро пластмасс располагалось в отделе методов обработки, которым руководил в то время Шутов Иван Дмитриевич. У меня накопилось уже некоторое количество готовых фотографий и поэтому я провел в отделе свою первую выставку фотографий. Вставил их в картонные рамки и вывесил на стенах отделах. Теперь в обеденное время было на что посмотреть.
Спортом я не занимался в то время, хотя любил бадминтон и посещал некоторое время секцию бадминтона в учебном центре завода, которой руководил конструктор из ОГК СКП Рупасов Станислав Леонидович. Передавая задание на проектирование какой-то оснастки для ковров, я познакомился с конструктором Александром Бекпергеновым из КВЦ, который тоже увлекался фотографией. Жил Александр на пятнадцатом или шестнадцатом этаже, сейчас не помню точно, и из окон зала его квартиры открывался хороший вид на четвертый квартал, особенно хороший ночью, когда горели огни в окнах квартир и уличные фонари. С Александром мы в течении многих лет соприкасались и иногда делали совместные работы в наружной рекламе. Сейчас Александр с увлечением фотографирует аргентинское танго, одновременно и занимаясь им, с партнёршей, разумеется.
С Ткаченко Сергеем мы совершили одну прогулку на его моторной лодке "Казанка", через водохранилище на Усу. Поплавали по Усе, нашли тихую бухту, устроили в ней скромный лагерь, привыкая к местным комарам. Полюбовались пейзажами,поужинали, выпили бутылочку коньяка и легли спать. Возвращались в Тольятти уже в ветреннюю погоду. Волны заливали тоненькую крошечную "Казанку", мне было немного не по себе и я заставлял себя взбодриться, глядя на бурливые волжские волны.
Параллельно посещая мероприятия фотоклуба "Тольятти", я стал читать много журналов и книг по фотографии, меня интересовала история фотографии и на заседаниях фотоклуба я делал иногда сообщения по творчеству Эдмунда Кестинга, Йозефа Судека, авангардной чешской фотографии. Собирал альбомы по фотографии. Искал альбом Франтишека Дртикола, который выпустили в то время в Праге. Андрей Годзинский к тому времени работал уже в АвтоВАЗбанке начальником отдела и мы столкнулись как-то раз с ним в куйбышевском аэропорту, я направлялся в Ленинград, а Андрей,с маленьким коричневым чемоданчиком, летел в одну из своих многочисленных командировок. Альбом Франтишека Дртикола я в конце концов всё-таки купил, во время командировки в Прагу в августе 1990.
Памятным для меня был день города Тольятти летом 1989. Город был празднично украшен. Тысячи, десятки тысячи людей гуляли по улицам. Я поехал с фотоаппаратом на набережную шестого квартала. Увидел рядом с пляжем сценку: седой дедушка с белоснежной бородой с фотоаппаратом гуляет с компанией девушек и парней и фотографирует. Я снял понравившиеся мне кадры на фотоаппарат. Познакомился со всеми. Седого дедушку звали Пахрудин Магомедов,он был врач и психолог, путешественник,педагог, философ. Все называли его доктором Хоттабычем. Альбинос, с длинными белыми волосами и внушительной ухоженной бородой с выпуклой крутой грудью горца. "Аварец"- почему-то подумал я и оказался прав. Комната Пахрудина Магомедова называлась Пахрущерой, её украшали самые разнообразные экзотические предметы: акулья челюсть, трость из позвонков акулы, скульптуры и деревянные медали, вырезанные самим Пахрудином, с надписями и афоризмами, выгравированные прибором для прижигания дерева, карты на ковре и плакаты к лекциям, груды фотографий, книг и журналов, самым почетным гостям Пахрудин дарил свою персональную визитную карточку с открытой морской ракушкой, напечатанную на черно-белой фотобумаге. На стенах висело много портретов самого Пахрудина в разнообразных проекциях. На спортивном велосипеде, обвешанный двумя фотоаппаратами, Пахрудин в тёплое время года колесил по улицам и бульвара города и был живой достопримечательностью города Тольятти. Многочисленные лекции Пахрудина, адресованный самой разнообразной аудитории города, проходили в самых разнообразных местах: на набережной Волги, в Пахрущере, в клубе Рерихов, в школах города, в службе семьи, в санатории-профилактории. Визитной физкультурной карточкой Хоттабыча были камни и упражнения с ними на пляже: приседания с грузом, увесистым камнем на спине, кидание камней на различные дистанции, через спину взад, перекатывание камней из рук в руки. В 1989 Пахрудин жил на первом этаже шестнадцатиэтажки, в малосемейке у торгового цента "Океан". С красивым внушительным котом-брюнетом по имени Багратион. Соседи его, к сожалению, были алкоголиками и однажды под градусом вломились в комнату Пахрудина, напали на Пахрудина, избили его. Не понравился им мудрец. Хотелось героям, наверное, чтобы кругом жили такие же алкаши, как и они. Недели три лежал Пахрудин в больнице после этого, восстанавливал здоровье. Но потом восстановился и не терял бодрости никогда. На набережной Волги Пахрудин проводил свои занятия с детьми и членами "банды" своих поклонников, читал стихи Пушкина, Гарсия Лорки, Фридриха Ницше, устраивая соловейчиковые чтения-сентябринки, к открытию учебного года, с цитированием текстов известных педагогов.
