Сила Жизни Эссе
СИЛА ЖИЗНИ
ЭССЕ
Поэтом я считал себя с юности и даже чуть ли не с подросткового возраста (видимо чувствовал в себе пульсирующую неустанно и властную «поэтическую жилку») но все решительно юношеские мои стихи были поразительным образом унылы и печальны…
Да тогда я любил романтически грустить порой… Но все таки печальным и меланхолическим юношей и позже молодым человеком я вовсе не был - я был общителен, любил веселье и конечно любил общество молодых красивых девушек.
А в стихах я был - разочарованный Чарльд Гарольд ни больше ни меньше….
Причем хотя конечно же «оптимистическая» советская поэзия воспевавшая «дутую» радость жизни с радость труда на благо «социалистической Родины» меня не увлекала и увлекать не могла я все таки не играл тогда в этакого «декадента», отрицающего радость земной жизни и видящего всюду только «тление» и трагический разлад.
Но из стихий жизни я мог поэтически уловить в эти ртанние годы жизни веяние только одной стихии бытия - стихии вечной печали, вечной неустроенности земного существования.
Освободиться от этой навязчивой печали в юношеских стихах я просто не умел сколько на самом деле не пытался это сделать - тоска и печаль заполняли все пространство моих тогдашних стихов как холодный осенний туман заполняет в природе низины полей и оврагов.
И я сам от этого страдал на самом деле, в своем собственном поэтическом видении мира болезненно ощущая некую неизлечимую неполноценность.
Дело в том что жизнь наполняет множество разноликих стихий… И стихия печали, и стихия радости, и стихия красоты… И многие другие веяния и стихии многоцветного земного бытия.
Не все люди настроены на их волны и далеко не все умеют их остро чувствовать.
Так как есть же в конце концов среди людей дальтоники зрению которых недоступны многие цвета…
Поэт же и вообще творческий человек и человек искусства должен быть не только особо чутким к веяниям окружающего мира, особого тонким в их восприятии на уровне спонтанных чувств… Он должен уметь видеть и все великое многообразие мира - все его краски, и светлые и темные, и радостные и исполненные печали.
Жизнь во всем ее величии и многообразии мы видим у Шекспира - и Шекспир для нас велик и вечен именно поэтому.
Кафка например - певец черной тоски и неизбывного страха перед земным существованием, страха перед людьми и обществом и перед жизнью как таковой - в сравнении с величием Шекспира НИКТО… Просто маленький человек, угнетенный своими больными кошмарами.
И наш великий Пушкин в сравнении с Шекспиром - не столь и велик… Как поэт Пушкин - певец одной лишь любви и радости бытия…
А пушкинская драматургия (те же «Маленькие трагедии» ) подражательна хотя и отмечена печатью гениальности на российском литературном небосклоне его эпохи.
Не говоря уже о пушкинской прозе - она просто незначительна в широкой исторической перспективе. Это не «Анна Каренина» и не «Братья Карамазовы» если говорить даже только об одной русской литературе.
Все познается в сравнении.
И величие таланта - в немалой мере состоит в полноте и многообразии тех ликов жизни которые он видел и сумел выразить в своем творчестве.
Однако, есть и еще критерий истинного и великого творчества - способность создать или воссоздать картины действительно живой жизни…
Это на самом деле выглядит как ДАР НАСТОЯЩЕГО ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ.
Как будто истинный писатель и истинный художник способен создать действительно живую жизнь, а не просто подражать образам и формам материальной жизни в своем творчестве, создавая вымышленных персонажей и вымышленные жизненные коллизии и драмы.
Этим даром в наибольшей мере владел в России Лев Толстой.
Не случайно например Теффи признавалась, что в девичестве была влюблена в князя Андрея Болконского, одного из знаменитых героев «Войны и Мира» Толстого.
