Стансы о героях

Когда ещё горит прославленная Троя,
Взрезают копья дёрн в Приамовом ларце,
Друг друга супротив стоят они, герои,
И я читаю боль у каждого в лице.

Когда раздел свечу восток бледно-лиловый,
Касаясь грубым ртом округлого венца,
Я открываю вновь газетный заголовок,
Что "в мире больше нет такого храбреца".

Когда в одну постель ложусь с твоею тенью,
Когда молчу тобой затверженный урок,
Я об одном прошу: "Коснись сердцебиеньем
Хотя бы этих строк, хотя бы этих строк"...


Рецензии
Финал таков, что начало
изобличало

Петр Новицкий   02.10.2020 17:55     Заявить о нарушении
Это как? Герой не оказался героем на самом деле?

Татьяна Шорохова 3   02.10.2020 21:01   Заявить о нарушении
Разве может быть герой бессердечным? Это уже антигерой,которого не убьёшь.

Петр Новицкий   03.10.2020 00:44   Заявить о нарушении
Ниже приводятся «Стансы» В. Ф. Ходасевича из сборника «Тяжелая лира» — один из наиболее чистых образцов этого жанра.
Уж волосы седые на висках
Я прядью черной прикрываю,
И замирает сердце, как в тисках,
От лишнего стакана чаю.

Уж тяжелы мне долгие труды,
И не таят очарованья
Ни знаний слишком пряные плоды,
Ни женщин душные лобзанья.

С холодностью взираю я теперь
На скуку славы предстоящей…
Зато слова: цветок, ребенок, зверь —
Приходят на уста всё чаще.

Рассеянно я слушаю порой
Поэтов праздные бряцанья,
Но душу полнит сладкой полнотой
Зерна немое прорастанье.

Скажите, здесь есть четырехстопный ямб в Вашем понимании?

Татьяна Шорохова 3   03.10.2020 05:58   Заявить о нарушении
Здесь чередование пятистопного и четырехстопного ямба

Петр Новицкий   03.10.2020 06:04   Заявить о нарушении
У Вас чистый пятистопный

Петр Новицкий   03.10.2020 06:04   Заявить о нарушении
СТАНСЫ — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Петр, а где здесь говорится именно о четырехстопном ямбе?

Татьяна Шорохова 3   03.10.2020 06:11   Заявить о нарушении
Хотя, четырестопный ямб — это сложившаяся традиция, от которой можно иногда отступить, если это имеет смысл, поэтому верну на место

Петр Новицкий   03.10.2020 06:12   Заявить о нарушении
Классическим произведением в этом жанре считается элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А. С. Пушкина. Приведём её текст целиком.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Несмотря на общую для всего произведения идею и одинаковую печальную атмосферу, каждая часть стихотворения содержит законченную мысль и самостоятельные образы. В первой строфе поэт признаётся в том, что его не покидает меланхолическое настроение. Второе четверостишие посвящено неизбежности смерти, третье – превосходству природы над скоротечной человеческой жизнью, четвёртое – быстрой смене поколений. В пятой строфе говорится об ожидании конца, шестая повествует о непредсказуемости момента гибели. В седьмом четверостишии автор размышляет о посмертном существовании, а в последнем говорит о круговороте жизни и смерти и примиряется с судьбой.

Можно заметить, что в каждой строфе сохраняется перекрёстная рифма вида abab, но клаузулы не повторяются.

Стансами написана поэма М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи». Вот отрывок из этого произведения:

Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат.
Его уж нет. Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград
Цепляясь вьётся длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!..

Ни бранный шум, ни песня молодой
Черкешенки уж там не слышны боле;
И в знойный, летний день табун степной
Без стражи ходит там, один, по воле;
И без оглядки с пикой за спиной
Донской казак въезжает в это поле;
И безопасно в небесах орел,
Чертя круги, глядит на тихий дол.

И там, когда вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, – пустынная змея
Из-под камней резвяся выползает;
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом, как блистает
Разбитый меч, оставленный бойцом
В густой траве на поле роковом.

Эта поэма написана октавами. Понятно, что всё произведение посвящено одной определённой истории, но поэту удаётся каждое восьмистишие превратить в отдельный фрагмент общей картины. При этом автор не повторяется в рифмах и не переносит образы и мысли из одной строфы в другую.

Вот стансы, написанные уже в XX веке:

Мне мнится мир устал искать причины
Подробно освещен усилием луны
И нет в пределах наших тишины
И утомились прежние личины

Изнемогают сумерки над льдом
Над водами лишь правота бесспорна
В глубинах пашни утомились зёрна
Давать плоды осенним сентябрем

Короче радость, ближе горний гнёт
Надежда не стоит у изголовья
И торжествуя над остывшей кровью
Виски слегка охватывает лёд.

Как мчится день, чтоб отвратить беду!
Как ночь за ним спешит, не успевая!
Но и в преддверии весны и мая
Мне мнится – не успеют. Я уйду

Ничья рука меня не завернёт
Ничьи глаза обратно не поманят
И даже день беду не отведёт
И даже ночь тревогой не обманет.

«Классические стансы», Кари Унксова, перевод К. Георгиева.

Татьяна Шорохова 3   03.10.2020 06:17   Заявить о нарушении
То есть анжамбман внутри строф допускается (как у Лермонтова), но из строфы в строфу переносы нет? Или вообще переносов быть не должно?

Петр Новицкий   03.10.2020 10:37   Заявить о нарушении
Переносов быть не должно! Каждая строфа словно отдельное стихотворение.

Татьяна Шорохова 3   03.10.2020 20:02   Заявить о нарушении