Карл Густав Юнг Наставление VII - рифмовка
Снова к ночи вернулись мои мертвецы и взялись
С жалким видом просить: Мы ещё об одном позабыли,
Дай нам знать о природе людской, [раз мы здесь собрались
Говорить обо всём]. Человек – меньше горсточки пыли,
Мал, ничтожен, и всё же являет ворота собой,
Чрез которые вы попадёте из внешнего мира –
Мира бо^гов и демонов, душ [неземных] – в мир другой,
Меньший мир [как сокрытую, тайную духа квартиру].
Хоть и мал человек, но вы также пребудете [здесь]
В бесконечном пространстве как внутренней [сути субъекта],
В бесконечности меньшей, [в какой поместится он весь].
Здесь в безмерной дали [виден свет одного лишь объекта] –
Безраздельно звезда занимает собою зенит.
Вот она-то одна есть единственный Бог человека,
Его свойства Плеромы, божественный свет, что пленит.
В мире том человеком лишь Абраксас правит от века,
Порождая его или всё поглощая вокруг.
Та звезда – это Бог и предел человеческой сути.
Предводитель единственный, что освещает тот круг,
Где душа после долгого странствия к смерти пребудет
И на чём успокоится. В нём воссияет звездой,
То, что внутрь человек увлекает из внешнего мира.
Лишь к нему устремляют молитвы. Слова их собой
Придают Богу света и яркости. Мост над [эфиром]
Смертных долов и логов молитва собою творит,
Она жизнь утверждает для меньшего мира, отринув
Безнадёжные грёзы о внешнем. Звезда, [как софит],
Засияет [на внутреннем небе], когда все картины
Мира внешнего вдруг охладеют, [покроются льдом].
Ничего не стоит меж единственным Богом и вами,
Если только способны вы, [пусть и с великим трудом],
Не отвесть взгляд от Абраксаса, что пылает огнями.
Человек здесь, а Бог там. Ничтожность и слабости здесь –
Там творящая, вечная сила [божественной воли].
Здесь и холод, и тьма, и ненастье – [там добрая весть]
И сияющий солнечный диск [лучшей, истинной доли].
И вот здесь, наконец, мертвецы замолчали мои,
И рассеялись в дым, как костёр пастуха на рассвете.
[Я принёс эту весть, дабы люди в последние дни
Не страшились увидеть в себе трансформации эти.]
Рифмовка: Лариса Баграмова
Свидетельство о публикации №120091108465
У вас получилась добротная, талантливая версификация, немного облегчающая тяжеловесный гностический текст.
Я завершила чтение «7-ми проповедей к мёртвым». Читала я параллельно ваш поэтический вариант и прозаический на русском языке. У меня возникли два вопроса к вам. Буду благодарна, если ответите.
1. Что подвигло вас на колоссальный труд постижения и версификации такого сложного и порой тёмного произведения Юнга?
2. Как вы думаете, почему Юнг посвятил эти проповеди мёртвым, а не живым? Чтобы спрятаться понадёжней за спиной Василида или наши души после смерти (и их развитие) его волновали больше, чем души живых?
Всего вам доброго.
Ирина Кант 00 20.05.2024 07:58 Заявить о нарушении
Спасибо за похвалу. Она тем более приятна, что меня почти никто не читает и уж тем более не пишет рецензий )
1. Не знаю ) Мне просто захотелось. Рифмовка - это мой способ прочтения текста. Когда я рифмую прозу, мне приходится вникать в содержание - и так я лучше понимаю написанное. И ещё я сама чувствую себя в это время автором теста )
2. А зачем живым проповеди? У нас и так всё в порядке. Кстати, вы удивили меня, отнеся себя к мёртвым.
Не думаю, что Юнг "прятался за спину Василида". Когда он это писал, он реально БЫЛ Василидом, и гораздо более, чем я - Юнгом )
Спасибо за диалог, Ирина! Общение с вами мне очень приятно и интересно.
Лариса Баграмова 20.05.2024 21:08 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 20.05.2024 21:30 Заявить о нарушении
1. Ваш подход мне очень понятен. Я и сама так поступила однажды, чтобы лучше вникнуть в содержание длинной поэмы Эмилии Бассано-Лэньер «Славься Господь, Царь Иудейский». Меня интересовал вопрос авторства поэмы. Есть предположение, что её написала не Лэньер, а Елизавета, графиня Ратленд. Для того, чтобы определить автора, нужно было изучить все нюансы стиля поэмы. Переводить поэму с английского было скучновато, иногда терялась концентрация и внимание к деталям. Тогда я стала писать детальный подстрочник для рифмовки, а рифмовали мы с папой вдвоём. Он английского языка не знает, и это заставляло меня делать очень качественный подстрочник с синонимами и комментариями. Дело пошло веселее, а поэму я разобрала по косточкам.
2. Жду продолжения.
С уважением и теплом,
Ирина Кант 00 21.05.2024 10:08 Заявить о нарушении
Извините, только добралась до компьютера.
