Б17. Жиль Де Брюн. Замечания члена жюри

Здравствуйте, друзья мои!

Семьдесят семь стихотворений прислали авторы на этот замечательный конкурс. Трижды прочитав все произведения, я отобрал из общего числа тридцать девять поэтических текстов, так или иначе показавшихся мне достойными включения в шорт-лист. Далее началось самое сложное – отбор лучших из лучших. В качестве основного критерия оценки я выбрал чувство собственного читательского сопереживания описанным в тексте явлениям и существованиям. Хочу отметить, что большинство авторов не новички в поэзии, и владеют техникой стихосложения в должной мере. Что, однако и увы, отнюдь не препятствует некоторым поэтам допускать в своих конкурсных стихотворениях некоторую небрежность, – как сугубо техническую, так и смысловую. Это грустно, поскольку недоработанные произведения отдельных талантливых поэтов и поэтесс в итоге в мой финальный список не вошли, хотя потенциально того заслуживали. Но в любом случае – огромное спасибо вам, авторы. Уверен, что ваш личный вклад в русскую поэзию не останется незамеченным, и ваши труды не напрасны. Желаю вам здоровья, счастья и вдохновения. И, конечно же, я сердечно благодарю Анну и Лидию, моих чудесных и неравнодушных коллег-арбитров. Девушки, вы прекрасны, вы большие умницы! Также выражаю искреннюю благодарность нашему бессменному ведущему. Лев, спасибо Вам за оказанное доверие.

А теперь позволю себе перейти к итоговому списку и комментариям.

01. Ольга Хворост "Представь себе..."

Представь себе: есть ты, есть темнота
и больше нет на свете ни черта,
ну, разве дождь (такая вот картина!),
представил? он противно моросит,
ты бестолково топчешься в грязи
и злишься на промокшего кретина,
попавшего в дурацкий переплёт;
куда идти - назад или вперёд?
и где перёд - сам чёрт не разберёт...
тут до тебя доходит постепенно,
что всё исчезло - абсолютно всё,
никто не пожалеет, не спасёт
и ты совсем один в пустой вселенной -
забытый, перепуганный малыш;
ты возмущён, ты плачешь, ты кричишь,
ты обещаешь, каешься и молишь
вернуть/вернуться... только ты не в школе,
и дело не в прогулянном уроке
и не в побритом наголо коте...
вдруг где-то (непонятно даже где)
рождаются не звуки - их намёки,
ты замираешь, слушаешь и ждёшь...
и миражом в дали слепой и страшной,
сквозь темноту, отчаянье и дождь
всплывает контур колокольной башни...

Ты слёзы вытираешь и идёшь.

ЖБ: Лучшее, на мой субъективный взгляд, стихотворение конкурсной программы. Острое, болезненное, очень искреннее, с ярким и звучным финалом. Придраться здесь решительно не к чему. Да и не хочется придираться, когда читаешь такое. Спасибо, Ольга!

02. Ульяна Валерьевна "Окнограф"

Она - училка, а он - манагер.
Детей родили, попутал бес.
Не дали веры, добра, отваги
и силы, чтобы не врать себе.
Он рисовал оконные рамы
на стенах ржавого кирпича.
Она носила боа из ламы,
глушила чачу под ча-ча-ча.
А там, в непраздничном заоконье,
шли сериалы про Гит и Зит,
скакали избы, горели кони
и пешки строем неслись в ферзи.
Герои это не замечали,
им было остро и хорошо.
Но каждый ухнул в cвоё отчаянье,
когда закончился порошок.

ЖБ: Стихи не должны быть намазаны мёдом и патокой, настоящие стихи должны делать читателя лучше, - учить, не поучая. Это стихотворение словно бы соткано из повседневных жизненных драм, где в главных ролях – обычные люди, такие же счастливые и несчастные, как я и вы. Хотелось бы верить, что все пешки пройдут в ферзи, но в суровой реальности судьба пешек обычно печальна. У Кэрролла была Алиса в Зазеркалье, а здесь учительница глядит в «непраздничное заоконье» так , словно в свою собственную жизнь вглядывается. И здесь уже от «хорошо» до отчаяния действительно один шаг. Не оступиться бы, особенно когда уже «детей родили».  Тревожность в тексте передана в высшей степени достоверно. И за это мои аплодисменты автору.