В 1990 году я ушёл с завода на вольные хлеба, осваивать творческие профессии. Писал статьи в газеты про художников. Про "Планету ЖурМарин", Александра Кремнева, керамиста Олега Бородина, Ирину Анур.Работал в музейно выставочном комплексе Профсоюзного цента АвтоВАЗа, то есть занимался подготовкой и организацией художественных выставок. Хорошо помню выставку графики Нади Рушевой", "Янтарную сонату", выставку предметов из Средней Азии (даже халат бухарского эмира разрешили мне примерить на себя), персональную выставку картин художника и писателя, диссидента из Тольятти Михаила Зотова. Я был у Михаила Ивановича в гостях. Он жил в пятиэтажке на Степана Разина рядом с универсамом "Волжские Зори". Мы пили с ним чай и беседовали. Я расспрашивал его о его картинах, а он рассказывал мне о своей трудной и насыщенной событиями жизни.
После ухода с завода я ощутимо потерял в заработке. Везде, где мне приходилось жить, одна стенка самой большой комнаты приходилась на белый экран для проекции слайдов. Диапроекторов у меня было штук восемь. Разных,в узком формате и в широком формате. В стране был общий дефицит товаров, но диапроекторы не переводились никогда, идеальная покупка для таких непрактичных людей как я. К чему покупать автомобиль или строить дачу, если можно купить множество диапроекторов! Постоянно фотографировал для новых слайдфильмов, находил героев и героинь. Первый слайдфильм был "Ночной город". Цветной, по-своему красочный, снятый с разными стёклами-насадками. С отражением огней в лужах мостовых, фонарями, окнами, окрашенными в разные цвета. С тенями и силуэтами прохожих. С темными квадратами и прямоугольниками типовых зданий, оживляемых огнями фонарей и светом из окон. С желанием увидеть что же скрывается за этими стенами, какая жизнь. Следующий слайдфильм был "Портреты девушек". Были слайдфильмы, снятые в Крыму в Лисьей бухте, в 1990 и 1991 годах. С пляжем, песком и горами и фигурами, покрашенные серебристой и золотистой красками. Андрей Хабаров, танцор из "Дэнс_Колледжа", а теперь актёр из Германии, выглядел на этих фильмах весьма колоритно. "Ав-Юль" (из августа в июль) с девушкой Женей, "Красная исповедь" на музыку Игоря Леня со Светой Горбуновой, "Танец Нэртис" с Вероникой Ануфриевой. "Цветное одиночество" с Костей из "Дэнс-Колледжа" и Светой Горбуновой. Ну и,конечно же, "Игра в бисер"- из проекций стеклянных сэндвичей Ирины Ануфриевой Ирины с оптическими зарисовками и театром теней. Журналист Ольга Бренер достаточно подробно написала о слайдфильмах в своей статье "Принять как данность тебе отведённое". Смотрел мои слайдфильмы и Павел Грушко, поэт и переводчик-испанист, автор либретто к "Звезда и Смерть Хоакима Мурьеты"
Слайдфильмы ему понравились и он пригласил меня в Москву, в ЦДЛ, на свой литературный вечер, осенью 1992 года. С экраном и диапроекторами. До сих пор сохранилась афиша с этого вечера. Выступал после Александра Градского. Остался в памяти зал Дома Литераторов, приглушенный свет и душевная атмосфера людей зала.
Поскольку интернет тогда не был ещё распространён, сеансы слайдфильмов посещало много других людей, как в квартире, так и в других общественных местах. О моих слайдфильмах начали писать в газетах. Лена Юткина и Лариса Пилинская постоянно приводили на сеансы новых людей. Лена Эткина привела как-то летом 1992 целый театр танца "Багира". Все -бывшие гимнастки-художницы, занимавшиеся у тренера Шляковой Клавдии Филипповны. Показал им все слайдфильмы, а одна из участниц театра Саша Фишман проявила заинтересованность самой принять участие в подготовке слайдфильма.