1. Писать качественный подстрочник для последующей рифмовки - это очень хорошая идея! Правда, всё равно из этого прокрустова ложа приходится выскакивать в сторону расширения смыслов, но, по крайней мере, ничего не упустишь.
2. Все образы, которые здесь представлены у Юнга, я полагаю его собственными психическими конструктами на основе общечеловеческих архетипов. И поскольку у автора точно не сказано, кто или что именно представляют собой эти самые "мёртвые", то трактовать эти образы приходится на основе собственных архетипов) В моём понимании речь здесь идёт о душах, утративших Бога - именно они мертвы вне зависимости от того, рассматриваем ли мы их в периоде жизни их тел или уже после физической смерти.
А сам автор видится мне "заблудившимся" гностиком, создавшим ложное философско-богословское представление о некой высшей сущности. Образ Абраксаса как СверхБога, создавшего более "частного", "нашего" Бога, часто встречается в философии и апокрифических произведениях. Но это не более чем попытка представить бесконечность в виде конечного ряда субъектов, т.е. просто непонимание сути бесконечности.
По сути, то, что написано здесь Юнгом, - это шизофренический бред. Он может быть любопытен разве что для психиатров и иже с ними. Ни для философов, ни для богословов, ни с художественной точки зрения (для литераторов) этот текст никакого интереса не представляет.
Поэтому, возвращаясь к вашему изначальному вопросу, а [на]зачем я всё-таки это зарифмовала, могу с уверенностью повторить ещё раз: понятия не имею ) Видимо, просто от нечего делать. И вы, кстати, одна из очень немногих, кто его прочитал. Вторым немногим был мой редактор )
Лариса Баграмова 24.05.2024 21:19 Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересный и познавательный ответ.
Ваше толкование мне представляется убедительным, отчасти, возможно, и потому, что других вариантов не имею. Гностицизм, богословие – неизвестные мне области знаний, лишь иногда некоторые моменты привлекают моё внимание. А личность Юнга и то, что он пишет, меня всегда интриговали (особенно после фильма о Фрейде, Юнге и Сабине), но читала из написанного им я мало.
Любопытное совпадение: до ваших версификаций «Посланий мёртвым» Юнга я ничего не читала об Абраксасе, но у меня много лет тому назад возникла мысль о том, что система Богов, если они существуют, – многоуровневая. И я поделилась этой мыслью со своей подругой, и она согласилась со мной. Основные параметры Вселенной (пространство, время) бесконечны. Если существует Высшая сила (или Высшие силы), то их тоже может быть много (одна над другой) – бесконечное число.
Вы выбираете для рифмовки сложные тексты, а для непосвящённых – особо сложные. Этим и объясняется отсутствие наплыва читателей. Но постепенно заинтересованные читатели обнаружатся, число их будет расти. И ещё: вы только рифмуете тексты, не добавляя к изложенному своих комментариев, пояснений, рассуждений, а ваше личное отношение к изложенному было бы интересно прочесть читателям.
С уважением и благодарностью,
Ирина Кант 00 26.05.2024 06:35 Заявить о нарушении
http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/zyung.shtml
(кстати, больше 1000 прочтений по статистике, включая роботов)
Юнг основывался на реальном духовном опыте. Проповедь в аду и других нижних мирах - вполне в традиции и буддизма, и христианства.
Валентин Ирхин 26.05.2024 11:54 Заявить о нарушении
Система богов не может быть многоуровневой по той причине, что Бог как абсолютная Сущность вообще возможен только один. Языческое представление о якобы множественности высших сущностей – это древнее понимание мироустройства, оно уходит в прошлое, постепенно уступая место более совершенному единобожному. Однако окончательно никогда не исчезнет, к тому же практически все богоискатели рано или поздно проходят эту ступень понимания Всевышнего. Связано это, как мне кажется, с попыткой осмыслить абсолют (вечность и пространственную бесконечность). «Единым взором», т.е. статически, абсолютные категории не осмысляются, отсюда возникает их динамическое понимание, которое по самой своей природе похоже на движение по лестнице – отсюда и возникает иллюзия ступенчатости, или «матрёшечности», Единый Бог распадается в несовершенном сознании на части – и получается целая плеяда противоборствующих сущностей. Единобожие более прогрессивно подходит к этому вопросу, полагая саму вечность и пространственную бесконечность существующими только условно: всё тварное когда-то возникло, всё когда-то исчезнет. Нетварный абсолют при этом понимается не вечным и повсеместным, а вневременным и внепространственным. Представление о том, что всё сотворённое конечно и условно (точнее даже, смирение с этим фактом), позволяет т.о. понять абсолют дважды апофатически, и необходимость в множественности «божеств» отпадает сама собой, Бог как бы «схлопывается» в сознании в абсолютное единство. Последним отголоском «несмирения» человека с конечностью собственного бытия является ещё сохранённая в единобожном сознании иерархия ангелов – вспомогательных духовных сущностей, каждая более высокая ступень которых всё более и более приближается к абсолюту, но никогда его не достигает (похоже на график функции, стремящийся к пределу в той или иной области координат). Однако с течением веков внимание, направленное к ангельским сущностям всё более и более ослабевает за ненадобностью, и рано или поздно сознание человека предстанет пред Ликом Всевышнего вообще без каких-либо посредников и сонмы ангелов уйдут в прошлое так же, как ранее ушла туда же армия языческих титанов.