03. Анна Красницкая "Мимолётное"

Мимолетные милости лета
оставляют на память
куриного бога,
билеты,
пируэты
смеющихся чаек,
и запахи чая...
нет, кофе!
Строгий профиль.
Моменты молчания.
Время печали.

ЖБ: Минимализм в поэзии требует точного подбора слов, правильного звучания и умения за полминуты создать у читателя нужное настроение. Здесь всё сошлось воедино. Научиться этому трудно, надо просто чувствовать всё и сразу.  Анна очень чувствительный и неравнодушный человек, как мне кажется. Спасибо за стихи, Анна!

04. Елена Элентух "Разговор"

Прошел, как будто искоса, глаза в глаза не смея.
Ах, дождь! Вода побрызгала под ноги суховею.

Тяжелых капель ливневых серебряные бусы
рассыпались по берегу бесхитростным искусом.

Слизнул солёным языком прибой следы водицы.
Несмелый дождь, как ты, прошел, не напоив и птицы.

Вернётся, пережив позор, с осенними ветрами.
Не о погоде разговор.
Что с нами?

ЖБ: Правильный вопрос в финале – это всегда плюс стихотворению. И вопрос «что с нами?» - в данном случае совсем не риторический. Не о погоде же речь, в самом деле. Лично я всегда полагал, что это один из самых важных вопросов для настоящего поэта. Что же с нами? Почему всё так? Искренне хочу найти ответ. И ищу его вместе с автором этого замечательного стихотворения.

05. Соэль Карцев "Блокада"

"Мама, кушать", — слабо стонет сын
после артобстрела на Марата.
Холод смешан с углями заката
в ветках покалеченных осин.

Маме — тридцать, сыну — завтра пять,
бабушку вчера свезли на санках...
"Юнкерсы" приходят спозаранку,
забытьё взрывается опять.

Завтра безымянно. В нём враги
на Дубровке вновь полки положат...
"Исхудал, мой милый... Боже, Боже,
если есть Ты, слышишь, помоги..."

Это рубежи, что не сданы.
Мама с сыном спят, обнявшись крепко.
Лица восковые, точно слепки.
Зорко смотрит Сталин со стены.

ЖБ: Сложная тема, требующая от автора чувства такта и чувства меры. Здесь нельзя сфальшивить. Для моего города блокада - всё ещё открытая незаживающая рана, у очень многих ленинградцев блокада отняла самых близких и дорогих людей. Соэль сумел передать этот ужас без неуместных фанфар и красивостей, без громких слов и театральных эффектов. Спасибо за искреннее и настоящее, Соэль.

06. Михаил Белоногов "Я не сумасшедший"

Телеграмма – дяде в Киев,
в палисаднике – сосна…
Ударяет в сердце кием
эта ранняя весна.
Рикошетом из Китая,
хитрый делая виток,
словно в лузу залетает
от борта шальной биток,
в персональный жёлтый домик...
Хочешь – смейся, хочешь – плачь.
Вот и плачет первый дождик,
не спасёт от хвори плащ…
Выручают ветка вербы,
свечка тонкая в руке…
Согревают сердце венгры –
на венгерском языке,
исполняя старый шлягер –
не дают сойти с ума
тем, кто помнит общий лагерь
и подобные дома.

ЖБ: Всегда с большим интересом следил за творчеством Михаила. И очень радуюсь тому, что его стихи с каждым годом становятся всё более яркими и узнаваемыми. А ещё они в хорошем смысле слова безоглядные – автор никогда не пытался соответствовать чужим ожиданиям, он всегда писал наособицу, как видел и чувствовал, своим собственным почерком. И это стихотворение – несомненная удача, всё в нём важно и всё в нём о важном. Спасибо, Михаил!

07. Лайда "немного гоголя"

Время, труженик вечный, под вечер готовит рассвет -
как телегу зимой и, как летом положено, сани.
Только солнце мое закатилось за лес, как в кювет,
до Москвы не доехав. Куда уж теперь до Казани?

