Дама наносит визит

   Никто не снял и не поставил эту пьесу швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта лучше, чем гениальный Михаил Козаков, и не было лучшего исполнения этого персонажа, чем гениальное исполнение Екатерины Васильевой.

   Клара Цаханассьян — это самое полное воплощение сакрального двуединства Эроса и Танатоса.
   Ни один персонаж — ни литературный, ни кинематографический, ни вообще во всём мировом искусстве — не представляет собой столь глубокого постижения этого архетипа и столь аутентичного воплощения его амбивалентности.

   Согласно пьесе, она старуха, и пьеса так и называется: «Визит старой дамы» (нем. «Der Besuch der alten Dame»). Но эстет Казаков сделал свою героиню женщиной средних лет, которой нет ещё и 50-ти.
   И тем не менее (или, скорее, наоборот — тем паче наглядно): зрелая, цветущая Клара Цаханассьян — это сама смерть.

  Но суть в том, что юная Клара Вешер — это сама жизнь, сама любовь!
И Екатерина Васильева, с присущей ей стремительностью и экспансивностью, позволяет нам со всей силой ощутить в своей героине представляемое ею невероятное — не двуединство даже, а — триединство: Жизнь, Любовь, Смерть.

   Внутри Смерти живёт воспоминание о Жизни и Любви (которыми была она сама), но Любовь умерла и сменилась предприимчивостью, которая питает Ненависть и толкает к мести, подходя к последней не только по-деловому, но и художественно, эстетски-виртуозно, как к произведению искусства.

   Ненависть может порождать только её — только Смерть.
Смерть Любви выжигает Жизнь внутри самой Жизни, оставляя выжженную пустыню.

   Боль лелеемой и пестуемой обиды, которую постоянно кормят, культивируют, подпитывают, кидают в огонь жертвенного костра всё новые дрова — растит на месте убитой Любви жадный росток Смерти, который разрастается с чудовищной силой и ЖИЗНЕ(!)способностью.
   Это пассионарный росток, росток деструкции, мертвящий души, не только ту душу, которая взрастила его внутри себя, но и окружающие души, души всего города, включая души священника и бессребреника-чудака учителя.

   Боль обиды постоянно тлеет, но Клара Цаханассьян не даёт ей заглохнуть и умереть(!), она оживляет(!) её, воскрешает, поддерживает, реанимирует.
   Обида — это её идол, её кумир.
Клара — язычница.
   Вокруг этой античной жрицы — её технический персонал, техподдержка — Бобби и Робби.

   Мужья этой фараонши — тоже словно заживо погребённые мумии, куклы, игрушки, какие-то паяцы, которых дёргают за ниточку.
Муж-актёр — словно механическая пищалка, машинка-докучалка, с одним и тем же скудным набором фраз и мелодий для нытья /наподобие Органчика в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина/.

   Всё покупается и продаётся: души, тела, совесть, молодость, красота, чистота, невинность.
Покупается и бескорыстие, бессребреничество тоже продаётся.

   Когда Жизнь (юная Клара Вешер) отдаёт душу Золотому Тельцу, мультимиллиардеру-старику Цаханассьяну — она становится Смертью.

   Товарно-денежные отношения, возведённые на вершину, в абсолют, поставленные во главу угла, ставшие альфой и омегой жизни людей, абсолютизированные, ставшие единственной, универсальной моделью человеческих отношений, мерилом всех мотиваций и целеполаганий,
выжирают живых ранее людей изнутри, высасывают из них все живые соки, подобно туче саранчи или, скорее, несметному полчищу клещей-кровососов.

   Кредиты мертвят город, превращают его в Аид, в царство мёртвых, в ужасающую территорию мёртвых душ.

   Она, Клара, со своими кредитами, выхолащивает из живых людей всё живое.

   Старуха-процентщица меняется местами с Раскольниковым и убивает его.

    Гюллен — это модель мира, гениальное предвидение сегодняшнего дня.



                20 августа 2020

   


Рецензии
Только что из театра - смотрела "Визит дамы" с Ириной Мазуркевич в главной роли. ;)

Посадски Даниэль   09.07.2022 22:38     Заявить о нарушении
Мазуркевич очень сильная актриса. И умная, что бывает крайне редко.
Но Екатерина Васильева идеальна в этой роли. Роль создана для неё, или она создана для этой роли. И такая чудесно высохшая, что тоже настолько важно в плане символики, настоящий выходец с того света. И два её плана, великолепное двоемирие: бытовой, циничный, отчасти суетливый даже, поверхностно-экстравертный, прозаично деятельный, забавный, несущий отсвет и отзвук бывшей Клары, юной Клары Вешер, рыжей любящей девчонки - как отвлекающий манёвр, усыпляющий бдительность; и второй, скрытый - инфернальный.
И в каждом она проявляется на всю катушку, отрабатывает по максимуму, выбивает сто очков из ста. Это снайпер.
Фильм — гениален, фильм — шедевр Казакова.
После Васильевой на Юлию Борисову в этой роли смотреть невозможно, я уж не говорю про Илла, партнёра Борисовой.

