Дама наносит визит
Клара Цаханассьян — это самое полное воплощение сакрального двуединства Эроса и Танатоса.
Ни один персонаж — ни литературный, ни кинематографический, ни вообще во всём мировом искусстве — не представляет собой столь глубокого постижения этого архетипа и столь аутентичного воплощения его амбивалентности.
Согласно пьесе, она старуха, и пьеса так и называется: «Визит старой дамы» (нем. «Der Besuch der alten Dame»). Но эстет Казаков сделал свою героиню женщиной средних лет, которой нет ещё и 50-ти.
И тем не менее (или, скорее, наоборот — тем паче наглядно): зрелая, цветущая Клара Цаханассьян — это сама смерть.
Но суть в том, что юная Клара Вешер — это сама жизнь, сама любовь!
И Екатерина Васильева, с присущей ей стремительностью и экспансивностью, позволяет нам со всей силой ощутить в своей героине представляемое ею невероятное — не двуединство даже, а — триединство: Жизнь, Любовь, Смерть.
Внутри Смерти живёт воспоминание о Жизни и Любви (которыми была она сама), но Любовь умерла и сменилась предприимчивостью, которая питает Ненависть и толкает к мести, подходя к последней не только по-деловому, но и художественно, эстетски-виртуозно, как к произведению искусства.
Ненависть может порождать только её — только Смерть.
Смерть Любви выжигает Жизнь внутри самой Жизни, оставляя выжженную пустыню.
Боль лелеемой и пестуемой обиды, которую постоянно кормят, культивируют, подпитывают, кидают в огонь жертвенного костра всё новые дрова — растит на месте убитой Любви жадный росток Смерти, который разрастается с чудовищной силой и ЖИЗНЕ(!)способностью.
Это пассионарный росток, росток деструкции, мертвящий души, не только ту душу, которая взрастила его внутри себя, но и окружающие души, души всего города, включая души священника и бессребреника-чудака учителя.
Боль обиды постоянно тлеет, но Клара Цаханассьян не даёт ей заглохнуть и умереть(!), она оживляет(!) её, воскрешает, поддерживает, реанимирует.
Обида — это её идол, её кумир.
Клара — язычница.
Вокруг этой античной жрицы — её технический персонал, техподдержка — Бобби и Робби.
Мужья этой фараонши — тоже словно заживо погребённые мумии, куклы, игрушки, какие-то паяцы, которых дёргают за ниточку.
Муж-актёр — словно механическая пищалка, машинка-докучалка, с одним и тем же скудным набором фраз и мелодий для нытья /наподобие Органчика в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина/.
Всё покупается и продаётся: души, тела, совесть, молодость, красота, чистота, невинность.
Покупается и бескорыстие, бессребреничество тоже продаётся.
Когда Жизнь (юная Клара Вешер) отдаёт душу Золотому Тельцу, мультимиллиардеру-старику Цаханассьяну — она становится Смертью.
Товарно-денежные отношения, возведённые на вершину, в абсолют, поставленные во главу угла, ставшие альфой и омегой жизни людей, абсолютизированные, ставшие единственной, универсальной моделью человеческих отношений, мерилом всех мотиваций и целеполаганий,
выжирают живых ранее людей изнутри, высасывают из них все живые соки, подобно туче саранчи или, скорее, несметному полчищу клещей-кровососов.
Кредиты мертвят город, превращают его в Аид, в царство мёртвых, в ужасающую территорию мёртвых душ.
Она, Клара, со своими кредитами, выхолащивает из живых людей всё живое.
Старуха-процентщица меняется местами с Раскольниковым и убивает его.
Гюллен — это модель мира, гениальное предвидение сегодняшнего дня.
20 августа 2020
Свидетельство о публикации №120090205028
Посадски Даниэль 09.07.2022 22:38 Заявить о нарушении
Но Екатерина Васильева идеальна в этой роли. Роль создана для неё, или она создана для этой роли. И такая чудесно высохшая, что тоже настолько важно в плане символики, настоящий выходец с того света. И два её плана, великолепное двоемирие: бытовой, циничный, отчасти суетливый даже, поверхностно-экстравертный, прозаично деятельный, забавный, несущий отсвет и отзвук бывшей Клары, юной Клары Вешер, рыжей любящей девчонки - как отвлекающий манёвр, усыпляющий бдительность; и второй, скрытый - инфернальный.
И в каждом она проявляется на всю катушку, отрабатывает по максимуму, выбивает сто очков из ста. Это снайпер.
Фильм — гениален, фильм — шедевр Казакова.
После Васильевой на Юлию Борисову в этой роли смотреть невозможно, я уж не говорю про Илла, партнёра Борисовой.
Забирова Ольга 10.07.2022 17:09 Заявить о нарушении
Мазуркевич в этой роли - этакая повзрослевшая и ожесточившаяся Маленькая Баба-Яга. ;)
Посадски Даниэль 10.07.2022 17:13 Заявить о нарушении
Там в горьковском тексте есть отсылка к инфернальному, когда в сумраке свечей Самгину чудится в её лице облик зловещей колдуньи.
Но менталитет другой. Она, правда, говорит: "Я не русская, я петербуржская"; но Нехаева мистик, романтик, она сентиментальна, избыточно экзальтированна, человек отнюдь не практической складки, хоть Марина Зотова и говорит о ней довольно ядовито: "Умирала, умирала... и вдруг разбогатела", с завистью рассказывая, что НЕХАЕВА ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА АМЕРИКАНСКОГО МИЛЛИОНЕРА, пароходы у него".
Даже нехаевскую эксцентричность Мазуркевич передаёт недостаточно убедительно.
Вряд ли Ирина Мазуркевич могла пройти мимо этой аналогии, тут буквально параллелизм по тексту, сюжетный.
В васильевской Кларе нет ничего жалкого, по крайней мере внешне.
Она, уверовавшая в тотальную власть денег, представляет именно американский менталитет. Это крайне важно.
Впрочем, ты же не читаешь русскую классику, игнорируешь её.
А это всё равно что игнорировать жизнь, познание её.
Забирова Ольга 10.07.2022 20:47 Заявить о нарушении
И "Мелого беса".
Кстати, когда нам во втором семестре нужно было найти для этюдов похожих на нас персонажей из русской литературы, я взяла Табаки и... Сашу Пыльникова. ;)
И играла Сашу... даже последующую биографию ему придумала.
Правда, для показа пришлось выбирать одного, и я предпочла Табаки.
Посадски Даниэль 10.07.2022 23:21 Заявить о нарушении
А Вам что, "Дом, в котором..." не нравится? :(
Посадски Даниэль 13.07.2022 15:23 Заявить о нарушении
Посадски Даниэль 13.07.2022 15:30 Заявить о нарушении
Забирова Ольга 13.07.2022 15:40 Заявить о нарушении
И к тому же задание было - найти максимально похожего на себя персонажа.
Согласитесь, что если сравнивать, то Табаки похож на меня больше, чем Саша. ;)
Посадски Даниэль 13.07.2022 15:42 Заявить о нарушении
Значит, я до сих пор чего-то в себе не понимаю... ;)
Посадски Даниэль 13.07.2022 15:57 Заявить о нарушении
Интересно, почему же всё-таки на Табаки я похожу меньше? :)
Посадски Даниэль 13.07.2022 16:05 Заявить о нарушении
Посадски Даниэль 13.07.2022 16:43 Заявить о нарушении