Жил я к тому времени с Ириной Ануфриевой, художницей-самоучкой с инженерным строительным образованием. Ирина много рисовала и писала маслом: натюрморты, портреты с цветами, аллегорические и философские сюжеты. Затем мой товарищ Олег Бородин стал приносить Ирине глину, белую и красную, а также шамотную- и Ирина начала лепить керамические сосуды и скульптурки, окрашивая их в глазурные краски, я едва успевал возить керамику Ирину на обжиг и обратно. В проекте уже был наш сын с Ириной Кристофор, а это был уже конец 1992 года, Ирине приснился сон, что роды у неё принимают дельфины -и мы решили, что это знак, чтобы рожать ребёнка в воду. Я выяснил что Игорь Чарковский много времени посвятил занятиям с грудными младенцами в воде. Мы с Ириной две недели весьма продуктивно и с большим интересом проучились на курсах по подготовке к родам в воду в московском центре "Аква" у семьи Татьяны и Алексея Саргунас, учеников Игоря Борисовича Чарковского. С пакетом литературы и видеоматериалов мы вернулись в Тольятти готовиться к родам. Время это, конец 1992 года и начало 1993, было весьма непростое с экономической точки зрения. В стране была безработица и дикая по свои размерам инфляция. Через три месяца деньги превращались в ничто, материал для растопки печей. Из-за кризиса я был на барахолке, продавая аудиокассеты, купленные в "тучное время" в магазине УРСа на вазовские талоны. Помню был раз в гостях у миллионера тех времён из Тольятти Андрея Беулова, с Леной Осиной и Еленой Фроловой, в гостинице, в портпоселке. Елена Фролова что-то исполняла на гитаре и пела. Беулов сидел на диване и критиковал. Но денег Беулов не дал никому. "Я сам бездомный, прописан в подсобном помещении, какой-то трансформаторной будке"- пояснил он, мотивируя свой отказ. Хорошо что удавалось один раз продать картину Ирину и одну мою фотографию "Ассоль" на аукционе "Жемчужина России", у Алексея Кирюшина, по хорошим ценам, благодаря помощи сестры Ирины, Вероники. Но эти деньги быстро кончились и слава Богу, я начал готовить новый сеанс оптических проекций с танцами, в который были включен номер с гимнасткой-художницей Александрой Фишман. С Александрой Фишман мы готовили три номера, три танца: "Мелодия керамики" на музыку Китаро, "Орфей и Эвридика" и "Картинки с выставки", на электронную обработку музыки Мусоргского. Олег Бородин привез к нам, в домашнюю мастерскую, ряд своих скульптур из шамота и глины, у Ирины появилось тоже много керамических фигур. По вечерам мы занимались с Сашей и проецировали на неё и керамические фигуры под выбранную музыку слайд-картины, а Саша Фишман придумывала и осваивала хореографию. Чтобы её не стеснять, мы иногда оставляли Саше ключи от мастерской-квартиры в старом городе, чтобы она могла репетировать. Сами же отправлялись в новый город, к родителям Ирины, с ночевкой. После того как номера были более или менее готовы, мы сняли их на видео. Саша Фишман работала с вдохновением и проявляла в танце гибкость, фантазию и большой талант. Мимика её лица в танцевальных зарисовках была одухотворённой и великолепной. Наш сосед Александр Широков помог нам снять на видео все зарисовки.
На сеанс слайдфильмов и оптических проекций с танцами Александры Фишман мы пригласили известных в городе лиц, среди них- бизнесмена Ахметжанова Шавката Нуреевича,
который после завершения сеанса спросил меня, какой у Вас счет что перечислить туда деньги. Но счёта у меня не было и мы договорились, что он посмотрит картины Ирины в нашей квартире. Шавкат Нуреевич купил тогда шесть картин, а потом ещё и керамику, за очень хорошую цену. Это создало условия чтобы мы подготовились родам. 23 марта 1993 поздним вечером родился наш сын Кристофор. Ольга Бренер, которая писала в своё время о моих сеансах слайдфильмов, написала заметку в газете "Тольятти сегодня", о рождении нашего сына в домашней ванне и поздравила нас. После этого журналист из газеты "Площадь Свободы" Евгений Бакланов догорился с нами встретиться, чтобы подготовить и написать материал в своей газете. Мы встретились и через некоторое время в газете появилась статья "Что скажет Кристофор". Я и Ирина гуляли с сыном по улицам Тольятти, с кенгурушкой- и прохожие узнавали нас, спрашивали, не о нас ли статья в газете. Позже мне сказали что на предыдущем месте работе, в отделе пластмасс ВАЗа бывшие коллеги вывеслили эту статью в отделе. Занимались с Крисом акробатикой на руках, в парке. Я перекидывал Криса на руках- и мои руки были как брусья или гимнастические кольца для него, он вращался и крутился опираясь на них, удивляя прохожих. Нырял и подолгу плавал в ванне. Безмятежная жизнь длилась недолго и скоро я стал работать в Банк-колледже, который был создан в Тольятти АвтоВАЗ-Банком. В службе информационного обеспечения и связей с общественностью, у Иващенко Владимира Ильича, бывшего директора и издателя газеты "Молодёжный Акцент", популярной в то время в Тольятти. Вели студенческую газету и наполняли её необходимым контентом. Я вёл музейно-экспозиционную работу, связанную с организацией выставок в колледже. Переводил с немецкого языка интересные материала для газеты колледжа. В 1993 году мы с Ириной получили творческую мастерскую на крыше знаменитого в Тольятти здания под именем "Дворянское гнездо". Постройки над лифтовой шахтой. Некоторое время я обустраивал мастерскую, сделал все чтобы там можно было не только рисовать, но и жить. В конце концов по ряду причин мне, Ирине и Крису пришлось переехать в мастерскую и там жить. Интересное было время. Время, когда в распоряжении была вся крыша. По которой можно было гулять и наслаждаться с верхней точки панорамами города. Сажать в кадках цветы и другие растения. Соседями по крыше были художественные мастерские Олега Бородина, керамиста, заразившего Ирину занятием глиной и глазурью, и художник Валерий Бузеров, преподававший в то время в лицее искусств. У Бузерова была громадная сторожевая собака по имени Джосер и Крис с ней иногда играл. На работу в Банк-Колледж, в "Алые Паруса", я ездил на автобусе колледжа. Быстро и очень удобно. Рядом с мастерской были два парка: детский с аттракционами и Парк Победы. С чистым воздухом и экологией. Но в 1996 году АвтоВАЗ-Банк вошёл в кризис и мне пришлось уйти с работы. Одновременно пришлось избавиться от мастерской и передать её компании "Радио-101".
