Не точил чечен кинжала

Помню, вышел я из «зоны»!..
Уж не политзек,
Но как бывший заключённый –
Всё ж не человек.

Я в Ростов родной поехал:
Сына ждут обнять –
Пусть хоть в лагерных доспехах –
И отец, и мать.

В вузе после заключенья
Отказали мне
Продолжать своё ученье –
Приняли в Чечне.

Не желая рабской доли,
От царей всегда
Убегали жить на воле
Русские туда,

В доме каждого вайнаха
Находили кров,
Принимал их люд Аллаха
Как своих сынов.

…В общежитье института
В комнате со мной
Жил Умар из Хасавюрта,
Мой кунак большой.

Помню даже: Муталибов
Звался он к тому ж:
То есть «познающий» либо
«Суть», «учёный муж».

Книги я оставил дома,
Но с собой привёз
Три заветных скромных тома
Лермонтовских грёз.

И Умар однажды начал
Стих читать мне вслух –
«Колыбельную казачью»…
Ой! Свело мне дух!..

После слов про бурный Терек
Друг мой прочитал:
«Злой чечен ползёт на берег,
Точит свой кинжал».

Я смутился, я замялся,
Словно я писал!
Но Умар лишь рассмеялся
И, вздохнув, сказал:

«Что ж, такое было время,
Скажем не тая…»
Но тут вдела ногу в стремя
Мысли речь моя:

– Решена, Умар, задачка
Мною – вот ответ:
«Злой чечен» поёт казачка,
А не сам поэт!

Та сказать могла такое!
Разве б он сказал,
Что чечен за миг до боя
«Точит свой кинжал»?

Точат их всегда заране,
Чтобы было им
Хорошо во вражьей ране
Смерть творить живым.

И Умар тогда поладил
С Лермонтовым в том,
И с почтением погладил
Лермонтовский том.

И сказал, что есть причина,
Почему поэт
Воевал: «Ведь он мужчина,
А у горцев нет

Оправданья, коль позвали,
Не идти на бой –
О тебе бы: «Трус! – сказали, –
Ты для нас чужой!»

Похищать помочь невесту
Не захочешь вдруг,
Значит ты – пустое место,
Больше ты не друг!»

Потому в Чечне упрёка
К Лермонтову нет,
В сердце гор её высоко
Вечно жив поэт.               

Помню я, напротив «Чайки»
(Был отель такой),
Возле Сунжи, в светлом парке
Памятник простой.

То грустил тепло и тихо,
Как живой, поэт,
И его ни разу лихо
Не свалило, нет.

Не лежал ни разу в прахе,
Сберегаем был –
Берегли его вайнахи
И Аллах любил.

Вроде бы разрушил Ельцин
С городом его…
Снова свет он шлёт чеченцам
Лика своего!

И ещё (я помню слабо)
Монумент другой
Находился возле штаба
Части войсковой.

Русский там колонизатор,
Каменный, стоял,
То Ермолов был, диктатор,
Дьявол-генерал.

Охраняем по приказу
Был он день и ночь;
Но он взорван был два раза,
Словно изгнан прочь.

Насмеялись люди вволю,
Даже старики,
И пошли – я видел в школе –
В пляс ученики!..
 
Головам тупым и узким
Правду преподам:
Нет там ненависти к русским,
Есть она к врагам.               


8 сентября 2020 г.
(13:53-16:35 и 18:10).
Москва Люб.


Рецензии
Как легко поссориться со всеми - сперва с соседями, а потом и со всем миром. Особенно, когда в бОшку вбивается байка о собственной высочайшей духовности и исключительности. А я никак не могу забыть слова одного очень умного человека из написанной им вроде бы детской книжки: "Считай себя одним из многих, и будешь одним из лучших". Но сейчас это не про нас, увы. Спасибо за рассказ! Очень своевременно, хватит уже ненавидеть людей только за их национальность.

Елена Гусельникова   09.09.2020 05:37     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Елена, за умную и глубокую характеристику стихотворения! Да, у нас видят истребление индейцев в США двести лет тому назад и прочие преступления западных колонизаторов, а чем, как ни жестокой колонизацией был захват царизмом Кавказа? Почему это он должен был стать "НАШИМ"? Славяне и, тем более, русские там никогда не жили. Причём, как я сравнительно недавно узнал, был там в XIX веке на Кубанщине и черноморском побережье Кавказа (где теперь курорты от Анапы до Сочи) полнейший геноцид черкесов, родичей наших адыгов и абхазов. Если чеченцы и дагестанцы оказывали героическое сопротивление Ермолову (он выгонял жителей из аулов, а аулы сжигал, если эти люди не отвечали, где в горах скрываются их воины) и прочим завоевателям после него, то черкесы активно и умело сами атаковывали укрепления царских войск и убивали большое количество захватчиков. В ярости царские власти стали истреблять и изгонять с родной земли мирное население в сторону Турции. Дороги были завалены трупами женщин, детей и стариков. Когда царские войска всё же захватили черкесские земли, оставшимся черкесам объявили, что они могут остаться жить на своей родине, если признАют себя подданными царя (Николая I) и будут платить ясак ему. Все черкесы отказались и предпочли переселиться в Турцию. Они и сейчас живут на территории бывшей Османской империи, то есть не только в Турции, но и в соседних странах Ближнего Востока. Даже в Израиле, где они равноправны с евреями и даже служат в израильской армии.
Да, шовинизм русских отличается от шовинизма тех же англичан и др., тем, что "наши" искренно не считают себя захватчиками и колонизаторами (хотя и сегодня Россия, включая русские регионы, - колония Москвы), а "объединителями Руси" (ведь такими же способами московские князья и цари сперва покоряли окружающие русские земли) и СТАРШИМИ БРАТЬЯМИ "младших братьев", которые без "нас" просто пропадут, несчастные!
А ведь была могучая Новгородская демократия, потопленная в потоках крови Иваном III и ещё раз его внуком Иваном IV, который на мосту через реку Волхов лично кинжалом убивал многих сдававшихся в плен новгородцев. Ранее против татарского ига выступила Тверь, убив ханских баскаков. Тверь вообще могла стать столицей Руси, причём более цивилизованной. Однако "святой" Александ Невский в угоду хану подавил восстание тверяков и ЛИЧНО выкалывал пленным глаза! За это хан ему дал великое княжение над Русью. А нам говорят, что недопустимо "переписывать" историю России. Да никто её и не переписывает: просто вспоминают искусственно преданные забвению неприятные факты из этой истории. И при этом шовинисты обижаются, что неблагодарные "нацмены" их не любят!..

До встречи у Вас на страничке - давно не был!
С поклоном,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   09.09.2020 12:06   Заявить о нарушении