Рукавычка-или рукав из под барской шубы
Консервативные люди ,да и от бедности строили(вернее лепили )из хвороста и соломы с глиной.
Прямое попадание в дом бомбы оставило россыпи кусочков богатой посуды,перламутровых пуговиц от заграничных платьев и корсетов австрийки Сидонии,которую привёз из двумя детьми дед Кузьма из австрийского плена.
Ходили разговоры.что Сидония была из богатой семьи,и привезла какие-то ценности,в виде золотых монет.И правда,рядом живущий ,чуток наискось в право дид Каяка достаточно крепко поднялся в своём хозяйстве.
Правда,он работал мельником на колхозной мельнице. В пяти бывших колхозах громадного села Лиман,после объединения в один,построили электрическую мельницу. Двигатель был один-но благодаря множеству ременных трансмиссий в мельнице всё крутилось и вертелось.Мука-главный продукт для хлеба и всего остального.
Фураж для скотины. И главное для детворы-там при помощи пресса гнали,вернее давили постное масло. Каждый вечер приёмный внук Мыкола Мосьпанив на очень удобных саночках привозил мешок молотой муки.
Для компании он иногда приглашал и меня. Мельница для пацанов и воробьёв была сущим кладом. Кто вхож в помещение мельницы с голоду не пропадёт. Там семечки,жмых-макуха от выжатого масла.
В те годы-это всё,что надо для человека.Если сравнить с классикой-то дед Каяка-это местный Кочубей,как сказано в Пушкинской Полтаве.Хата у него тоже была побольше-да и сараев-пристроек Куры-гуси-утки-индюки и другая живность.сколько надо. Был и свой колодец-в те времена-большое богатство.
-Может это деньги сидонии-такие разговоры втихомолку ходили меж сельчанами. Забыл я -Сидония при бомбёжке была одна в доме. И осталась от неё чёрная румынская,а может австрийская коса.
Дочку Сидонии и деда Кузьмы забрали немцы-она знала немецкий. Забрали-а может и сама работая ушла с немцами.
Да нет -она позже была освобождена с концлагеря и вышла замуж за француза-куда и переехала на постоянное проживание.
Большевики никаких претензий к семье не имели. Она бывала в Союзе-я видел фото с Крымского Бахчисарая.Позже.не раз бывая по Парижам,представлял возраст и представление тёти Даши(дочери Сидонии) о родственникам из Украины-России).
Я с ней никогда не виделся-да она была мне и не родственница. Она родная сестра отчима,Крепко раненый-полтора года в госпитале. Здоровья нет-но руки и голова по хозяйству у него работали отлично-хотя и редко.
Зато дети получались часто и симпатичные.Уже на флоте -а служил я в ракетных войсках,и позже ,в Москве,когда делали общие работы с фирмой Сименс и Треллейгаз по озонирования Восточной водопроводной Станции -20 громадных,с железнодорожную цистерну озонатора конторские рылись в отделе кадров моиз бумажках.
Пытаться разобраться в словянских и восточно-европейских родственных связях было не просто..
И так-В 1951 году семья третий раз построилась,как как появлялись дети.
А меня,как старшего подрядили на заботки в долю-в результате семья получила 2,5 т.рублей пух от гусей.
За пух одна взрослая невеста поменяла нам на 6 мешков муки-и к зиме мы влезли (так по сельски говорят)небольшую хату. Две маленькие комнаты,сени.Двери,окна-что ещё надо простому человеку-если есть и мука на зиму?
Печка из кирпича -сырца. Топить кизяком и бурьяном. Если повезёт-то и сосновые игодки и шишки-у нас это называется трусок.Для растопки-попадались часто патроны-ну это дело привычки.
Дети спали покотом на полу. А я на горищи нашёл громадный,как мешок рукав от ямщицкого тулупа,вышитого,по барски красной ниткой. В нём я и спал.-Откуда у нас рукав?-Почему улица называется Кучеривка?-А Главная дорога Донбасс-Харьков-Андреевская?
Лес тоже Монастырский-а дубовый Государственный? С этого интереса началось моё увлечение писаниной на Прозе.Появились книги-интернет! Может не понятно-но в перёд.
Змиевской, Николаевский монастырь, в последнее свое время, находился в 8 верстах от гор. Змиева и в 5 верстах от устья Гомольши, на правом берегу Донца. И поныне место, где стоял монастырь, есть одно из самых прелестных мест благодатной Украины.
Горы, покрытые вековым лесом, отдвинувшись от Донца оставляют на берегу его неширокую, но довольно длинную долину. И на краю долины, там, где горы подходят к самому Донцу, под навесом скал и дубов столетних, стоял монастырь, от которого ныне остается только щебень.
Выписываем здесь описание сего монастыря из ведомости 1784 г.,—времени самого близкого к закрытию обители. Если бы не эта ведомость, трудно было бы составить точное понятие о святыне древности.
Ведомость говорит: “монастырь состоит сверх штату. Положение имеет на берегу р. Донца., по течению её на правой стороне. Вокруг оного монастыря ограда каменная. Внутри две церкви каменные, первая во имя Преображения Господня; вторая с трапезою во имя Чуд. Св. Николая.
При трапезе поварня, хлебня и два погреба каменные; кельи игуменские и братские деревянные. При монастыри поселена слободка, — в ней живут наемные монастырские конюхи, числом 58 человек, на монастырском содержании.
Монастырь прежде стоял выше показанного местоположения в версте, при той же р. Донце, по течению её на правой стороне, где ныне только одна церковь каменная не большая; во имя преп. Антония и Феодосия Печерских, с погребом каменным, и в оной церкви служения уже не бывает.
Вблизи оного старого монастырского места при р. Донце бровар или пивоварня, и гончарная изба; при работе в оных находятся подданные черкасы; в пивоварне вываривается пива ведер до 500, а в гончарной избе выделываются изразцы для печей и глиняная посуда, При оном старом монастыре 17 садов с плодовитыми деревьями, Яблоневыми, грушевыми, дулевыми, сливными и смородинными, из коих один виноградный.
Собираемые плоды употребляются для монастырского обиходу. Монастырю принадлежат слободка Гомольша, в коей 194 д. м. п., лесу строевого и дровяного до 5987 десятин, строевой лес — дубовый, кленовый, березовый, липовый и осиновый, в отрубе от 10 до 11 вершков, вышины от 8 до 10 сажен”.
В царской грамоте 1703 г., которою монастырь сей, состоявший дотоле в ведении белоградского епархиального начальства, отдан был вместе со всеми землями и угодьями Киевопечерской лавре, описаны угодья, купленные монастырем в 1673, 1680, 1683 и 1689 г. и земли отданные ему Правительством в 1678, 1679 и 1689 г.
Отселе можем видеть, что с 1673 г. монастырь не только существовал, но был в состоянии приобретать угодья покупкою. По памятникам, относящимся к г. Змиеву, известно, что Змиевской монастырь существовал уже в 1668 г. (87).
Но в каком году он основался,—остается пока неизвестным. Несомненно только то, что он основан был козаками, так как в актах постоянно называется Казачьим Змиевским монастырем. Неизвестно также и то, когда монастырь перенесен был на другое место.
С полною уверенностью можем сказать только то, что древний главный храм монастыря был храм Свят. Николая, так как монастырь в древних актах называется Николаевским Козацким. Более чем вероятно, что главным храмом монастыря стал храм Преображения Господня тогда, как монастырь перенесен на новое место.
Ибо только в памятниках среднего времени Змиевской монастырь называется Преображенским Николаевским. Преображенский храм, сколько можно судить по фундаменту его, который один только и остался, был довольно велик.
Храм разобран и продан был в Водолагу, туда же поступил и величественный иконостас резной работы, доселе целый в Воскресенском храме Водолаги; иконостас Николаевского храма продан был в с. Водяное.
Ограда была делом необходимости для Змиевского монастыря, тогда как крымцы так часто делали набеги на Украину (88). По делу 1724 г. видим, что они увезли было из монастыря даже колокол, который после возвращен от них в имение князя Менышикова.
Вблизи щебня храмов монастырских видны остатки монастырского сада — несколько грецких орешен и слив, по уже задичавших. Само по себе понятно, что давно уже нет тех богатых 17 садов, о которых говорит ведомость 1784 года.
При закрытии монастыря, ризница и все церковные вещи взяты были в Белогородскую соборную ризницу, как это видно по расписки священников, Белогородского собора, данной 18 окт. 1788 г, и доселе целой.