Поначалу я пришел к Василию Полянскому, моему соседу по пятому кварталу. Василий Полянский в свое время, в 1990 году работал на Волжском Автомобильном заводе мастером, он как-то был связан с корпусом пластмасс, наверное через дружбу со своим однокашником по институту Имраном, работавшим в отделе пластмасс по линии бензобака и мечтал уйти с завода на работу в черту города и начать заниматься собственным бизнесом. Я помог Василию сделать перевод в профсоюзный центр ВАЗа и устроиться на работу в музейно-выставочный комплекс. Работал в нём Василий Полянский недолго и постепенно открыл свой бизнес. К нему-то я пришёл в 1996 году, когда потерял работу в Банк-Колледже. Василий занимался распространением мороженного "Марс" в торговых точках грода и привозил в эти торговые точки холодильники, принадлежащие компании "Марс", чтобы стимулировать торговую сеть к продаже продукции "Марс". Вот заключение этих договоров на поставку холодильников и поручил мне Василий под небольшие проценты. Профиль работы оказался не моим и я через пару месяцев ушел от Василия. Прогуливался по городу, попал на выставку рекламы, походил на ней полдня, набрал сумку печатных рекламных материалов, покопался в них и понял что наружная реклама для меня занятие подходящее. Позвонил в первую попавшуюся компанию наружной рекламы "Мак Комп". Мне ответил директор фирмы Татьянин Олег и спросил, не боюсь ли я ползать по пластику и плёнкам, работать ножом и инструментами. Я ответил что не боюсь и на следующий день я уже работал мастером по наружной рекламе: делал вывески, таблички, штендеры, световые короба , наклейки, всевозможные указатели и прочую продукцию. Ведущим работником в нашей мастерской был Климов Виктор, который хорошо знал широкоформатную печать, компьютеры и всевозможную технику. Офис фирмы располагался в гаражное постройке на улице Дзержинского -и вообще та сторона улицы Дзержинского, которая примыкала к окраине города, походила на хаотичный растянутый кирпичный гаражный Шанхай. В жаркую погоду над этим гаражным Шанхаем вился серый удушливый смог. Большой поток автомобилей, проезжая вокруг него, добавляли в картинку местности помимо загрязнения воздуха ещё множество акустических шумов. Куча фирм и множество предпринимателей работали здесь или снимали торговые, складские и производственные помещения. А мастерская наша размещалась ещё дальше, в полустепных "Курмышах", за Московским проспектом, недалеко от медвытрезвителя, с целью снижения затрат на аренду помещения. Вот там в длинном помещении и происходила основная производственная деятельность, о которой вспоминать нет сейчас большого желания. Через некоторое время у руководства рекламной фирмы появилась мода задерживать зарплату работникам. Я уже освоился в специфике наружной рекламы и начал принимать собственные мелкие заказы, открыл свое предпринимательство, ушёл из "Мак Комп" и стал брать небольшие заказы на наружную рекламу от проектной фирмы "Граф-Арт", от Зацепина Валерия. Это приносило немного больше денег, чем на прежнем месте работы, но постепенно работы у Зацепина становилось меньше и я зашел к Климову Виктору, который уже работал в фирме "Азбуки-Пресс", в своё время успешно торговавшей компьютерами "Макинтош". В "Азбуки-Пресс" меня сразу взяли и я сразу же подключился к комплексу работ над вывесками открывавшегося тогда в Тольятти торгового центра "Миндаль" фирменного зелёного цвета. Баяндин Александр Николаевич, директор "Азбуки-Пресс", учился вместе с владельцем "Миндаля". На календаре стоял уже 1998 год. "Азбуки Пресс" славился семейным типом отношений с работниками, здесь обедали и ужинали (при необходимости) все вместе за счёт фирмы. К этому времени с женой Ириной я уже развёлся и полгода жил в комплексном общежитии до тех пор пока на работе мне не предложили недорого снимать двухкомнатную квартиру по соседству от работы. Хорошее было место, рядом с лесом, рядом с работой и с центром города. В Азбуки-Пресс я проработал до 2005 года. Остались в памяти "рисовальные" дни, когда я приглашал всех друзей сына Криса и давал каждому бумаги, картон и краски. Дети рисовали с увлечением. В комнате витал после и во время рисования витал приятный запах запах краски. В жизнь посе многолетнего перерыва опять вернулась гитара. Много ездил в это время на горном велосипеде. В 2003 году выучился на права и приобрел подержанную машину "Ока". Наступила пора поездок на автомобиле. Через три месяца после получения прав состоялась и первая поездка, в Суздаль и в Тверскую область. Разведка боем, так сказать. Поехал с мамой Олега Бородина и Еленой Осиной, моей подругой из Чапаевска. Интересным было посещение Николо-Шартомского монастыря. Доехали до Суздали поздним вечером. Я устал от вождения и просил свою девичью компанию отложить поездку в Николо-Шартомский монастырь на раннее утро. Но женщины ждать до утра не пожелали и заставили меня на ночь глядя поехать в монастырь. Это было, может быть, ошибкой, так как найти дорогу туда оказалось не так просто. А может и не ошибкой,а удачей, если рассматривать поездку как возможность испытать дополнительное приключение. Ночью. Огней никаких в сельской местности. Ехать пришлось по ухабистой сельской грунтовой дороге. Посетить монастырь поехала и подруга Лены из Суздаля,человек вольных взглядов, какая-то гитаристка. Так что нас в маленькой Оке было четверо. Монастырь остался где-то справа на дороге и я боковым зрением увидел его чернеющий силуэт. Пришлось развернуться, с опозданием, на узкой дороге и машина после разворота соскользнула по мокрой траве вниз, в глубокий кювет. И осталась в кювете ждать до лучших времён, когда её вытащит трактор. А на громкие крики женщин у ворот монастыря:"Эй, монахи, к Вам приехала мать Олега Бородина, Вашего монаха, открывайте ворота!"- отреагировано стражей монастыря не было. Черный монастырь был погружен в глубокую ночную тишину и никак не хотел просыпаться и выходить из этого вечного состояния. Пришлось ночь провести в кювете, в машине, отапливая салон, так как в августе уже ночью было довольно прохладно. Наутро нас приняли в монастыре и помогли вытащить машину из кювета трактором. Я оставил маму Бородина в монастыре, а сам с Еленой Осиной и её подругой вернулся в Суздаль. Так я познакомился с этим небольшим старым русским городом. Скорость движения по всем дорогам Суздаля не более сорока километров в час. Тихий город, который как будто бы остался в старом временном измерении, небольшой, уютный, с церквями и монастырями.
