5. Тетради - отклики
С. Вейль. Тетради.
Прошлое всегда "проглядывает", если только мы смотрим не в сиюминутность, а в некоторое "настоящее"; в настоящем при внимательном и чутком взгляде прошлое "кажет уши" и может быть даже сознательно вытянуто на свет при достаточном желании; но понимается это прошлое только в вечности, то есть в той минуте, часе, дне или секунде, которая стала вечностью.
"Если мы наблюдаем другого в трехмерном пространстве, мы видим в нем и самих себя, и в таком случае различаем свои ошибки и можем просить прощения. Иначе мы не можем просить о нем, а в таком случае, как мы его получим?
Можно вообразить себе все что угодно на предмет другого, касательно его прошлого и будущего (он сделал то-то... он сделает...), и тем самым оправдать любой поступок.
«Кто хочет собаку утопить, скажет, что она бешеная» - оправдывают все".
С. Вейль. Тетради.
Дайте мне плоский образ кого угодно и я совершу по отношению к нему какое угодно преступление. Ещё бы, ведь это не человек падает в крови, это картинка валится и хрюкает!
А поскольку можно и реального человека вблизи видеть плоско, то можно себе и всё, и всегда разрешить.
Но возможна и иная ситуация - вместо того, чтобы даже трёхмерного ближнего видеть как "плоскатика", я вижу даже далёкого "плоскатика", которого подсовывают мне как картон - трёхмерным. Я вершу это чудо прежде всего в своём видении и понимании, а всякий предатель вершит прежде своего реального предательства - предательство в своей голове.
"Разве что случай внезапно заменит одно прочтение другим, и мы поймаем себя на ошибке, как при оптической иллюзии. Пение петуха. (А если бы петух не пропел!..)
[С Иудой — другое дело.]"
С. Вейль. Тетради.
Сдвиг угла зрения и направления души, предоставленный случаем - моментален, фрагментарен, почти неосязаем и неуловим, быстро улетучивается, оставляя по себе лишь смутное ощущение чего-то не того - никого не может фактически спасти - стирается как мел с доски, не будучи ни прочтённым, ни воспринятым как следует.
У Иуды невозможен даже в случае, ибо Иуда отодвинул себя своим предательством даже от случая.
"«Не судите». — В конечном счете, следует поступать, как если бы мы вынесли суждение. (Уволил бы я этого работника?.. и т. д.) Но на некоторое время воздержаться от суда.
Приостановиться.
Попробовать другие прочтения".
С. Вейль. Тетради.
Самое трудное для "скованных одной цепью" - разорвать цепь. Вся трудность в приостановке, кто её совершил уже многое может; поскольку тот, кто её совершил - добыл себе возможность свободной реакции. Но хотя я употребляю термин "свободная реакция" - такая реакция - никакая уже не реакция, а свободное действие.
Есть действие "реактивное" - обусловленное тем, что на меня воздействует и есть действие "свободное" - творчески преобразующее то, что оно восприняло.
"«Экзистенциальная» философия. Анализ верования. Истины здравого смысла. Что-то в нас верит им больше, чем та наша часть, что обладает здравым смыслом. Что-то в нас верит им меньше, чем или им вовсе не верит. Как переменить верования в нас? Каким образом и в каком смысле? Но уже Платон: «всей душой»."
С. Вейль. Тетради.
Но, Симона, ты же сама и даёшь ответ: верят только в то, что было воспринято всей душой.
"«Не судите», и при этом нам приходится постоянно выражать суждения самими поступками. Должна я или нет пожать руку этому человеку? «Не судите» не означает, что я должна жать руки всем на свете.
«Не судите, иначе сами будете судимы», то есть: не судите, иначе вы не < сможете > судить о себе сами. Нам придется или самим себя судить, или осудят нас.
Как добро, в своем реальном проявлении, можно было бы предохранить от видимостей без того доверия, которое проникает сквозь кажимости?
Добро — не то, что кажется. Так же и зло".
С. Вейль. Тетради.
Всякий раз, получая упрёк "почему ты судишь?", думала: "а почему вы не озвучиваете своего суждения, хотя тотчас же поступаете в согласии с ним? Уходите, качаете головой, прекращаете разговор, сердитесь или ещё что". Почему озвучить своё суждение вдобавок к его внутреннему возникновению столь плохо?
Может быть потому, что тогда оно подействует на Вас сильнее? И вы больше не сможете его не заметить, что с успехом делаете по отношению к чужим суждениям? О, да, о да!!! Именно поэтому. "Молчи в тряпочку", а дёргайся на виду - можешь дёргаться и на виду - всё равно мы не заметим.
Люди... как всегда не подлые и фальшивые, а чуть-чуть подлые и чуть-чуть фальшивые... Но этого хватает.
Не воздерживаться от суждения нужно, а воздерживаться от поспешного суждения. Не молчать - идеал, а идеал - не говорить поскорей свои глупости.
Не поспешно высказанное, продуманное суждение - это новая возможность нашим отношениям встретиться, и через третий элемент - общение (более безопасный чем просто жизнь) - возможность чему-то научиться и лучше услышать себя и других.
Но люди... уже наврали себе и всем остальным по этому поводу... уже чуть-чуть наврали...
"Желание думать согласно общественному мнению дает ему (злу) полную волю реконструировать прошлое и будущее. Общественное мнение — сила. Несогласие с общественным мнением — пустота.
Даже если мы не следуем ему в нашем поведении, нам хочется в какой-то степени внутренне соответствовать ему.
Нас толкнули. Мы переносим этот импульс и прочитываем его извне".
С. Вейль. Тетради.
Свободные вовне, мы всё ещё не свободны внутри. Каждый, кто освободился вовне уже считает себя героем.
Но Сократ, который освободился и внутри - не считает себя героем.
Легче всего плыть по течению и соответствовать, но противостоять общественному мнению не столь трудно, как быть свободным. Эта серединная позиция (противостоять вовне, например софисты) надёжно утешает некоторых: но свобода не противостоит, она просто происходит и являет что-то иное, и таким образом оказывает самое мощное разрушительное воздействие. Это важно, - понять, что свобода не стремится к разрушительному воздействию как таковому, и как раз поэтому, она максимальна страшна общественному мнению.
Казнить Христа, а помиловать и отпустить разбойника - это не случайность: это цепкое чувство фарисея, вцепившегося в своё кресло.
Сократ был осуждён не по недоумию, Сократ был осуждён по свободе. За свободу. Вина: свобода. И вина с позиции общественного мнения - непростительная.
"В нравственном отношении человек считает себя неподвижным, и думает, что вещи движутся вокруг него.
Ощутить собственное движение. Установить неподвижное там, где его место. Найти в себе то, что неподвижно. АТМАН".
С. Вейль. Тетради.
Двойственная ошибка. Сначала думают, что сами не меняются, а течёт лишь жизнь вокруг или слишком поздно обнаруживают свои изменения.
Затем, "прозревают" и думают, что полностью "текучи" - зависимы от... места, времени, обстоятельств, настроения... и теряют то, что в себе и для себя действительно устойчиво.
Как можно при такой двойной ошибке добраться до сути? Она ускользает каждый раз - вот только что была здесь и уже нет её.
Нет, ты сумей взять изменение вещей через своё становление, ощутить свой рост, а не только экспансию: а затем, сумей найти в самом подвижном, которое к тебе ближайшее - в себе самом - "покой и волю" - найти и утвердить неизменное.
Свидетельство о публикации №120092008851