А известный и до сих пор почитаемый мыслитель националистического толка Константин Леонтьев считал настоящим русским героем придуманного Львом Толстым Вронского а не самого графа Льва Толстого, которого не любил и идеи которого осуждал.
Иначе говоря литературный вымысел в те времена легко воспринимался как важнейшая часть реальной российской действительности.
И что это - наваждение? Колдовство больших литературных талантов? Или все таки это - правда жизни которую чудесным образом поняли и выразили великие гениальные творцы..
Мы думаем - более правы те кто убежден в том что писатель-творец ничего никогда не выдумывает… Он просто видит реальную жизнь как мир теней и превращает эти «тени» в своем творчестве в живых людей, в их образы и судьбы.
Пусть реально не было на свете именно такого князя Андрея Болконского каким он изображен в «Войне и мире» Толстого. Пусть не жил он как реальный человек в России никогда.
Но ведь существовало действительно в цивилизованной дворянской России немало реальных «теней» этого замечательного образа Толстого.
И если бы не было впечатляющего образа князя Андрея в «Войне и Мире» вероятно прошли бы эти реальные его «тени» подобных князю Андрею людей по русской жизни более или менее незамеченными…
Однако Толстой их увидел своим духовным взором … Увидел и преобразил в образе своего замечательного героя - и увековечил.
Настоящему большому искусству дана роль выявления в мире того что мы обычно не видим, на что мы не обращаем внимания… И именно это часто оказывается и вечным и самым главным.
Писатель, открывая в реальности потаенные миры незамеченного - меняет и саму реальность в действительности… В эту реальность он вносит как будто новое, хотя лишь открывает ее невидимые ранее пласты…
Вот написал в наше уже время выдающуюся бесспорно книгу «Жизнь насекомых» Пелевин…
Но о чем она? О том что все мы - подобны жалким насекомым в этом мире… И о том что жизнь наша так же проста, так же хрупка и так же ничтожна как жизнь насекомых…
Чисто формально - вроде бы именно об этом книга Пелевина и написана..
А на самом деле? - А на самом деле в ней чувствуется печаль и боль Человека который понял наконец что он не центр Вселенной, что не солнце вращается вокруг земли «как игрушка», а Земля вращается вокруг Солнца… И так далее.
Человек эпохи древних диких племен и человек Средних веков например при всем том что его мог свалить нежданно какой-нибудь «морок» - чума или что-то иное подобное - ощущал себя великим и непобедимым на земле…
Что там эти звери, эти растения и «гады морские» во сравнению со мной человеком…
И вокруг себя человек прежних эпох создавал тоже великий вымышленный мир из богатств собственного воображения - Сын Бога мол являлся на землю… мол было «непорочное зачатие» (половой акт с самим Богом) некогда… мол творились и творятся великие чудеса… и мертвые «восстанут из могил»…
Славно и величественно жилось в таком мире человеку.
Однако с двадцатого столетия начиная этом прежний мир стал неумолимо разрушаться…
И оказалось на самом деле что человек - пылинка на стене мироздания. И больше ничего.
Больное и трагическое понимание этого и выразил Пелевин в замечательной книге «Жизнь насекомых».
Но был ли Пелевин прав?
Нет конечно! Никакой жизненной правды в том что Пелевин в этой вещи написал конечно же нет.
Человек - не насекомое. Один человек «на всем белом свете» может ощутить глубину и радость бытия… И никто другой!
Звериная радость и звериное счастье - это все пустяки в сравнении с тем счастьем которое способен испытать человек.
Просто это стихийное счастье человека на земле очень трудно и понять и выразить - оно не имеет сугубо рациональных оснований.
Но оно в то же время и величественно и удивительно.
И выдающимся художникам дано это счастье земного существования человека постичь.
В этом и есть значение великого искусства в жизни человеческой. И ни в чем ином - ни в социальном обличительстве, ни в богатстве безудержной фантазии…
Любите жизнь и познавайте ее господа - через Искусство.
Свидетельство о публикации №120090406077