По ту сторону мифов. Лагерные хроники
(Из записей Марка Неснова)
Лагерная тема занимает непомерно большое место в жизни нашего
общества.
Может быть оттого, что народ всегда жил не по законам, а по понятиям.
А может быть потому, что каждый житель страны чувствует себя
потенциальной жертвой государства, которое легко может его захватить
неводом своей карательной системы.
В силу этих и многих других причин лагерная тематика прочно обосновалась
в нашей культуре и стала такой же естественной, как многие иноземные
слова, которые мы считаем исконно своими.
Как и любая малоизвестная культура, она очень романтизирована и
мифологизирована.
Немалый хаос в сознание наших граждан внесли наивные и далёкие от
реальности романы и фильмы, где проводится мысль, что добрым словом и
хорошим отношением легко перевоспитать человека.
Хотя любой человек знает, как ему самому непросто избавиться от своих
черт характера, пристрастий и привычек, которые, в конечном итоге, и
определяют вектор его поведения.
Одним из самых распространённых мифов о лагере является тот, что
в лагере зэки, по понятиям, отомстят насильнику и совратителю, а маньяка
ночью придушат.
Должен сказать, что за двенадцать лет пребывания на усиленном и строгом
режиме, мне издевательств над насильниками видеть не приходилось, а
маньяки просто не встречались.
Скорее всего, этот миф распространяет следствие, для запугивания
подследственных.
Никто не наедет на человека в лагере беспричинно, если он не готов стать
жертвой.
А причину всегда придумать можно.
У сильного всегда бессильный виноват, как сказал классик.
Отсидевших много лет людей не интересует то, что было с человеком на
воле.
Важно только то, что представляет собой человек в лагере.
Да и кто в России верит в справедливость приговоров.
Может быть, мать посадила любовника своей дочери.
А может быть, следствие закрыло дело тем, кто попался под руку.
Сам вопрос, за что сидит человек, в лагере просто неприличен.
Опытным сидельцам это не интересно.
Им и без этого ясно, кто перед ними.
…Однажды мне встретился экземпляр по фамилии Володя Кузнецов,
который не только не скрывал, что он насильник, но даже бахвалился своим
злодейством и лихостью.
Никаких последствий это для него не имело, хотя тёрся он среди уважаемых
людей, потому что лагерных проколов у него не было.
Его рассказы вызывали скорее недоумение и усмешку, чем осуждение.
Мне эта история запомнилась необычайным цинизмом и
беспричинной жестокостью.
А так же наивностью и глупостью жертв – людей взрослых и
образованных.
…Володя с друзьями был в ресторане.
Неподалёку от их столика сидел лётчик с женой и подругой.
Володин дружок пошёл приглашать жену лётчика на танец, но получил
вежливый отказ.
Это вызвало крайнее негодование у всей «блатной» компании, и они
решили проучить строптивого лётчика и его спутниц.
Они пошли за ними по улице, отпуская скабрезные шутки и угрозы, а когда те
вошли в дом, постучались и сказали, что хотят извиниться.
О чём только думали вполне трезвые и образованные люди, когда
открывали дверь тем, кто пять минут назад им угрожал.
Войдя в дом, оскорблённый танцор направил на лётчика пистолет и заорал:
- Снимай штаны, козёл!
А когда лётчик отказался, выстрели ему в живот.
Лётчик упал.
Тогда пьяная кодла окружила его жену и, угрожая ножами, стала требовать,
чтобы женщина разделась.
Но, когда та упёрлась насмерть, они стали её резать и тыкать ножами до
тех пор, пока окровавленная женщина не потеряла сознание.
Тогда озверевшая от водки и крови компания набросилась на их подругу и
отыгралась на ней в меру своих фантазий.
Без всяких опасений они покинули дом, смеясь и бахвалясь.
Нашли их быстро, потому что в ресторане все их знали.
На суде, в отличие от прокурора и общественного обвинителя, лётчик и его
жена, которая осталась инвалидом, просили строго не наказывать
обвиняемых, указывая суду на тот факт, что они и так несчастны, раз смогли
такое сотворить.
И, что наказаниями никого исправить нельзя.
Это очень развеселило обвиняемых, которые никакого раскаяния не
испытывали и исправляться ни от чего не собирались.
Именно этот факт Володя Кузнецов всегда рассказывал со смехом, от всей
души потешаясь над наивностью и тупостью этих «лохов и баранов».
У зэков же, повторяю, его рассказы вызывали лишь лёгкое презрение, но
не осуждение.
В конце - концов, какое дело уркам до проблем каких-то фраеров.
У них своих забот хватает.
И даже тот лёгкий презрительный осадок, который возникал после
Володиных рассказов, был вызван не самим фактом дикого и жуткого
преступления, а только тем, что рассказчик настолько глуп, что не научился
помалкивать.
Свидетельство о публикации №120090400897