ВСЁ ТЕЧЁТ, ВСЁ ИЗМЕНЯЕТСЯ, ГОСПОДА!
Тольятти немного изменился за последние четыре года, начиная с 2014 года. Ушли в небытие множество торговых павильонов, располагавшихся в основном вблизи от автобусных остановок. Раньше здесь продавали продукты: колбасы, хлеб, молоко, мясо,всевозможные напитки. За короткое время ларьки опустели, перестали работать и просто стояли закрытые под старыми вывесками. Потом у ларьков появились новые хозяева. Появились, соответственно, и новые вывески. Доминировали, в основном, три направления. Первое направление- это деньги: "Денежка-до зарплаты","Деньги-мигом", просто "Деньги" и множество других созвучных по духу названий. Все они приглашали клиента немедленно решить свои финансовые проблемы,зайти в заведение и за пять минут оформить кредит.Рядом с этими ларьками туда-сюда ходили живые рекламные щиты-штендеры, в основном молодые люди, с закрепленными на грудь и спину плакатами. Вид у некоторых этих ребят был довольно грустный и понурый. Проценты под займы в таких конторах были очень и очень неплохие. Второе направление- это ломбарды с красивыми названиями, "Олеся" и прочими очень красивыми названиями. И наконец третье направление-это "Ритуальные услуги" и "Надгробные памятники". Приятно было, гуляя по городу, набрести на ларёк или павильон, где пару лет назад ещё продавали продукты, а теперь делают на заказ надгробные памятники. В краешке витрины, где раньше рекламировались колбасы, молоко или напитки, можно было увидеть эти самые памятники, сделанные из гранита или из мраморной крошки, созерцать портреты, выгравированные или напечатанные на надгробиях. Самым неожиданным было увидеть совсем недавно в скверике на углу пятого квартала напротив "Пирамиды" вместо уютной кафешки очередное заведение под вывеской "Ритуальные услуги".Все окошки аккуратно зашторились баннерами с перечислением ритуальных услуг. Дизайн заведения плавно изменился, потемнел и приобрёл серьёзный вид.
"Удивительно",- подумал я,-насколько эти три направления взаимосвязаны и влияют на продолжительность жизни. Человек заинтересовался первым направлением, зашел в первый ларёк, надорвался на кредитах,заболел, затем зашел в ларёк со вторым направлением, закладывая остатки имущества,умер- и через некоторое время кто-то из его близких вынужден зайти уже в ларёк с третьим направлением. В шаговой доступности от места жительства. Очень удобно. По всему городу. В масштабах, которых не было несколько лет назад."
В прошлом году на некоторое время летом изменили маршрут автобусов №40 и №42,направив его в объезд через кладбище ТОАЗа. Пассажиры автобуса,проезжая мимо кладбища и смотря из окна, могли наблюдать за технологией изготовления памятников, например процессом шлифовки. Одни рабочий на шлифовальной машинке усиленно шлифовал памятник, а другой уже готовился к обеденному перерыву и жарил на мангале шашлыки. После тяжелого труда надо хорошо закусить.Всё логично и по-своему красиво. Дымок от шлифмашинки рядом и дымок от шашлыка. Романтично. Чем не экскурсия? А если ещё включить на всеобщее обозрение другие этапы технологического процесса? Ведь существуют не только памятники, а гробы, например. Слава богу, гробов в витрине ларьков "Ритуальных услуг" я пока не наблюдал. Вот так, ничего не стоит на месте в этом мире. Всё течёт. Все изменяется. Приезжайте в Тольятти, господа!
ПРИЁМ НА РАБОТУ.
Как человеку в 56 лет, обременённому раздумьями и житейской неторопливостью, найти работу? В теряющем жителей и перспективы городе? Когда то, с чем связываешь жизнь, денег не приносит?
-Искать работу по найму. Ну что ж,надо делать шаг навстречу судьбе. Держу в руках газету, которую заботливо вручили друзья. Звоню работодателю раз, два, три. Договариваюсь о встрече. Повезло мне необыкновенно. К назначенному времени, совсем ненадолго перед ним, вернее сказать, разразился неведомой силы ливень, с хорошим добрым ветерком . Если бы не зонт, промок бы до нитки. С трудом, среди зарослей у пустыря, расположенного где-то в черте промпостроек старого города, рядом с бензозаправкой, лавируя между луж, неуверенно прокладываю путь к месту назначения. Нахожу место предполагаемой работы. Обращаю некоторое внимание на внешний вид площади и парковки перед зданием. Кругом асфальт, поблизости ни цветочка, ни клумбы, ни деревца, ни кустика. Только сигаретные бычки и мелкие обрывки бумажного мусора оживляют стоящий перед глазами пейзаж, да ещё металлические лестничные пролёты у фасада здания, круто вздымающие вверх, заманивая проходящих мимо альпинистов взбежать пару раз по ним, для лучшего поднятия тонуса. Правда к моменту встречи никаких альпинистов у здания не было. Только я один. Совсем ещё мокренький от прошедшего недавно ливня.
Захожу вовнутрь здания, нахожу предполагаемый офис фирмы по производству наружной рекламы. Две комнаты, маленькая приёмная с сидящей за столом женщиной, и рабочий кабинет на двух персон, очевидно для руководителя организации и его заместителя. Смотрю с некоторым вниманием на женщину и вспоминаю, что где-то в прошлой жизни я её видел. Да, похоже, лет десять назад, когда преподавал фотографию в одном учебном заведении. Она была студенткой и приходила на уроки. Но это было десять лет назад. Тогда у неё было совсем юное лицо, блестящие глаза. А сейчас в глазах женщины просматривается некоторое разочарование, усталость и ещё не поймёшь что, непохожее на вдохновение от чтения детской сказки. Жизнь идёт вперёд, все мы меняемся. Жизнь вытворяет интересные штуки, сначала возносит, а потом частенько вытаптывает цветы юности в ежедневной пыли мелкий рутинных событий.
Дождался вскоре я директора. Смотрю ему в его молодые глаза. Вглядываюсь в портрет. Капиталист чистой воды. Прибыль, работа, бизнес превыше всего. Энергетике не за что зацепиться, во всяком случае, моей. Да, с таким я не сработаюсь, подумал мой внутренний секретарь. Мне бы что-то тепличное, домашнее, оранжерейное,- пошутил я над собой. Заполнил и сдал анкету. Но что-то внутри меня подсказывало, что это не мой случай, не моё место. Звонок о том, что вы на работу приняты, не последует. В последний раз окинув взором кабинет, обнаруживаю взглядом висящий на стене портрет мальчика. Наверное, сын, чтобы было чем согреть взор.
"До свидания, работа!"- сказал я себе и шагнул в будущее, за которым виднелся слегка маленький-маленький очередной тупичок. "Преодолею ли я тебя, мой тупичок? Найду ли выход к себе? Поживём-увидим!
30 РУБЛЕЙ ЗА ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР.
30 рублей-мой рацион питания в эти дни. Денег нет ни то, ни на это.. Полный застой, отстой и отсутствие продвижения. В стране кризис, последствие крымских событий -к сожалению, не очень блестящее экономическое положение. 30 рублей- это и рацион моих трёх котов. Как жить? Где лежит или бегает мой заработок? В какой плоскости его искать? Звоню уважаемому человеку. Глядишь-поможет советом! Спрашиваю, как ты зарабатываешь на жизнь? Он отвечает- и я понимаю, что поток его слов мне не отловить. Истории, советы, рекомендации. Всё оптимистично и изложено в хорошем бодром темпе. А я смотрю на секундомер. Десять минут разговора. Поток речи не прекращается. Слушаю дальше. Пятнадцать минут. Я уже не совсем понимаю речь- толком не ел несколько дней. А он всё говорит и говорит, учит и учит. Воистину сытый голодного не разумеет! Мне-то надо было всего несколько коротких ответов на несколько коротких вопросов! Когда счётчик разговора подбежал к двадцати минутам, поняв, что деньги на телефоне заканчиваются, я поблагодарил советчика за рекомендации и предложения. Посмотрел на баланс. Минус тридцать рублей от того что было перед началом разговора. Как раз во столько оценивается мой суточный рацион питания или рацион животных. Ну да. Придётся чем-то пожертвовать, своим рационом на питание-животных жалко. Вот и получил урок. В следующий раз буду регламентировать разговор, пять минут, не больше! А то, когда, разговор ведётся за чужой счёт, некоторые люди весьма щедры на слова,когда же за их собственный-немы как рыба! Это, конечно, шутка, но в каждой шутке тонкий намёк на толстые обстоятельства. Удачного плавания, господа! И толстых вам кошельков!
СЕЛЬСКАЯ КАРТИНКА.
