Дворцы Петербурга. 46. Итальянский дворец

    Итальянский дворец - крупное дворцовое сооружение в центре Кронштадта, - морского града -
на Макаровской улице, 3,  одно из старейших зданий города.
   Построен в 1720-1724 годах по проекту И.Ф. Браунштейна*.
У Александра Меншикова, первого губернатора Кронштадта, было три дворца.
Этот – самый роскошный – творение архитектурного творца.
Он был построен в 17 веке и в наше время стал памятником архитектуры.
Дворец был официальной резиденцией друга Петра Первого – Меншикова-мудреца.
   В начале XIX века появляется расхожее название:    Меншиковский дворец -
князь А.Д. Меншиков – водохновитель его создания и главный творец.
После перестроек Э. Х. Анерта и А. Н. Акутина в середине XIX века облик здания
неузнаваемо изменился в течение быстрого срока,
в интерьерах не сохранилось ничего от первоначального убранства петровского барокко.
    Современное название Итальянский дом или Итальянский дворец появилось,
по версии знатоков,
из-за выписанных губернатором Ингерманландии А.Д. Меншиковым итальянских мастеров.
  Но скорее всего, Итальянским дворцом эти дома прозвали по его стилю, схожему с итальянским,
 так как архитектором и строителями были И. Ф. Браунштейн и Г. И. Шедель – немцы,
даже не родственники по крови ни с каким родом итальянским.
  Наименование здания Меншиковский дворец - возникает лишь в начале XIX века,
как воспоминание о стоявшем прежде на этом месте деревянном дворце князя XVIII века.
На другой стороне док-канала находился настоящий каменный дворец князя А.Д. Меншикова,
в литературе он именуется дворцом Миниха, которому он был отдан после ссылки Меншикова.
   Первоначально дворец строился для генерал-адмирала Апраксина 
по его собственному чертежу для увековечения знаменитой фамилии.
При раздаче домов во владение, в 1724 году, отмечен принадлежащим императорской фамилии.
   В конце 1720-х годов ко дворцу сделана большая пристройка,
а парадный зал отделывается лучшим итальянским мрамором, чтобы выглядела пристойно.
   В 1764 году дворец передан в распоряжение Адмиралтейств-коллегии,
но последняя старалась его ничем не занимать, оставляя не простого внимания, 
а на случай Высочайшего в Кронштадте пребывания.
   С 1771 года во дворце располагался Морской кадетский корпус, переведенный сюда
из Петербурга после пожара в их собственном здании на основной территории.
Дворец снова перестраивается, появляется башня для астрономической обсерватории.
После пожара 1783 года петербургское Адмиралтейство
решено было перевести в Кронштадт поближе к морской акватории.
   После восшествия на престол Павла I, последовало распоряжение о переводе морского корпуса
из Кронштадта в Петербург уже 8 декабря 1796 года.
Последние кадеты покинули здание в 1798 году, а дворец тогда же был передан вновь
учреждённому Штурманскому училищу, которое располагалось здесь вплоть до 1872 года.
   В 1843-1848 годах последовала новая перестройка для разместившегося Штурманского училища.
В 1845-1846 годах южный корпус надстроили 4-м этажом
и 8-угольной деревянной башней морского телеграфа, в том числе для нужд училища.
   Парадный вход перенесли в середину южного корпуса,
устроили там чугунную лестницу для удобства освоения корпуса.
В 1849-1851 годах с западной стороны, на месте бывшего якорного двора,
был разбит Кадетский сад с «гимнастикой», где бы занималась кадетская детвора.
   В 1872 году в Итальянский дворец переводят Инженерное училище морского ведомства,
объединив его со Штурманско-Артиллерийским под наименованием
Технического училища морского ведомства.
    В 1890-х годах на месте парадного двора разбит Адмиральский сад,
получивший такое наименование в связи с располагавшимися на этой стороне здания
адмиральскими квартирами, саду был каждый рад.   
    Следующие крупные перестройки относятся к 1898 - 1900 годам,
когда для Морского инженерного училища императора Николая I (бывшее Техническое училище)
здание было значительно увеличено, чтобы быть готовым к военным невзгодам.
   В 1903 году перед южным фасадом здания проложен бульвар с чугунной решёткой,
сделанной специально для Кронштадта.
Позже во дворце  размещались отдел народного образования Кронштадта,
центральная библиотека, курсы командного состава.
В 1922 году по неясной причине значительная часть здания выгорела, учиться сложнее стало.
   После ремонта в 1926 году в здании начал работу Дом Красной Армии и Флота 
и другие учреждения (в том числе театр Балтийского Флота).
С началом Великой Отечественной войны
в нём располагался также Штаб Краснознамённого Балтийског флота.
    В 1950 году на углу здания у Синего моста появился павильон мареографа.
В 1994 году Кронштадтский государственный историко-краеведческий музей разместился
 на первом этаже,
переехавший из Лиепаи театр Балтийского флота имени В. Вишневского - на втором этаже.
Здание передано филиалу Военно-Морского музея «Кронштадтская крепость» с 2011 года.
Дворец расположен между Обводным каналом и каналом Петровского дока.
Хотя футшточная служба в этом месте действует с 1707 года,
здание мареографа** со стороны Обводного канала рядом с Синим мостом стоит только с 1951 года.
   Перед входом с 1886 года стоит памятник выпускнику Штурманского училища,
исследователю Новой Земли П. К. Пахтусову.
В 2007 году, напротив Адмиральского сада, установлен памятник И. К. Айвазовскому. Картины Айвазовского хранились в императорских апартаментах дворца,
а затем в комнатах музея Морского инженерного училища.
6 июня 2018 года в Итальянском дворце (1-й этаж южного фасада здания) как будто бы снова
был открыт переведенный из здания бывшего Минного офицерского класса
мемориальный музей А. С. Попова.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
________
* Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны) - немецкий архитектор на службе Петра I, представитель петровского барокко.  Его работы в России:
участие в создании барельефов на фасадах Летнего дворца Петра I в Летнем саду (1714);
Верхние палаты в Петергофе (небольшое здание, из которого развился Большой Петергофский дворец);
средняя часть Монплезира (павильон, где помещается парадный зал), главный строитель Монплезира (1714-1723);
планы Нижнего парка и Верхнего сада;
устройство Большого грота с каскадами, который развился в Большой каскад Петергофа;
начальное устройство впоследствии переделанных фонтанов «Пирамида», каскада Драконов («Шахматная гора») и Марлинского каскада («Золотая гора»);
Большая оранжерея в Нижнем парке (1722-1725, совместно с М. Г. Земцовым);
Дворец Марли (1720-1723);
Павильон Эрмитаж (1721-1724);
Сад Венеры и сад Бахуса с фонтаном «Тритон» в западной части Нижнего парка Петергофа;
Дворец Екатерины I в Саарской мызе (1717), легший в основу Большого Екатерининского дворца Царского Села.
** Мареограф (от лат. mare - море и др.-греч. - пишу; другие названия - лимниграф, приливомер, самопишущий футшток) - прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.


Рецензии