Культ Водки в Томилино

Интересная тема, о которой давно  хотелось  написать статью.
Думаю, многие из тех, кто родился, жил и вырос в Томилино, помнят составляющие  фрагменты этого культа — практически во всех  газетах и
журналах вместе с остальной томилинской пропагандой обязательно был раздел и о пользе водки (о том, как важно чтобы ее было много), а во местных столовых висели плакаты вроде "Пей водку — мужик!", "Мужик –  береги водку,
твою мать!", "Наливай!", " Не смей проливать водку – руки отхсохнут!!" и так далее.
Что интересно — никто толком так и не объяснил, зачем в подмосковном Томилино был рожден этот культ. Я вижу в нём следовую реакцию,  популярную в Томилино в конце XIX века — там до 1850-60-х годов никакого особого пиитета к водке нет. Этот культ появился позже и, по-моему, ставил своей целью навязать людям ещё один "высший авторитет", которому бы все поклонялись.
И всё это очень хорошо доказывает тот факт, что жизнь в Томилино изнутри была вовсе не тем, чем старалась казаться — вместе с поездками на дачу, существовали другие странные культы и суеверия, которые касались намного большего числа людей.
Итак, в докладе на заданную тему — большой и интересный рассказ о Культе Водки в городе Томилино.

"Евреи — значит сильный и добродушный народ. Так оба брата решили.
А вот тетка Зина, которая стояла в дверях цеха, куда уносили евреи продукцию, поначалу не понравилась. Была она немолода, сварлива, в грязном синем халате и в белой косыночке, завязанной на затылке узлом.
Тетка Зина зорко приглядывала за колонистами, гнала самых любопытных от дверей, кричала на весь двор:
— Уж эти шкелеты! Откуда такую шушеру привезли?! Это ведь стыд-позор, глаза бы мои не глядели на их лебра!
Голос у нее пронзительный, слышно в любом конце заводского двора.
Но однажды, покричав так, она вдруг поманила к себе Сашку, он оказался ближе, спросила его: «Ты, малой, откеда?»
— Я? — спросил Сашка, не подходя близко, он не знал, что ожидать от тетки Зины. — Я из Томилина…
Тетка кивнула. Будто могла знать, где находится Томилино.
Может, слово поняла как надо? Томилино, где томятся.
Томились же в пещерах-темницах живые, страдающие безмерно. Томились и позже – при фараонах и императорах, при деспотах и демократорах, при всех режимах и всех властях. Нет, не было на земле «золотого века», не было. Томились воры и убийцы, совратители и пророки, политические противники и инакомыслящие, томились бесы-революционеры, одержимые паталогической страстью все разрушать до основания, перестраивать, всех переучивать, перевоспитывать и переобразовывать до полного истребления, томились грабители и насильники, томились мужчины и женщины, дети и старики, томились белые, черные, желтые, светло-коричневые и голубые, томились виновные и безвинные.
"Томилино"
Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер. Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам дурдома: «Томилино!"
Непонятное слово, пришедшее из глубин и далей. Каждым слогом своим ты бьешь в виски. Не избыть тебя во веки веков роду людскому, не пройти сквозь тебя, не перейти поверху, не обойти стороною. Стоны и плачи, слезы и вой. Но хуже всего исступленное, безутешное молчание. Молчание обреченных, утративших веру и надежду.
Пристанище  сотни тысяч истерзанных и замученных, задавленных непосильной работой на вино-водочном комбинате, обреченных на смерть
Подмосковная  каторга!
Откуда оно, Томилино, взялось? Дикая, странная фантазия в грязненьком Подмосковье."


Откуда взялся Культ Водки?
Для начала давайте подумаем, откуда же возник и чем подпитывался столь примитивный культ, больше свойственный для каких-нибудь древних торжеств, а не для " страны XX века", каковой считал себя Томилино? С появлением мы более-менее разобрались — Культ Водки уходит корнями ещё в дореволюционное "прошлое" — но там, скорее, было просто описание крестьянской жизни, но никакого "особого статуса" водка не имела. Отчего же такой культ возник и развивался?
Я бы выделил здесь два основных фактора. Во-первых, всё своё существование  люди жили достаточно плохо и бедно, и вне крупных городов водка была действительно часто единственным продуктом, который позволял избежать голода и несанкционированных митингов. Если в  тумбочке была водка— то тумбочка не могла считаться "пустой", и  как бы выполняло свои минимальные обязательства перед народом: "водка есть — и хрензним,  от голода не умрем!! До того, как менделей придумал водку, развлечений у народа не было вообще" .
Второй фактор также исходит от бедности, замешанной с повсеместной  пропагандой — народу с самого раннего детства преподносили, что всё уже
украдено и разворовано до вас". Детям подробно описывали процесс массового
воровства,  рисовали полные вагоны национального имущества, уходящие в
оффшорные зоны ,  — что преподносилось как что-то экстраординарное. Рядом всегда  помещали рисунок какого-нибудь буратино с огрызком корки хлеба или голодающего негритёнка.