Остается ходить - гордым гоголем, белым конем
или маленькой пешкой по мостикам узким и шатким,
и нести, как умею, любовь с прохудившимся дном,
чемодан свой без ручки, что выбросить - больно и жалко.

Облака создают в этом мире домашний уют.
Чем завиднее участь, тем больше достойна участья.
Мне сказали, что - осень... что листья, сгорая, поют.
А я думаю просто - гранат разломили на части.

ЖБ: Мне очень и очень понравилось это стихотворение. Спокойной интонацией, образом маленькой пешки на шатком мостике, разломанным гранатом в финале… И да, - все мы несём любовь так, как умеем. Дай нам Бог донести. 

08. Алексв "Североморская осень"

Осенний воздух солнцем полон,
Как соком - клюквенный пирог.
Оставив нас на склоне голом,
Отчалил в море катерок.

Полсотни метров монолита -
На берег влезть не так легко.
Там, на плато, в гранит налито
Хрустальной влаги озерко.

По валунам ручей струится,
Мы - вверх, он - вниз, тропа узка,
Роняет брызги нам на лица
И пылью сыплется со скал.

Полярный день - стал днём вчерашним.
Но небо ясно, и не зря
Доволен мир, как кот домашний
В хозяйском кресле сентября.

Пускай близка зима-темница,
Злой посвист вьюг и ночь без дна,
Пока вросла, как в мох грибница,
В природу тундры тишина.

Вокруг сосны бронзовокожей
Стеной стоит грибная рать,
И подберёзовик здесь может
Берёзу ростом обогнать!

Моховики сидят по трое,
Штурмует пень отряд опят.
Волнушек полк кольцом построен,
Лисички тут и там пестрят.

Корзинка, только что пустая -
Стоит набитая битком.
А голубика нежно тает
Под онемевшим языком.

ЖБ: Довольно давно уже обсуждал этот текст с одной хорошей поэтессой. «Пейзажная лирика – умирающий жанр» - сказала тогда мне она. Да, но нет. Это вообще не пейзажная лирика. Это про людей, вдруг окунувшихся в неброскую и с виду не очень уютную северную природу, когда осень уже сменило короткое лето перед долгой зимой. И этот свежий образ зимы-темницы, и вот эта тающая под онемевшим языком голубика – всё правда, всё так и было. Некоторые истины не даются человеку с чужих слов. Сами, только сами, только своими ногами и своими глазами. Спасибо, Александр.

09. Бонгард Друидов Чайкин Андрей "Режим дня начинается ночью"

Милый человек, продавший душу,
Вертит чертово колесо фортуны,
Улыбается, глядя на результат со стороны,
А потом снимает со стены
Черный квадрат гипотенузы
И говорит ему: «Послушай!
Если ты будешь гулять по набережным,
коллекционируя сослагательные наклонения,
помни, что в альтернативной истории
мы воспитываем вместе следующие поколения…»

Тут у него звонит телефон: «Hello, Макфлай!
Сгоняй-ка в прошлую ночь за виски,
но только в полете no smoking и не пей in fly,
чтобы уменьшить невозвращения риски,
а то будет как в прошлый раз: только мы приблизимся к цели,
и вроде как былью становится сказка,
и на Ходынке мы выживаем, и на Ленском расстреле,
а затем нас расстреливают под Новочеркасском».

Потом он вдруг видит меня сквозь заросли букв и слов
И восклицает: «Актуализируй требования к себе! Ты готов?
Так ступай с молением и яро славь,
что спастись по ГОСТу можно только вплавь,
но спастись телом, а не душой,
так как довольно мысли одной,
чтобы грех поглотил тебя изнутри,
отформатируй память свою и сотри!
Но и это уже не спасет никак
того, кто ведет себя как дурак,
хотя, вроде, с виду интеллигент,
но где-то сидит проклятый ген,
отсоединившийся от хромосом
в попытке вспомнить ненужный закон,
который не вспомнит и сам Кирхгоф,
если сумма «0», то ты – явно off,
если хочешь быть on или хочешь in,
то тогда, мой друг, приходи один
в тот момент и на местность ту,
на которой мир спасёт красоту…»

…И вдруг вижу я – висит на кресте мужик, одетый как последняя рвань.
Спрашиваю у него: Второго пришествия ждать или нет?
Отвечает: Жди. Я как раз выбираю город. Москва… ну, или Казань…
Говорю: За конкретику, друже, спасибо… ну, или рахмет
за то, что у меня впереди тысячи лет
одиночества.

