Бесы

                " Достоевскому от благодарных
                бесов."
                (Возможная надпись на венке)

Должно быть, он видел их -
Этих проклЯтых бесов -
Маленьких, злых, босых
Под черным ночным навесом,
А они все вокруг вились,
Набивались служить бесплатно,
Тянули усердно вниз,
Высекая искру азарта,
Играли на струнах души,
В цель попадая метко,
Жизнь - мол, она - рулетка,
Как же не согрешить,
Он видел их между страниц,
В каждом своем романе,
За спинами юных чтиц,
За стенами старых зданий,

В лакейских повадках тех,
Кто всем никогда не станет,
Кто рвался на самый верх,
Припрятав туза в кармане.




 


Рецензии
Монплезир

В объятьях с арками мосты,
Нева полуденною негой,
Фосфоресцирующей Вегой,
Обходит клодтовы посты

Фонтанка в пелерине снов,
Адмиралтейство златом блещет,
Кораблик на ветру трепещет,
Стихами Бродского без слов

Чевакинского тонкий шпиль,
Фехтует с куполом небесным
И с незнакомкою прелестной,
Играет сцена водевиль

А дождь в тетрадь, наискосок,
Выводит музыку с нажимом,
Дворцы притворно недвижИмы
И целят Пушкину в висок

И Невский Гоголем объят,
И на крови с желтками - фрески,
В полуподвале Достоевский -
В кольце лукавых бесенят

Улыбки мокрые зонтов,
Гостинный в гости зазывает,
А Летний сад напоминает -
Тусовку греческих богов

Олег Стоеросов   06.05.2024 19:08     Заявить о нарушении
Стихотворение Ваше о Петербурге. Мое - о бесах достоевского. Но все равно - интересно.

Галина Гольд   09.05.2024 15:25   Заявить о нарушении
Но в нём есть строка с упоминанием Достоевского и бесенят...

Я таким образом хотел подойти к этой неподъёмной теме - исподаоль.

Олег Стоеросов   09.05.2024 16:36   Заявить о нарушении
Эта тема, как Вы абсолютно правильно заметили - неподъемна. И в моем стихотворении только - абрис, не больше.

Галина Гольд   09.05.2024 17:27   Заявить о нарушении
Но и молчать о Достоевском - тоже негоже!

О ком же тогда говорить, если не о нём?!

Каждый раз, когда я принимаюсь за Достоевского, у меня такое ощущение, что мне предстоит есть рыбу фугу, а потому никогда нет полной уверенности в том, что выживу...

Этот "повар" готовит совершенно "смертельные блюда": "Кроткая", "Село Степанчиково", "Жаписки из подполья", "Скверный анекдот".
(Я нарочито не касаюсь его романов).

Олег Стоеросов   09.05.2024 17:46   Заявить о нарушении
В университете я прошла спецкурс по творчеству Достоевского, который у на вела профессор Инна Львовна Альми ( погуглите), к сожалению, ныне покойная. Мы её обожали! Думаю, что таких больше нет. Я писала дипломную работу по " Кроткой". В общем многое меня связывает с Фёдором Михайловичем - знатоком тёмных сторон нашего сознания.

Галина Гольд   09.05.2024 17:55   Заявить о нарушении
Ну, так можно всю русскую литературу сварить...

Галина Гольд   09.05.2024 18:27   Заявить о нарушении
...но зачем же всё варить?!
Кое-что можно и изжарить, кое-что - потушить, а по большей части - сырьём употребить!

Олег Стоеросов   09.05.2024 18:31   Заявить о нарушении
Любите ли вы яичницу как люблю её я?!

На широкой, как диван Обломова, сковороде растапливаем изрядный кус коровьего масла.

Некрупно режутся белые, душоные грибы с репчатым луком и припускаются с рассыпчатой гречневой кашей а-ля Толстой.

Сладкий перец шинкуется вместе с помидорами и посыпается брынзой, извлечённой из чистой тряпицы Сергунькиного дедушки-шарманщика.

Шкварки и гусиная печень, вымоченная в "Мадере" и обваляная в имбирных сухарях, любезно предоставляются Сорокиным.

Помещик Пётр Петрович Петух щедро бросает с барского плеча горку сладких молок и севрюжьей вязиги!

Итак, масло уже нагрето и шкварчит.
Разбиваем пару десятков свежайших куриных яиц, солим, перчим, добавляем для пышности соду, как Настасья Петровна Коробочка в пряженцы, взбалтываем; выкладываем на четыре угла по совету Гоголя, ранее означенные ингредиенты и заливаем их яичной импровизационной взбалмошностью фантазий.

Живенько моем руки, усаживаемся за стол, выпиваем по рюмке чеховской "листовки" из мармеладовского полуштофика, закладываем салфетки за галстухи, навроде Павла Иваныча Чичикова и...

Понеслась душа в рай птицей-тройкой!

Олег Стоеросов   09.05.2024 18:33   Заявить о нарушении
А если серьезно - Достоевский, наверно, никогда не будет понят современным читателем, не дотягивает он до него ну просто ни с какой стороны.

Галина Гольд   09.05.2024 18:36   Заявить о нарушении
Вы хотите сказать, что он был понимаем лишь своими современниками, а нынешним - слабО?!