Забирова Ольга   10.07.2022 17:09   Заявить о нарушении
Фильм я обожаю, Екатерину Васильеву почитаю гением; но посмотреть иную интерпретацию в живом театре было чрезвычайно интересно. :)
Мазуркевич в этой роли - этакая повзрослевшая и ожесточившаяся Маленькая Баба-Яга. ;)

Посадски Даниэль   10.07.2022 17:13   Заявить о нарушении
Подозреваю, что в Кларе Цаханассьян она (Мазуркевич) играла эту ипостась постаревшей Серафимы Нехаевой.
Там в горьковском тексте есть отсылка к инфернальному, когда в сумраке свечей Самгину чудится в её лице облик зловещей колдуньи.
Но менталитет другой. Она, правда, говорит: "Я не русская, я петербуржская"; но Нехаева мистик, романтик, она сентиментальна, избыточно экзальтированна, человек отнюдь не практической складки, хоть Марина Зотова и говорит о ней довольно ядовито: "Умирала, умирала... и вдруг разбогатела", с завистью рассказывая, что НЕХАЕВА ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА АМЕРИКАНСКОГО МИЛЛИОНЕРА, пароходы у него".
Даже нехаевскую эксцентричность Мазуркевич передаёт недостаточно убедительно.
Вряд ли Ирина Мазуркевич могла пройти мимо этой аналогии, тут буквально параллелизм по тексту, сюжетный.

В васильевской Кларе нет ничего жалкого, по крайней мере внешне.
Она, уверовавшая в тотальную власть денег, представляет именно американский менталитет. Это крайне важно.

Впрочем, ты же не читаешь русскую классику, игнорируешь её.
А это всё равно что игнорировать жизнь, познание её.

Забирова Ольга   10.07.2022 20:47   Заявить о нарушении
Ну, "Клима Самгина" я всё-таки честно прочитала. Благодаря Вам.:)
И "Мелого беса".
Кстати, когда нам во втором семестре нужно было найти для этюдов похожих на нас персонажей из русской литературы, я взяла Табаки и... Сашу Пыльникова. ;)
И играла Сашу... даже последующую биографию ему придумала.
Правда, для показа пришлось выбирать одного, и я предпочла Табаки.

Посадски Даниэль   10.07.2022 23:21   Заявить о нарушении
Вот именно.)) Кто бы сомневался.(: )

Забирова Ольга   13.07.2022 14:01   Заявить о нарушении
*С интонацией Иванушки Бездомного, вопрошающего Мастера о своих стихах*

А Вам что, "Дом, в котором..." не нравится? :(

Посадски Даниэль   13.07.2022 15:23   Заявить о нарушении
Ты вообще чувствуешь градацию масштабов?

Забирова Ольга   13.07.2022 15:24   Заявить о нарушении
Боюсь, что в данном случае этому препятствует масштаб субъективного острого эмоционального отношения.

Посадски Даниэль   13.07.2022 15:30   Заявить о нарушении
Когда ж ты наконец изживёшь в себе этот постыдный инфантилизм?

Забирова Ольга   13.07.2022 15:40   Заявить о нарушении
Когда встречаешь что-то настолько СВОЁ... уже не до масштабов.

И к тому же задание было - найти максимально похожего на себя персонажа.
Согласитесь, что если сравнивать, то Табаки похож на меня больше, чем Саша. ;)

Посадски Даниэль   13.07.2022 15:42   Заявить о нарушении
Ни разу не соглашусь, помилуй.

Забирова Ольга   13.07.2022 15:48   Заявить о нарушении
Неожиданно. :)
Значит, я до сих пор чего-то в себе не понимаю... ;)

Посадски Даниэль   13.07.2022 15:57   Заявить о нарушении
Результат проигнорированной русской классики.

Забирова Ольга   13.07.2022 15:59   Заявить о нарушении
Значит, понимают себя лишь знатоки русской классики? ;)

Интересно, почему же всё-таки на Табаки я похожу меньше? :)

Посадски Даниэль   13.07.2022 16:05   Заявить о нарушении
По кочану.

Забирова Ольга   13.07.2022 16:21   Заявить о нарушении
Потому что ты человек, насколько я могу судить.

Забирова Ольга   13.07.2022 16:29   Заявить о нарушении
Так речь не о видовой принадлежности, а о характере и образе. ;)

Посадски Даниэль   13.07.2022 16:43   Заявить о нарушении
Характер и образ твари.

Забирова Ольга   13.07.2022 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.