ЖБ: Это тот самый случай, когда вдаваться в детали и многословно комментировать стихотворение не нужно. Оно странное, оно притягательное, как почти все тексты Андрея. У таких умных авторов одна беда – иногда они нарушают баланс и ударяются в заумь. Но не в этот раз, никак нет. Андрей, я снимаю шляпу и кланяюсь, текст прекрасен.

10. Лина Маго "В изменённом сознании дня..."

в изменённом сознании дня
ночь зацепер на крыше вагона

суета толкотня
кто заметит меня
кто догонит

фонарями прикормлена сталь

по обочинам осень березится
вызревает янтарь

вытечь каплей листа
оборваться
отрезаться

пятки дней щекоча
недоспавшим ночам
растревожить (со)камерность ритмами

перегон отстучать

телеграфность ключа
по-оккамовски бритвенна

на плече светофора всплакнуть
листопадами
на зиму скорыми

сигарету стрельнуть

притянуться к окну
.
.
приросли к полотну
корни

ЖБ: Лина в очередной раз приятно удивила меня – стихотворение такое острое, что можно порезаться до крови, перечитывая. Бритву Оккама кто только не поминал всуе, даже Ольга Арефьева не удержалась. Но вот здесь как раз не всуе, здесь всё очень органично и к месту. Лина, спасибо Вам, я очень впечатлился. Побольше бы таких стихов.

А вот и полный шорт-лист по номерам:

01. Ольга Хворост. "Представь себе..."
02. Ульяна Валерьевна "Окнограф"
03. Анна Красницкая "Мимолётное"
04. Елена Элентух "Разговор"
05. Соэль Карцев "Блокада"
06. Михаил Белоногов "Я не сумасшедший"
07. Лайда "Немного Гоголя"
08. Алексв "Североморская осень"
09. Бонгард Друидов Чайкин Андрей "Режим дня начинается ночью"
10. Лина Маго "В изменённом сознании дня..."

11. Вера Дорди "Голос"
12. Нью-Эвелин "Песчаные страницы"
13. Влад Деми "Мы сможем"
14. Надежда Новицкая "Аризонская мечта"
15. Диана Беребицкая "Игры"
16. Лора Катаева "Что память?"
17. Дарья Поликарпова "Иван-царевич и серый волк"
18. Ирина Полюшко "А всё-таки..."
19. Борис Голубчик "Как по нотам"
20. Хелена Фисои "Слёзная малость любви"
21. Елена Бородина "Канифоль"
22. Наринэ Карапетян "Мальчики"
23. Светлана Тимашева "Смятение"
24. Владимир Осипёнок "Август"
25. Ольга Флярковская "Смотришь с обречённостью больного..."

Ещё раз благодарю всех причастных к этому конкурсу. Будьте здоровы и счастливы, радости вам )


Рецензии
А не из-за вас ли, господин Аноним, один из авторов покинул конкурс? Стоит ли так обращаться с достойными людьми? Нехорошо получилось, некрасиво.

Владимир Горченков   25.09.2020 12:49     Заявить о нарушении
Я не понимаю, к кому и о ком этот вопрос, поэтому выскажусь в общем. Некоторые авторы похожи на изнеженных дам: приходят в салон в расчете на комплименты, а не получив оных выбегают вон. Но у нас отнюдь не бальный зал.
Лев Щ.

Сетевой Клуб Поэтов   28.09.2020 05:36   Заявить о нарушении
Конечно, все мы любим похвалу. Но откровенное хамство члена жюри, скрывающего к тому же своё имя под кличкой "Жиль", в адрес конкурсного произведения и его автора объективной оценкой тоже назвать нельзя. Поэтому не могу согласиться с Вами, что у Вас образовался приличный клуб.

Владимир Горченков   29.09.2020 07:51   Заявить о нарушении
Владимир, может быть, в той среде, в которой Вы привыкли общаться, распространены клички. У писателей же бывают псевдонимы.
Невозможно совместить понятия «Жиль Де Брюн» и «откровенное хамство», это подтвердит любой автор на этом сайте. У Вас богатая фантазия.

Сетевой Клуб Поэтов   29.09.2020 08:29   Заявить о нарушении
Возможно, фантазия и богатая. Спорить не буду. Просто вот текст:

"Здравствуйте, Геннадий. Увы, не все люди в своё прошлое с улыбкой смотрят. "И в первый раз вновь" - очень странное сочетание, на мой взгляд. Похоже на известный образец абсурда от Виктора Степаныча: "Никогда такого не было, и вот опять..."

Жиль Де Брюн 15.09.2020 01:57 Заявить о нарушении

Добрый день, Жиль Де Брюн.
Не знаю, владел ли Виктор Степанович таким литературным приёмом как антитеза, но я пытаюсь использовать.

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний...

Успехов."

Ответа и объяснения слова "абсурд" и сравнения автора с Черномырдиным В. С. не последовало. Как и ответа на объяснение автором значения слова "антитеза". Поэтому автор до объявления итогов конкурса снял своё произведение с рассмотрения.

Владимир Горченков   29.09.2020 09:33   Заявить о нарушении
"Здравствуйте, Геннадий. Увы, не все люди в своё прошлое с улыбкой смотрят. "И в первый раз вновь" - очень странное сочетание, на мой взгляд. Похоже на известный образец абсурда от Виктора Степаныча: "Никогда такого не было, и вот опять..."

Помилуйте, да в чем же здесь хамство?! Даже в Версале не выражались изящнее.

Сетевой Клуб Поэтов   29.09.2020 09:57   Заявить о нарушении
Кажется, Зинаиде Гиппиус принадлежит фраза "Если надо объяснять, то не надо объяснять". Когда у поэта выхватывают часть строки, чтобы сравнить её с высказыванием политического деятеля, это, разумеется, комплимент! Иного от Вас и не ждал.
И второе. Когда автор под своим произведением пишет "Жиль Де Брюн" - это псевдоним. Когда член жюри открытого конкурса под хамской оценкой присланного на конкурс произведения пишет "Жиль Де Брюн" - это кличка.
Человек (???) по кличке "Жиль Де Брюн" низвёл Ваш конкурс до уровня базарной склоки. И это вызывает у меня чувство глубокого сожаления.


Владимир Горченков   29.09.2020 17:00   Заявить о нарушении
Никакой "хамской оценки" не было и не могло быть. Было замечание по существу. Ваше произведение не прошло отбор. Если Вы так чувствительны - просто не участвуйте в конкурсах.

Сетевой Клуб Поэтов   29.09.2020 20:31   Заявить о нарушении
Во-первых, в Вашем конкурсе я не участвовал. Во-вторых, "Жиль Де Брюн", не знающий, что такое антитеза, взялся рецензировать произведение, в котором антитеза была использована. В-третьих, он не только вырвал кусочек из строки, но и саму строку вырвал из контекста произведения. Про "абсурд" и Виктора Степановича умолчу, хотя прежде не догадывался, что "абсурд" и "антитеза" синонимы. Запишите это товарищу Жилю в крупное научное открытие. Не безграмотностью же это называть!
Да, с такой поддержкой хамы у нас никогда не переведутся. Внимательнее смотрите, кому доверяете рецензирование.

Владимир Горченков   30.09.2020 05:47   Заявить о нарушении
"И в первый раз вновь" – действительно очень странное сочетание. Автору следовало благодарить рецензента за подсказку, а не сочинять отговорки про антитезу и приводить аргументы из арсенала Глеба Капустина (кстати, Ваши домыслы про "анонимов" – из того же набора). Последовавший демарш – вообще за гранью здравого смысла.
Владимир, похоже, наша дискуссия зашла в тупик. Последнее слово, разумеется, за Вами.

Сетевой Клуб Поэтов   30.09.2020 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.