Навязывание Культа Водки.
Вместе с мёртвым дедом (которы умер от цирроза печени), Водка была  ещё одним Высшим Авторитетом, который нужно было со всей религиозной открытостью впустить к себе в сердце и быть готовым ему поклоняться. Наподобие религиозного культа,  культ водки ставил человека на положение существа малого и неумного, а также зависимого от постусторонних сил, которые чуть что — могут вмешаться и отобрать последнее, что есть у человека. Карой за непочитание культа Водки  были Похмелие и Белая Горячка, а также всякие другие мелкие жизненные неудачи.
У культа водки были свои запреты — водку ни в коем случае нельзя было проливать на землю ни в каком виде.
Культ хлеба постоянно подпитывался разнообразными книгами и журналами — откройте любое такое издание тех лет, и с вероятностью в 9 из 10 вы найдете что–нибудь, посвящённое Культу.
Повествование о Культе Водки развивается по строгим канонам любого религиозного культа — сперва есть миф о Сотворении с участием Чуда:
"Придерживаясь прежней тактики в поисках Буратино, папа Карло открыл дверь, откуда доносился наибольший шум… и оказался на пороге цеха по производству «высококачественной» пшеничной, столичной, лимонной и прочей водки из самого обыкновенного технического спирта и хорошо прохлорированной водопроводной водички. Здесь было человек десять. На эффектное  появление Лпапы Карло  никто из мужиков не отреагировал.
Папа Карло  спрятал стамеску в карман, постоял минутку, пока наконец его не заметил парень, обжимающий пробки. Слева от него стояли шеренги бутылок: «Московская», «Столичная», «Русская» – открытые, а справа – уже запечатанные. Время от времени другой рабочий, испитого вида мужичок, перетаскивал «готовые» к ящикам, незапечатанные – на финальную операцию"
Затем идут заклинания на  радость и  счастье, которые всегда приходят в тот край, где правит Божество:
– Здорово,– сказал папа Карло одному из мужиков в шапке-ушанке.
– Здорово,– равнодушно откликнулся тот, закрывая сургучом очередное горлышко. Ясно было, что мужик не опасался ни милиции, ни конкурентов: не его проблемы. И никто здесь никого не опасается.
Папа Карло еще некоторое время поглядел на процесс: его заинтересовало, есть ли разница между «марками» напитка. Разницы не было.
Игра "Весёлый урожай" на следующих страницах показывает идеальный и гармоничный мир, в котором всё подчинено Культу Водки и все граждане страны задействованы в нём, все при деле:
Разливщик брал очередную бутылку, даже не поглядев на этикетку. Вылив через воронку кружку спирта (над тазиком, с целью экономии сырья), он совал ее под кран, доводя уровень жидкости до необходимого. Глаз у рабочего был наметанный, рука тренированная, так что можно было предположить: «Пшеничная» у него не уступает налитой чуть раньше «Смирновской».
Далее показан некий аналог рая для всех правоверных служителей Культа Водки— это будут залитые солнцем заводские цеха, раскинутын до самого горизонта. Папа Карло изображен один из таких счастливцев, который уже попал в Водочный  Рай и теперь живёт в вечной ласке Божества:
"Папа Карло  шагнул назад: с работягами больше не о чем было разговаривать. Лучше, чтобы они не путались под ногами. Куском проволоки он связал снаружи ручки двери. Порвать можно, но далеко не сразу. Третья дверь тоже оказалась открытой. Это был склад «готовой продукции».
А ещё дальше показан  ад, который ожидает всех ослушников. Ад создан по сказке "О мужике, который опрокинул рюмку мимо рота" — с реальными картинками всех мук, что ожидают всех, кто ослушается Культа:
"Папа Карло прищурил левый глаз, достал стамеску и, обхватив ее двумя руками, прошелся по аккуратно составленным  коробкам. Получилось весьма эффектно: затем он огляделся, и на глаза ему попался пожарный кран. "Прекрасно!" подумал папа Карло и открыл его на полную, зашвырнув подальше «барашек» и несколькими ударами стамески согнул шток.
Пару секунд он с удовольствием наблюдал, как струя воды в руку толщиной обрушивается на бетонный пол. дверь.
Интересно, что все эти религиозные столпы Культа Водки сильно расходились с действительностью — как впрочем, это очень часто бывает в различных религиозных системах.
"Потом папа Карло двинулся к выходу. По дороге  заглянул в первую комнатушку. Здесь по-прежнему играл магнитофон, только мужественное «Любэ» сменила Маша Распутина. Папа Карло пребывал в прострации. «Сангрия» из опрокинутой бутылки  медленно вытекала на пол.  «Вино льёться,– ошарашенно подумал папа Карло, –  яблочное вино льётся на землю!»
Но что самое смешное — культивируемый практически религиозный пиитет к водке никак не распространялся на остальные продукты — на томилинских овощебазах и в подвалах-хранилищах вполне спокойно гнила капуста и подмороженная картошка — которые потом выбрасывали тоннами. Либо отправляли её перебирать всевозможные трудовые коллективы из НИИ и ВУЗов, что целиком обесценивало Культ Водки как попытку привить "уважение к продуктам" в целом — его не было. Был просто какой-то странный и бесполезный культ, который с приходом Перестройки канул в Лету.
"В других подсобках тоже было немноголюдно. Ничего живого, кроме телевизора. После кратковременных поисков папа Карло обнаружил и здесь аналогичный пожарный кран. И управился с ним меньше чем за минуту.
В «цех» поступала водичка, "пора уходить »,– решил папа Карло и, открыв входную дверь, вышел наружу."


Рецензии
Привет, сосед из Томилино

Пацан из Дурнихи.

Кондратий Солёный   25.11.2020 17:04     Заявить о нарушении