Пересел с кресла на стул. Надо быть строже и ближе к дисциплине. Итак, сегодня 9 августа 2021. Как обычно, просыпаюсь и ощущаю, что нужен только коту. Это означает, что надо встать и для начала накормить хотя бы его. Затем заправить постель. Самому немного позавтракать. Сорвал три ростка зеленого лука, который недавно посадил. Съел за завтраком, с пирожками и жаренными яичками. За окном деревня, Фёдоровка, лают собаки. Хотя бы сегодня не так жарко. Развалился, как обычно, на кресле, взял гитару в руки, поиграл и попел. Что-то на литовском языке, Тумбалалайку на идише, Санта-Лучию на итальянском и что-то ещё, уже не помню. Бросил, попробовал написать воображаемое письмо Криса ко мне, не получилась. Решил создать тренировочный текст на дневниковую тему в специальной программе для текстов и открыл Оппен Офис, благо Виктор мне его поставил. Вот и пишу, осваиваю инструментарий. А где-то, вокруг меня, протекает другая жизнь, других людей. Но я её не сильно чувствую. Быть нужным-великая вещь! Где-то тренируются гимнастки, где-то стоят, кормятся или занимаются лошади. Но я их не вижу сейчас. Вокруг меня за окном выжженная трава, и нет желания выкорчевывать её или полоть. Нет зачастую вообще никаких желаний. Только пытаешься молиться Богу, иногда просто мыслями, иногда гитарными молитвами. Иногда от пропетого выступают слёзы на глазах. Никто нигде меня сильно не ждёт и поэтому я здесь, в фёдоровской избе, наедине сам с собой. Ничего, так сказать динамичного, не происходит. Только тишина и статика кругом. Вчера вот ездил на велосипеде на Волгу, отмотал педалями километров семь и покупался, побродил по пляжу, посмотрел на людей. Как правило, на пляже одиночек нет. Все купаются семьями или парами или с друзьями, приезжают в основном на автомобилях, или на велосипедах, как я. Одиночка здесь я. Слоняюсь от одного конца пляжа к другому, вернее, делаю променад босиком, иногда купаюсь, иногда делаю приседания, иногда делаю наблюдения. Любуюсь речкой, слушаю звуки речного прибоя, шум играющей детворы на пляже. Проплывающие яхты и катера , теплоходы, и баржи оживляют волжский пейзаж, являются, так сказать, главным событием текущего момента. Некоторые пляжники вооружены байдаркой и совершают байдарочные рейды на соседние острова. Потом, правда, много времени уходит на разборку байдарки. За удовольствие кататься надо платить временем на разборку и упаковку лодки. Одна большая армянская семья устроилась на большом участке песка и кустарника, с дровами для костра. Дети играли и бегали по песку, делали физические упражнения. Взрослые сидели на складных брезентовых стульях и играли в нарды. В свободное от ходов время беседовали и общались с детьми. По пляжу бродила тройка бродячих собак от одного костра к другому, выпрашивая угощение от отдыхающих: кусочки жаренного шашлыка или сосиски. Грустное зрелище. Не у всех живых существ есть возможность как следует поесть. Рядом с пляжем есть турбазы и конный дворик при одной из них. К вечеру беру велосипед и еду смотреть на лошадей. На турбазах цивильный ухоженный вид, многие играют на теннисных кортах или отдыхают в беседках, по дорожке бредут гуляющие и едут с расслабленным видом велосипедисты. Лошади уже отзанимались своё, скорее всего. Они стояли тихонько в яслях и ели свой любимый овёс. Красивые добрые лошади. Вечер. Воздух свежий, чистый. Надвигались сумерки. Пора, скорее всего, сдвигаться с якоря и крутить педали в сторону Фёдоровки, очень медленно, не спеша, любуясь видом на Волгу там, где он есть, или видом в противоположную сторону, на луга или на вершину холмов, где пролегает железнодорожный путь с проходящими в разные стороны электричками.
ТРЕНИНГ С ТЕЛЕФОНОМ. ПРОПИСКА. 21 декабря 2021
Конец декабря 2021. Впереди рождественские праздники. Финансов на текущие нужды почти нет. Режим экономии. За окном стали заявлять о себе морозы. Это значит, печь в избе надо топить два раза в день. Иногда, когда двадцать и более, три раза, приходится при необходимости организовывать "центральную" протопку, помимо начальной и завершающей. Чтобы вода в трубе не замерзала, надо время от времени пускать воду на проток и несколько ведёр воды уносить из избы, поливать любимый кустик травки. А так, когда кран закрыт, вода должна "стучаться" их него непрерывно капельками: раз-два-три, одна капля в секунду, когда большие морозы-две капли в секунду. Потом накапанную воду из чаши на рукомойнике надо сливать в ведро и по мере его наполнения относить вёдрышко на выливку "в степь" к другому кустику травки. И так каждый день когда морозы.
Как же организовать приток финансов в бюджет кошелька в таких условиях? По интернету или ногами? Надо думать головой, пока она ещё есть. Изучаю два предложения работодателей. Первое- дистанционная работа модератором чатов сайта cloud workers на немецком языке. Знание языка близкое к "муттершпрахе". Читаю материалы с сайта на немецком с сайта, расположенного где-то в Великобритании. Хорошо бы, но знание языка у меня далеко не "муттершпрахе". Может рискнуть и в нелёгкой увлекательной борьбе за добывание финансов заодно и подтянуть свой немецкий язык? Оставляю этот вопрос для дальнейших раздумий.
Второе предложение- пеший курьер компании "Яндекс-Еда". Мне сейчас 61 год. Но возможно же регулярными тренировками добиться бодрости и физической результативности, чтобы проходить километры расстояний с квадратным цветным ящиком-рюкзаком на спине, да ещё носить яркую цветную форму!? Интересно, как эта форма будет сидеть на мне? Подойдёт ли она, так сказать, к лицу?
