Дворцы Петербурга. 52. Дворец Коттедж

   Дворец Коттедж  в Петергофе - центральное архитектурное сооружение ансамбля Александрия.
Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, как и когда-то,
откуда открывается панорама Финского залива
с виднеющимися вдали очертаниями Санкт-Петербурга и Кронштадта.
   Александрия - дворцово-парковый ансамбль Петергофа, пригорода Санкт-Петербурга.
 Одна из резиденций российских императоров с 1830 года до 1917 года
(Собственная Его Императорского Величества дача) бдиз Петербурга.
   Названа в честь императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I.
Коттедж построен в 1826-1829 годах по проекту архитектора А. Менеласа 
в так называемом «готическом» стиле – целиком не перестраивался ни одного раза.
   Небольшое двухэтажное здание с мансардой украшено остроугольными фронтонами,
стрельчатыми аркадами, окнами-эркерами, розетками, арочными поясками,
крестоцветами, трилистниками.
    Ажурная лепка потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов
сочетается с орнаментальной живописью, дополняющей оформление интерьеров.
   Важным элементом архитектурно-художественного декора помещений
является виртуозная резьба оконных и дверных откосов, отражающих дивными изгибами лучи света,
строгий геометрический рисунок паркета.
   Готический орнамент повторяется и в коврах ручной работы, декоре печей,
мраморных каминов, мебели – особо изящной в свете свечей.
   Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле –
среди них много редчайших старинных вещей.
   Значительную роль в оформлении интерьеров играет живопись помещений,
украшающая стены и потолки для многих поколений.
   О победах в русско-турецкой войне 1828-1829 годов 
напоминает вмонтированный в стену вестибюля камень,
взятый русскими войсками при штурме крепости Варна - память тех годов.
   Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.
В 1842-1843 годах  к Коттеджу пристраивается Столовая с Мраморной террасой.
Во внешней нише стены северного фасада здания
помещена  скульптурная группа «Мадонна с младенцем», влекущая своей красотой.
   Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже.
Интерьер комнат, за исключением кабинета Николая I, более сдержан на втором этаже.
    На первом этаже помимо Столовой находятся Большая приёмная,
Кабинет Александры Фёдоровны, Библиотека, Большая гостиная и Малая приёмная.
  Несколько комнат были предназначены для детей. Не просты они – с временем в унисон:
к ним примыкает оформленный в виде палатки Учебный балкон.
Помещения дворца - характерный образец русского жилого интерьера эпохи романтизма.
   После Октябрьской революции дворец
Коттедж был превращён в историко-художественный музей.
Материалы экспозиции, созданной на научной основе,
позволили проводить большое количество экскурсий,
интересных для каждого человека,
знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX века.
   В 1929 году в парке недалеко от Коттеджа был открыт необычный музей:  два вагона
из царского поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией» при уходе с престола,
они были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения.
В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. 
   Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца в целях спасения
было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980),
а здание сохранилось, хоть и получило некоторые повреждения.
Погибла почти вся оставшаяся мебель, значительно пострадали лепной декор потолка и стен,
многие резные дубовые панно, живопись стен,
не переносивших военную без отопления холодную погоду.
Реставрация дворца была завершена в 1978 году.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии