Дворцы Петербурга. 27. Михайловский дворец
бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2.
Построен на рубеже XVIII-XIX веков как замок на воде по заказу императора Павла I при жизни
и ставший местом его смерти.
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела,
покровителя дома Романовых, и причуде Павла I – искать великие дела,
он принял титул Великого магистра Мальтийского ордена,
и стал называть все свои дворцы «замками» - для величия своего дела.
Второе имя - «Инженерный» - произошло от находившегося там с 1819 года
Главного инженерного училища – нужного России всё больше год от года.
Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением Архангела Михаила
или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок.
По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя
называть замок «Михайловским» сразу после закладки - это был рок.
Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того,
чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции –
указанием святого.
Единственный известный случай в истории русского зодчества,
когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца того или иного,
либо по названию территории или предназначения, а в честь святого.
В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет,
Павел I обращался к различным архитектурным образцам многих веков,
увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов.
Указ о строительстве замка - многолетней мечты, вынашиваемой Павлом I многие года,
был издан в первый же месяц его царствования - 28 ноября (9 декабря) 1796 года:
«для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок.
Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Всё это должно было стоять в срок.
Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, жителям дорогой,
построенный Петром Великим в 1711 году, при слиянии Мойки с Фонтанкой.
Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, где 20 сентября (1 октября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна
родила великого князя Павла Петровича, каждый это мог знать,
и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать.
Замок строился с 1797 по 1801 год,
по распоряжению императора строительство велось днём и ночью,
так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.
Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.
8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был освящён торжественно!
После убийства императора, через 40 дней после новоселья,
Михайловский замок был покинут Романовыми
и на два десятилетия пришёл в запустение – обычаи были таковы.
Когда Александру I понадобилось для роскошного сервиза много серебра -
свадебный подарок сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов,
на переплавку пошли врата из дворцовой церкви из чистого серебра.
Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.
Не подчиниться приказанью никто не посмел даже.
В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище Санкт-Петербурга,
от которого пошло его второе название - «Инженерный» - гордость инженеров Петербурга.
В помещении императорской спальни, где был убит Павел I,
в 1858 году по указанию императора Александра II, родственника Павла,
была освящена церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1820 году Карл Росси территорию вокруг замка перепланировал.
Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны, как и планировал.
В 1829-1835 годы была произведена перестройка помещений замка для училища
и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища.
С 1918 по 1941 и с 1945 года в замке размещается военно-инженерная школа
(Ленинградское военно-инженерное училище).
Во время Великой Отечественной войны в Михайловском замке
располагался военный госпиталь – ворота тогда не были на замке.
С 1957 года по настоящее время в замке располагается ЦВМБ - книготека -
Центральная военно-морская библиотека.
В 1960 году военное ведомство освободило (за исключением ЦВМБ) замок,
в нём разместились технологические институты.
В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации и научные институты.
Треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею в 1991 году,
а всё здание (за исключением помещений ЦВМБ) передано в распоряжение музея в 1994 году.
К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован,
восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, - к юбилею награда,
а также восстановлена надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом)
и статуи со стороны Летнего сада.
Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землёй фрагменты
Воскресенского канала и Трехпролетного моста –
часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок – засияли неспроста:
торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.
В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве»,
«История замка и его обитателей», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников»
и «Открытый фонд скульптуры» - искусство о чувстве!
Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века, такая в мире была не везде.
Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость,
он является единственным в России дворцовым сооружением «замок на воде»
в стиле романтического классицизма, свойственного скорее петербургской природе.
Чтобы подчеркнуть, что Россия - великая морская держава,
замок был окружён со всех сторон наполненными водой рвами,
брустверами, чугунными решётками. подъёмными мостами,
Воскресенский канал, получивший своё название от главных замковых ворот,
проходил в непосредственной близости от главного фасада – замок был близ воды.
Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды.
Рядом с замком был возведён освящённый одновременно с замком памятник Петру I –
создателю морского могущества империи – Петру Великому.
С юга по сторонам Воскресенских ворот помещены высокие гранитные обелиски,
украшенные воинскими доспехами – окружавшие доспехи были подарены городу в награду.
В нишах у обелисков когда-то располагались статуи Аполлона Бельведерского
и Дианы (ныне они находятся в Летнем саду).
Через Воскресенские ворота по подъемному мосту можно было попасть на парадный двор.
Но через Вознесенские ворота въезжать разрешалось только императору,
членам его семьи и иностранным послам, представлявшим свой двор.
Вопреки слухам о мании преследования императора
свободный бесплатный доступ в резиденцию через другие ворота дворца
был открыт для всех его подданных - жителей Петербурга, им были открыты шедевры дворца -
они могли ознакомиться с произведениями искусства, стилем, модой, копировать любого творца.
Западный (церковный) фасад дворца выглядел наиболее нарядно,
это признавали даже профаны в архитектуре – самовлюблённые богатые невежды.
Он был украшен декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды.
На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было,
располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны
с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка).
Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма – теперь там их троны.
Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла,
ныне установленными с вызолоченным крестом на Невском проспекте
перед главным фасадом лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла.
На Центральная части южного фасада была расположена изменённая библейская цитата
(изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) -
Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней. *
Такое размещать было разрешено не каждому инрарху.
Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад - имераторский, не ниже,
Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски
напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.
Противоположный главному северный фасад, обращённый к Летнему саду,
разработан как парковый - взорам в награду!
В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, в скульптуре – не новая эра,
она ведёт в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера.
Фасад завершён богато декорированным аттиком – для очарования взгляда!
Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада.
В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви со своим архитектурным стилем -
она увенчана типично петербургским шпилем.
Помещения замка:
Общий Столовый зал. Его отделка была осуществлена в 1799-1801 годах
с использованием 2 люстр на пятьдесят свечей – света лира,
предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца
и двух каминов из сибирского порфира.
Тронная императрицы была исполнена в 1799-1801 годах.
Стены помещения были затянуты малиновым бархатом, все - словно в малиновых цветах.
Мраморная галерея – помещение, предназначавшееся для торжественного собрания
кавалеров мальтийского Ордена и, возможно, их избрания.
Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две - самого государя-императора,
одна - государыни, одна - великого князя и наследника,
и одна его брата Константина -цесаревича, залы, построенные за деньги великой России всей.
Ныне на территории дворца размещается Русский музей.
Здесь хранится самое полное собрание русского искусства, включая иконы XII века, произведения именитых живописцев XVIII-XIX веков,
всего - около полумиллиона экспонатов.
В том числе работы выдающихся советских мастеров.
Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города -
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и всегда!
На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо -
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
_____
* Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней».
Свидетельство о публикации №120090405526