Я бы так не напрягался в поисках вакансий, если бы была возможность зарабатывать любимым делом:
1. Художественной и спортивной фотографией.
2. Написанием текстов и статей на темы, которые я понимаю.
Да если бы и пенсия была. Но у меня временная прописка, (живу в доме друзей), а с такой пенсию не дают. Да и сам пенсионный возраст заботливое правительство отодвинуло вперёд. Но не я же такие законы принимал, о новом возрасте и неполучении пенсии при временной регистрации! А силы то уже не те что в молодости!
И вот я читаю отзывы о работе в "Яндекс-Еде". Понимаю, что нужен неплохой работающий смартфон. А у меня уже не совсем молоденький смартфон "Леново" с глючным экраном. Двадцать раз надо нажать на букву,чтобы набрать текст, на двадцать первый, смартфон, если снизойдёт, всё же наберёт эту буковку. А сколько времени уёдёт чтобы напечатать целое предложение? Получаются уже захватывающий процесс набора текста, с непредсказуемым результатом времени финиширования, как в спорте почти. Да ещё морозик добавить и сумку? Слава Богу, Виктор подарил мне микроадаптер и я нацепил на свой смартфон самую недорогую оптическую проводную мышь. Телефон превратился уже из "ходящей" в "полуофисную" конструкцию, которую надо теперь удачно разместить в карманах. Решил провести тест смартфона с мышью в полевых условиях, так сказать. Взял сумку с лёгким грузом, чтобы напоминала своим присутствием громоздкую сумку "Яндекс-Еды", нацепил мышку на смартфон. Телефон с подсоединённым проводом не хотел укладываться ровно в карман жилета, а располагался уже в нём под определённым углом, мышку положил в правый карман зимней куртки. Вышел из дома, поехал в город на автобусе. Заодно в этот день надо было решить вопрос о переводе временной регистрации в постоянную, которую предложили сделать друзья. Сдача паспорта в МФЦ была назначена в 16-00. Выехал из Фёдоровки в Комсомольский район в 14-20, чтобы в течении почти часа протестировать работу офисного варианта смартфона, в полевых условиях. Ещё сидя в автобусе, убедился, что система не работает хорошо: то мышь вываливается из гнезда смартфона, то контакт пропадает, то телефон с трудом вставляется после использования в карман. И вероятно, поле нескольких циклов теста телефон лёг в наклонное положение в кармане жилета. Жилет охотничий у меня такой, защитного цвета хаки. Много карманов в нём, но нужного не нашлось. Карман(слева), где лежал смартфон, был объёмный, смартфон плюхался в нём, а крышка кармана с липучкой-"мамой" иногда не находила "свою половинку" с липучкой-"папой" уже на самом кармане. Вышел я из автобуса в районе улицы Механизаторов, чтобы пройти вниз по улице Чайкиной, обогнуть ЗАГС в шестнадцатиэтажке, обойти церковь, пройти сквозь парк, потом к ДК 40 лет ВЛКСМ, потом вниз по улице Мурысева до пересечения с улицей Матросова. Подойдя к улице Матросова, понял, что чтобы попасть на приём в УФМС к 16-00, надо двигаться энергичней и ускорил шаг. О смартфоне и о порядке в карманах времени уже не было думать. К самому МФЦ на Ярославской я подошёл, как и планировал, чуть заранее, к 15-48. Получил талон с номерком очереди, подготавливаю документы для предьявления в одно из окошек и тут обнаруживаю, что карман, где лежал смартфон, пустой. Вывалился аппарат из кармана в процессе ходьбы,в реальной житейской обстановке,в ходе теста, так сказать. Хорошая новость! Мышка же в правом кармане куртки осталась- живое напоминание о части совсем недавно ещё единой органичной системы. Но очередь уже подошла и надо было завершить все процедуры по сдаче паспорта на регистрацию, прочитать несколько формуляров и подписать их. Только после завершения сдачи паспорта я отправился в обратную экскурсию по поиску пропавшего смартфона. На дорожках и тротуарах лежал чистейший и немного утрамбованный белый снег. И выпавший черный смартфон был бы виден любому прохожему, даже не профессиональному следопыту. Наверное, по Божьей воле кому-то из нашедших смартфон оказался нужней чем мне. Заблокировал я сим-карту в офисе своего оператора у рынка на улице Чайкиной.Прошёл весь обратный маршрут до конца. И остался без связи и интернета до лучших времён. До получения паспорта, возможно. До или после Нового Года- никто не знает.Вот такое приключьенице приключилось недавно, 21 декабря 2021. Чтобы наступающее Рождество было памятным! Всем желаю хороших новогодних праздников и защиты в следующем году от Ваших ангелов-покровителей. А в интернет можно сходить пока на полчасика, попросившись к соседке на чашечку Вай-фая! Жизнь всегда идёт вперёд, всегда продолжается, господа! С интернетом и без него!Помолимся же Господу, чтобы быть всегда на связи с ним!
Свидетельство о публикации №120092103728
Ида Замирская 28.11.2023 20:16 Заявить о нарушении
Андрес Сальминк 29.11.2023 20:17 Заявить о нарушении