Помещаем здесь грамоту Петра I, данную 15 ноября 1701 г. Киевской лавре, где есть нечто и для древней географии слободского края.
Объявив о том, что “Николаевский Козацкий монастырь” Змиевского увзда, со всеми его землями, лесами, озерами и всякими угодьями отдается Киевопечерской лавре, грамота говорит: “А по справке в Разряде по отказным и межевым книгам Змиевского воеводы Семена Дурнова 7197 (1689) году к тому монастырю написано:
в Змиевском уезде против села, Мохнача на р. Снверном Донце мельница, с Ногайской стороны реки Донца сенных покосов десятина; да с той же Ногайской стороны р. Донца на речке Гнилице, выше ольхового пристену мельница, а подле той мельницы по обе стороны речки Гнилицы пашенные земли и сенных покосов; 50 четвертей, да лесу непашенного тож;
да за р. Сев. Донцем с Крымской стороны, ниже того Змиевского Никольского монастыря в лесу по р. Гомолче, с устья до верховья, пашенной земли и сенных покосов по мере 25 четвертей; да на той же речке мельница, а подле той мельницы скотский двор.
А в выписях, каковы к тому отказу Игумен с братиею подал (и Се-мен Дурной по тем выписям отказывал) написано: 7186 (1678) году Змиевской приказной Мелетий Авдеев отмежевал к тому монастырю на речке Ольшанке мельнищы;
да Крымской стороны от их мельницы пашенная земля, дикое поле, от сухой долины, а с Русской стороны берег речки Ольшанки сенные покосы и на выкуп Дубровской до серой долины подачу Змиевских жителей градских всяких чинов людей 40 десятин.
И в 7187 (1679) году по наказу бояр и воевод князя Григория Григорьевича, да князя Михаила Григорьевича Ромодановских, майор Федор Скрыпицын отмежевал к тому монастырю из порозжих земель от Снетчина Городища до р. Северного Донца, да рыбной ловли река Донец под монастырем на Ногайской стороне, за тою же рекою Север.
Донцем три озера Белое, Косач, Коробово; да против монастыря в тех же урочищах от вершины от Белого озера до бору, — а меж бору и реки вниз по Север. Донцу до озера Коробова сенных покосов 8 десятин от р. Сев. Донца.
В 7189 (1681) году Змиевской приказной Лука Толмачев, по отписке из Белгорода боярина и воеводы кн. Петра Ивановича Хованского, отмежевал к томуж монастырю из порозжей заимочной земли в Змиевском уезде с устья речки Гомольше от Северн. Донца вверх по речке Гомольше обе стороны до Городища пашенная земля и сенные покосы и рыбная ловля и всякия угодья по урочищам.
А по купчим, с которых подал списки в приказе великия России того монастыря старец Рафаил, за тем Николаевским монастырем написано: в 7181 (1673) году по продаже, белогородца посадского человека Ивана Гладкова в Змиевском уезде в селе Мохначах на р. Сев. Донце мельница “с двором и с винницею.
А с 7188 (1680) году по продаже села Мохнача жителя Максима Антонова на речке Гнилице, млинок. По поступке харьковца Якова Васильева в селе Мохначах грунты. В 7195 (1687) по продаже Змиевских жителей черкас Сергия, Ковнеристова зятя, в Змиевском уезде за речкою Ольшанкою в Ковнеристом кусте распаханных шесть нив, а в тех нивах шесть колес.
В продаже Василия Ковнериста в вершине реки Ольшанской пашенная земля и сенные покосы, да хуторец. В 7197 (1689) году по продаже Змиевских жителей Игнатья Салова с товарищи в Змиевском уезде за р. Ольшанскою на левой стороне по Ольшанскому колодезю пахотная земля и сенные покосы.
Всего за тем монастырем по отказным и межевым книгам и по выписям и по купчим написано: в Змиевском уезде пашенные земли и дикого поля и сенных покосов в разных местах по урочищам 54 десятины, да 25 четвертей, да лесу ненашенного 5 десятин, всего 59 десятин, да лесу по урочищам, четыре мельницы, да двор и грунты, в р. Север. Донце рыбная ловля, да три озера ”.
По этой грамоте видно, что до подчинения монастыря Лавре управляли монастырем игумены.(продолжение- надеюсь что приведу в порядок в голове и на бумаге)
Свидетельство о публикации №120091000590