Я не добавляю комментариев по причине того, что в текстах всё и без того достаточно понятно. А там, где всё таки хочется что-то добавить или не получается выразить мысль коротко, комментарии получаются сами собой в квадратных скобках, как уже любезно пояснил мой редактор.
Лариса Баграмова 27.05.2024 13:51 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 27.05.2024 13:53 Заявить о нарушении
1. Языческие боги, в моём понимании, это боги одного уровня. Это параллельное существование богов, а не ступенчатая лестница. Под многоуровневой системой Богов, я имела в виду другое. Допустим, существует единственный Бог, которому подвластна наша Вселенная или совокупность известных нашей науке Вселенных. Но где-то, неведомая нам, существует другая Вселенная, и у неё есть свой единственный Бог, являющийся такой же абсолютной сущностью для подвластного ему мира, как наш Бог для нашего. И таких Богов много – бесконечное множество, а не конечный ряд. В некотором смысле они параллельны, как языческие боги, но общаются между собой способом, который человек даже не может себе представить. Над ними есть Нечто второго уровня (условно назовём его Богом). Таких Богов тоже бесконечно много, и у каждого своя, подвластная только ему вотчина. Над ними существует третий уровень и так далее, до бесконечности.
Такова была моя девичья гипотеза, точнее, фантазия. Возможно, эта фантазия – полный абсурд непосвящённого и непросвещённого в этом вопросе человека, но ведь в том, что касается Высшей силы, которая нам непонятна и недоступна, которая неподвластна нашим земным законам и наукам, в действительности может быть всё, что угодно.
Нельзя сказать, что «Единобожие прогрессивнее» Многобожия, ведь сравнение производит человек, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛОГИКИ, а Высшие силы, возможно, обладают своей, непохожей на нашу, логикой.
Впрочем, аргументы ваши, с точки зрения человеческой логики, весьма убедительны.
2. Под «вашим личным отношением к изложенному» я имела в виду не комментарии в скобках, а отдельное произведение, являющееся ответом на «Проповеди» Юнга. Вы ведь считаете его «Проповеди» «шизофреническим бредом», «попыткой представить бесконечность в виде конечного ряда субъектов, т.е. просто непониманием сути бесконечности». Вот об этом и напишите в вашем собственном стихотворении. Вы успешно справились с рифмовкой Юнга, значит сумеете зарифмовать и свой ответ. :))
Интересно было бы прочесть такое стихотворение.
3. Наши с вами диалоги – из серии «Ученик пришёл к Сократу и спросил…». :))
Я – не богослов, не профессиональный философ (возможно, философ-любитель), не психиатр, не психолог. Мне бы следовало только спрашивать, а я порой увлекаюсь и пускаюсь в рассуждения да ещё и советы даю. Простите благосклонно.
С уважением и благодарностью,
Ирина Кант 00 28.05.2024 08:38 Заявить о нарушении
1.1. Ваша система мне понятна, она и мне приходила на ум, но поскольку Единый Бог объясняет всё, я предпочитаю не множить сущности. К тому же понятия вечности и бесконечности мне в принципе не близки. Со своей чисто человеческой точки зрения я не понимаю, чем можно заниматься в течение вечности – со временем всё так приестся, что станешь мечтать о его окончании.
1.2. Нельзя сказать, что единобожие прогрессивнее многобожия ровно в том смысле, что нельзя утверждать, прогрессивнее ли крокодил человека – ведь в течение миллионов лет он так и остался без изменений. Значит именно он и является совершенным творением?
2. Я не хочу.
3. Наши с вами диалоги совсем не из серии «Ученик пришёл к Сократу и спросил…». Я тоже не богослов, и назвать себя профессиональным философом, несмотря на наличие образования, тоже не готова. Я просто пересказываю чужие тексты. Мне это нравится.
Лариса Баграмова 28.05.2024 09:21 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 28.05.2024 09:23 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 28.05.2024 10:47 Заявить о нарушении
Валентин Ирхин 28.05.2024 11:00 Заявить о нарушении
http://www.oum.ru/literature/buddizm/o-care-obezjan/
Валентин Ирхин 28.05.2024 11:02 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 28.05.2024 11:38 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 28.05.2024 11:41 Заявить о нарушении
Давайте начнём с определения слова «совершенный»:
1). Достигший совершенства, не имеющий недостатков, являющийся безупречным образцом, идеалом чего-либо.
2). Полный, абсолютный; настоящий, подлинный.
Совершеннее (в 1-м значении) является обезьяна, так как она существо с более сложной организацией и более развитым мозгом.
Ирина Кант 00 29.05.2024 08:56 Заявить о нарушении
Ирина Кант 00 29.05.2024 08:59 Заявить о нарушении
http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/tchetverka.shtml
(по поиску на Джатака о царе обезьян)
Валентин Ирхин 29.05.2024 09:09 Заявить о нарушении