Ключи

    Посвящается И.И.-Р

               

                В степи мирской, печальной и безбрежной,
                Таинственно пробились три ключа:
                Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
                Кипит, бежит, сверкая и журча.
                Кастальский ключ волною вдохновенья
                В степи мирской изгнанников поит.
                Последний ключ — холодный ключ забвенья,
                Он слаще всех жар сердца утолит.

                Александр Пушкин." Три ключа"
                1827 г.

Сколько у жизни нашей есть ключей?
Их, подбирая, двери открывают -
В мир звуков-2 ключ "Соль" от скрипачей,
В симфонии с басовым нам сыграют.

Ещё ключом зовут родник,
Который жажду утоляет.
"Кастальский"- творческих роднит,
Я знаю, пил - меня он вдохновляет!

Ключи от городов, дверей в домах,
За каждой - мир семей и одиночек,
Ключи от знаний - передача на словах
И ключ к молчанию из длинных многоточий.

Но я вопрос свой отношу к богам,
Ответьте Тэи(гр), невидимки глазу.
Вы смертным дарите ключи к мечтам?
И если да? Вручите мне все сразу...

В Древней Греции Кастальский источник почитался как священный источник бога Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. По одной из версий название источника происходит от имени нимфы Касталии, дочери Ахелоя, которая, чтобы избежать преследования Аполлона, бросилась в этот источник. Со временем Кастальский источник стал считаться источником вдохновения. А способность давать пророческую силу ему начали приписывать позднее, когда в фольклоре появились мифы о музах. Водой Кастальского источника омывались паломники перед посещением Дельфийского храма, а также прорицательница Пифия перед началом своих прорицаний.
Способность давать пророческую силу Кастальскому источнику стали приписывать в позднее время; символом поэзии он начал считаться только с эллинистической эпохи.
Кастальский источник, как источник вдохновения, упоминается в стихотворении «Три ключа» А. С. Пушкина, «Ответ» Д. В. Давыдова, а также в стихотворении «Последний поэт» из сборника «Сумерки» Е. А. Баратынског               


Рецензии