Из Чарльза Буковски - грандиозное шоу

                Чарльз Буковски


                грандиозное шоу


                когда я пошёл навещать друга
                в киношную больницу
                она была заполнена актёрами и
                фриками и режиссёрами и
                помощниками режиссёров и ассистентами
                и операторами и монтажёрами
                и сценаристами и звукорежиссёрами
                etc.
                некоторые из них были больными
                некоторые были при смерти
                но почему-то всё это не было похоже
                на обычную больницу,
                особо тяжкого мрака там
                не было, всё было так:
                "СВЕТ! КАМЕРА! МОТОР!"
                всё было как
                на
                съёмках.
                мне так показалось,
                по крайней мере,
                всё было настолько плохо
                как большинство голливудских
                фильмов и так оно есть
                до сих пор,
                в тамошнем воздухе осталось воздействие
                бравирования и
                драматизма.
                когда я пошёл в кафетерий
                всё шло как по маслу:
                даже люди в инвалидных колясках
                выдавали
                эффектные жесты,
                говорили сенаторским тоном; у них были
                жестокие голубые глаза,
                белые, аккуратно подстриженные
                бороды,
                обдуманные формулировки,
                там был жизнерадостный бред собачий,
                совершенно шекспировские
                воспоминания.
                гномики сидят за столами
                поедая черничный
                пирог.
                старенькие сценаристы,
                все имеющие ввиду Фолкнера
                когда днём размышляли о своём пьянстве в Муссо и
                Франке,
                старые куколки, когда-то прелестные,
                теперь жуют беззубыми ртами
                мягкий тост, копаются в
                персиках.
                и почти что все номера
                были частными,
                устроенными так чтоб принести
                свет надежды.
                медсёстры как и во всех
                больницах
                вкалывали до
                упаду,
                и врачи там были
                приятными,-
                хорошие актёры в дрянной
                сценке. и мой друг, который был
                умирающим, заговорил со мной
                не о своей смерти
                а замысле своего
                следующего
                романа.
                он говорил так же о сумасшедших и
                гениях или о потенциальных гениях
                работающих
                самостоятельно.
                "у нас тут есть один из
                первых Тарзанов" -
                сказал он.
                "временами он бегает по всему
                городу
                выдавая свой тарзаний
                йодль и разыскивая свою
                Джейн."
                "они позволили ему
                убежать?"
                "о, да, он никому
                не причиняет вреда.
                нам даже нравится это." что ж, мой друг
                умер, поэтому я больше туда
                не пошёл.
                но то было очень странное
                посещение.
                смерть была там но
                смерть снималась на камеру
                потому как он часто бывал
                в Голливуде.
                всё было так будто бы
                все были готовы к
                последней сцене,
                что они уже
                частенько репетировали. а месяц
                спустя
                я прочитал заметку в
                газете:
                "Тарзан
                умер",
                может быть он ушёл
                чтоб найти свою
                Джейн.
                есть ещё счастливые
                концовки, не
                так ли?
                как только мой друг
                скончался
                его книги стали
                известными в значительной части
                мира.
                это лишь половина
                счастливого конца
                но по крайней мере его вдове
                в Малибу
                не придётся сажать ребёнка
                на бекон
                с яйцами.


      Примечание: в стихотворении речь идёт о посещении Хэнком своего друга - писателя и сценариста Джона Фанте.
Муссо и Франке - рестораны в Голливуде.
"имеющие ввиду Фолкнера" - лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Фолкнер был алкоголиком; длительное время он писал в Голливуде сценарии.
Тарзаний йодль - знаменитый крик Тарзана из фильмов о нём.
         
               
                from "Betting on the Muse"      
               
                19.09.20      
               

       a great show

when I went to visit my friend
at the Motion Picture Hospital,
it was full of actors and
freaks and directors and
assistant directors and grips
and cameramen and film editors
and script writers and sound
men and etc.
some of them were sick
some of them were dying
but somehow it wasn’t like a
regular hospital,
that special heavy darkness
wasn’t there,
everything was:
“LIGHTS! CAMERA! ACTION!”
everybody still
on the
set.
at least, it seemed like that
to me.
as bad as most Hollywood
movies had been, were and
still are,
there remained the touch of
the brave and dramatic in
the air.
when I went to the cafeteria,
everything was on cue:
even the people in wheelchairs made
dramatic gestures, spoke in
senatorial tones; they had
fierce blue eyes,
white, carefully cropped
beards,
deliberate enunciations,
there was blithe bullshit,
a whole Shakespearean
afterglow.
dwarfs sitting at tables
eating blueberry
pie.
old script writers, all
looking Faulknerian
musing about their drunken
afternoons at Musso and
Frank’s.
old dolls, once beautiful
now toothlessly munching
soft toast, poking at
peaches.
and almost all the rooms
were private,
arranged to bring in the
light of hope.
the nurses, as in all
hospitals
worked their asses
off,
and the doctors were
congenial,
good actors in a bad
scene.and my friend, who was
dying, spoke to me
not of his death
but of his idea for
his next
novel.
he also spoke of the
crazies and geniuses
or would-be
geniuses
running
loose.
“we’ve got one of the
original Tarzans here,”
he told me.
“every now and then he runs all over the
place
giving his Tarzan
yodel and looking for
his Jane.”
“they let him run
loose?”
“oh, yes, he doesn’t
harm anybody.
we rather like it.”well, my friend
died, so I didn’t go
there anymore.
but it was a very odd
visitation.
death was there but
death was on camera
as He was so often in
Hollywood.
it was as if
everybody was ready for
the last scene,
having practiced it so
often
already.and about a month
later
I read a small bit in
the paper:
Tarzan had
died,
perhaps he has gone
on to find his
Jane.
there are still happy
endings, aren’t
there?
like my friend who
died
his books have become
famous throughout much
of the
world.which is only half a
happy ending
but at least his widow
in Malibu
won’t have to baby
sit
to have bacon with
her
eggs.


Рецензии
Прочитал с интересом, Юрий!
А что, может быть так и надо - жить и играть вдохновенно свою роль не взирая на приближающийся конец? Наверное, артисту проще - для него вся жизнь это роль.

С уважением и теплом, Анатолий.

Анатолий Цепин   19.09.2020 11:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий!"Весь мир - театр, а люди в нем - актеры" - написал великий Шекспир(сам был актёром), - да, мы всю жизнь вынуждены играть те или иные роли - так устроена жизнь. Говорят ведь, - "простота - хуже воровства", - особенно в наше время, где наивного человека сто раз обведут вокруг пальца и оставят без штанов! С теплом и уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   19.09.2020 12:08   Заявить о нарушении