Легенда об Урызмаге и кривом Уаиге ч. 3
Часть II. Урызмаг и Шатана.
Окончание
Начало здесь:
http://stihi.ru/2020/09/04/919
http://stihi.ru/2020/09/05/1133
А Урызмаг, есть в нём хитринка,
Сам к стаду бросился овец.
И в серединку, в серединку,
Средь них стоит наш молодец.
Но в хитрости УаИг любому
Даст сто очков вперёд, гляди:
«Теперь нет жизни мне слепому,
Меня не бойся, подойди!
Смотри кольцо, в нём сила скрыта,
И жизнь, и счастье и почёт.
Одень его и всё досыта,
Вся сила подчас перейдёт!»
Кольцо он бросил, звонко наземь,
Оно ударилось, батыр
Тот час в отчаянном экстазе
Кольцо волшебное схватил.
И только он одел на палец,
Как закричало тут кольцо:
«Он здесь! Он здесь! Он – здесь, страдалец!
Лови его! В конце концов!»
Так час гонялись – места мало,
У каждого был странный вид.
Куда б ни шёл кольцо кричало:
«Он – здесь! Он - здесь! Лови! Лови!»
Но видно Бог узрел и милость,
Он проявил, дав злу отпор.
Глядит батыр, нет, не приснилось -
Лежит в углу и ждёт топор.
Нет ни секунды на молебны,
Чурбан поставил он на бок.
И палец враз с кольцом волшебным
Без рассуждения отсёк.
Кольцо по полу с пальцем скачет,
«Он – здесь! Он здесь! Лови! Лови!»
УаИг за ним, схватил, удача,
Но злость рвёт чувства до крови.
Он – проиграл, то сразу понял,
Но не простой кривой Уаиг.
Хитёр и подл и трёт ладони,
«Я всё одно, поймаю в миг!
Тебе не выйти из пещеры,
Здесь жизнь пойдёт на новый срок.
Нет счастья для тебя и веры,
Ведь выход только между ног!»
Невесело, вот не задача,
На хитрость - хитрость бросит взор.
Придумал Урызмаг, и прячась,
Зарезал вожака БодзО.
Всю ночь шашлык с козла он жарил,
И шкуру подсушил саму.
Она нужна ему с рогами,
Чтоб утром миновать «тюрьму».
Вот час настал, пусть беды канут,
Накинул шкуру, всё без слов.
Шагнул он смело к великану,
Рогами пальцы проколов…
В то утро так сладкА свобода.
А ждёт ли солнце новых встреч?!
И, отворив плиту в хода,
Расставив ноги шире плеч
Встал великан, глядя с ухмылкой,
Он ласково сказал Козлу:
«Бодзо, гони овец всех пылко,
Я доверяю, ты – не плут!
На пастбище трава богата,
Ты в своём деле лучший спец.
Как вечер спустится с прохладой
Гони обратно всех овец!»
Прошёл «Козёл» меж ног УаИга,
Тот всех овец пересчитал.
Да и плитой легко, без крика
В пещеру вход закрыл у скал.
И сбросив шкуру дерзко с криком,
Ведь великана он провёл.
Смеясь, сказал батыр УаИгу:
«Что? Получил, слепой Осёл!
Кричи! Бодзо! Бодзо! Хоть сколько!
Козла я съел, он был твой друг.
Лишился глаза, мало? Только,
Теперь и стадо заберу!»
Рванул с пещеры, бесполезно,
Забыл – над пропастью он жил.
УаИг сослепУ падал в бездну,
И там разбился и почил.
А Урызмаг тем утром рано,
Доволен был, да, просто цвёл.
Стада кривого великана
В селенье нартов он привёл.
И вот уже четыре часа
Взгляд устремлён его вперёд.
Он перед площадью нихаса*
К себе глашатая зовёт.
«Иди и прокричи, так надо,
Три нартских рода разом все!
Нашёл овец в горах я стадо,
ЧернА гора хранит секрет.
Те, что в походе были лица,
Мужчиной мнит себя чуть-чуть.
Готов добычей поделиться,
Да, Кармагон, не позабудь!»
И прокричал глашатай громко,
Он так кричал, что звон в ушах
Потом стоял настолько долго,
Что лёд чуть треснул в ледниках.
А утром свет окрасил горы,
Собрались нарты трёх родов
На Урызмага все их взоры,
Все речи ждут, его трудов.
Ну, а батыр всё принародно
Добычу делит, вдруг толчок
Тут видят, доля – благородно,
Чья доля эта – невдомёк.
Все взяли, но одна осталась,
Как гром был глас его в тиши:
«Тебя обидели, то – малость!
Прими сегодня от души!»
«Ну, хвастуны! Все получили!
Как щедр батыр, он – главный нарт!
Признайтесь, что неправы были!» -
Сказала Кармагон сквозь гвалт.
И зашумели все с азартом,
«Права ты, нани, нам не врёшь!
Да, Урызмаг, батыр всех нартов!», -
С ней согласилась молодёжь.
*) Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов
Кроме того: В старину почти в каждом осетинском селении был глашатай (фидиуаг), который в случае необходимости становился на самое высокое место – обычно на крышу семиярусной башни – и громко кричал, созывая односельчан на нихас, на пир или поминки. Избирался глашатай на нихасе.
Согласно старинным осетинским обычаям в честь какого-нибудь божества пекли три лепешки с начинкой из сыра, меда или картофеля. В сказаниях часто нартские героини – Шатана, Кармагон и другие – совершают этот обряд в тех случаях, когда они, чтобы помочь какому- нибудь богатырю, хотят резко изменить погоду.
Свидетельство о публикации №120090601450
Евгения Грекова 2 24.09.2020 23:30 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 25.09.2020 13:09 Заявить о нарушении