Понимаете, Достоевского трудно читать, сквозь него нужно продираться, как через Бирнамский лес!
Этот чудовищно-корявый стиль изложения, неряшливый, путаный, нервный, пульсирующий, сбивчивый.
Всё либо на надрывах, либо на предтечах к ним.
Но зато он подкожно входит, как яд долговременного действия и не отпускает.

Достоевский, как никакой иной крупный писатель, без остатка растворён в своих героях, героях странных (один Шатов чего стоит, или Ставрогин, или Опискин, или Свидригайлов и князь Мышкин), фантастических, не излучающих тепла, только холодное фосфоресцирующее свечение...

Олег Стоеросов   09.05.2024 18:50   Заявить о нарушении
Как это верно, но неужели Вы думаете, что сейчас кто-то это понимает?

Галина Гольд   09.05.2024 19:17   Заявить о нарушении
Достоевский - боль, совесть, вина. Сейчас эти понятия совершенно затерты.

Галина Гольд   09.05.2024 19:20   Заявить о нарушении
Корявый стиль, сбивчивый язык, длинноты недоговоренности... Но это идет от от знания, что такое страдание, сострадание, сопереживание.

Галина Гольд   09.05.2024 19:25   Заявить о нарушении
Я не знаю...
Я давно оторван от российской литературной кухни, мне невемо новое читающее поколение (если таковое имеется в статистически значимых величинах), но то, что (как говорил Бегемот) Достоеский бессмертен - это неоспоримо!

Вполне возможно, что вовлекаясь в творческий процесс, Достоевский входил в раж (человек он был импульсивный, нервный, очень и очень сильно пьющий плюс падучая... инфернальная смесь!).

Олег Стоеросов   09.05.2024 19:36   Заявить о нарушении
Бессмертие - это конечно. Но помимо этого есть реальность.

Галина Гольд   09.05.2024 19:40   Заявить о нарушении
У попа была собака

...а вообще-то литература закончилась где-то на рубеже 20-го и 21-го веков.
Мне кажется, что первым это почувствовал и блистательно воплотил в слове В.Сорокин в "Голубом сале".
Замолчали замечательные крупные романисты: Маканин, Эко, Павич, скукожилась до морализаторства Улицкая, измельчал Пелевин, да и сам Сорокин потускнел и утратил свежесть.

Обмелели и усохли литературные течения и стили, не появляются Таланты.
Нобелевские лауреаты за последние, по крайней мере 20-25 лет, никому, кроме очень узкого круга читателей, да тех же членов комитета по присуждению означенной премии, неизвестны.
Подобная же картина с букерами и прочими "престижами".

Мимикрирует драматургия и театры, в которых пафос, лицедейство и трепетность, постепенно превращаются в стриптиз, эпатаж и акробатику.
До катастрофического минимума упали тиражи бумажных книг, а вот презентации и прочие тусовочные ипостаси, напротив, - непропорционально разбухли и похоже, стали уже самоцелью.

Пишут теперь уже практически все и не разберёшь кто лучше, а кто хуже - писанина стала гомогенной, витаминизированной и аляповато упакованной, подобно супермаркетовским продуктам.

Литература пахнет плагиатом, штампами, натужностью, харканьем, пульсациями, ханжеством, бездарностью и регулами.
(Такие её антиподы, как: выспренность, сироп и елей - ничуть не лучше!).

Публицистика сводится либо к пьяной и сопливой ностальгие по батьке Сталину, либо к призывам "Даёшь!" и "Спасай!" или к восхвалению (заказному) кого ни попадя и за что ни попадя.

Всё и вся разбились на своих и чужих и ведут псевдокулачные бои на пуантах.

Якобы литературная доблесть сводится к констатации факта импотенции (литературной же, как минимум) врага-оппонента либо к громкому стуку в соответствующие инстанции, которые, в свою очередь, давно уже взяли на себя обязанности полиции нравов.

Злобные клон-голуби ефрейтора Неделина , размерами с гусей , несущие в желудках стальные ампулы с текстами а-ля: "Мальчик мой, нежная сволочь" - вот прообраз художественной литературы будущего, её "божественный и мерзкий топ-директ"!

Олег Стоеросов   09.05.2024 19:44   Заявить о нарушении
Я не хочу знать, что происходит и не хочу принимать правила игры, и не хочу в этом участвовать. Когда-то Гумилев вот так же игнорировал революцию.(Что? революция? Не знаю, не видел, не слышал.)

Галина Гольд   09.05.2024 19:53   Заявить о нарушении
Удалила предыдущий текст как не относящийся к теме беседы.
Вот так.

Галина Гольд   09.05.2024 20:10   Заявить о нарушении
Да и вообще - многословие всегда скучно.

Галина Гольд   09.05.2024 20:13   Заявить о нарушении
А я думаю, что он очень даже относился к теме, а именно: к теме приверженности к канонам бумажной литературы, к её героям, к привычным атрибутам: библиотеки, стеллажи, книжные полки, запахи бумаги, ностальгия по всему этому, попытка зацепиться за какие-то основы...

Олег Стоеросов   09.05.2024 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.