Страдательный залог русского народа

Очерк

Подспудно, где-то глубоко в подсознании русского человека укоренилась давным-давно ощущение пассивного реагирования на происходящее вокруг. Пассивность в нашем случае никак не коррелирует с масштабом такого реагирования, напротив, часто реакция на что-то внешнее даёт во много раз больший деятельностный выхлоп. С чего я собственно делаю такой вывод и какова эвристическая (историко-социологическая) польза от такого заключения? <...>
В отношении нашей истории вроде бы всё гладко получается: татаро-монголы были плохие (потому что захватчики), поляки с литовцами тоже гады (до Смуты, во время Смуты и после Смуты), турки вообще сволочи, даже французы подлецы (это я про 1812 год, разумеется), ну а немцы и весь их подкаблучно-сателлитовый сброд – вообще без комментариев! Вроде бы всё верно. Всё правильно.
Но вот позвольте процитировать одного хорошего историка, которого, надеюсь, все здесь присутствующие знают. Он пишет следующее:
«Когда читатель нашего времени покупает и открывает новую книгу по истории или этнографии, он не уверен, что прочтёт ее даже до середины. Книга может показаться ему скучной, бессмысленной или просто не отвечающей его вкусу. Но читателю-то ещё хорошо: он просто потерял два-три рубля, а каково автору? Сборы сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за письменном столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг все впустую – книга неинтересна! Она лежит в библиотеках… и ее никто не берет. Значит, жизнь прошла даром.
Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого результата. Но какие? За время обучения в университете и в аспирантуре будущему автору нередко внушается мысль, что его задача – выписать как можно больше цитат из источников, сложить их в каком-либо порядке и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. А крестьянам жилось хуже.
Все это, конечно, правильно, но вот беда – читать про это никто не хочет, даже сам автор. Во-первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И, наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымирания их членов заведомо не было».
Вы, конечно, узнали, это Лев Гумилёв, начало его бессмертной книги «Этногенез и биосфера Земли». Я просто хочу провести достаточно простую параллель с его ходом мысли, а именно: мы вступили в эпоху, когда величие наших предков де-факто не является само по себе руководством к действию, если не сказать ХУЖЕ!.. А сказать хуже придётся, потому что я не люблю врать. Мы по большому счёту перестали уважать нашу историю и великие события прошлого, и что бы там ни твердили официальные болтуны от власти и ура-патриоты, дело с каждым десятилетием обстоит всё хуже и хуже. Я возьму лишь несколько аспектов этого «ухудшения» и проанализирую их. Вот, к примеру, ситуация во многом похожа на День ВДВ, до смешного похожа: общие потери личного состава и ветеранов десантников в день празднования неизмеримо выше обычного (среднестатистического) трудового дня, боевого дня! В частности, по причине гигантского количества выпитого спиртного. Получается, память о прошлом подрывает и дискредитирует наше настоящее состояние (наш интеллект, нашу иммунную систему, наше моральное сознание и т.д.). То есть возникает парадоксальная ситуация: мы в тот день, когда обязаны отдать долг памяти нашим великим предкам, становимся не сильнее, а СЛАБЕЕ, а некоторые из нас ещё и гибнут в этот день! Я, друзья мои, не понимаю (как человек, связанный с исторической наукой), зачем это надо? Я даже не против официальных парадов, где-то во мне тоже сидит имперский дух исконно русского человека. Да и по простой логике вещей: МОЩЬ надо демонстрировать! Не следует на фоне мощи прошлого становиться немощью!.. Мы нынешние – немощь в чистом виде (извините, я в первую очередь про мужскую часть аудитории). И мы можем сколько угодно ругать нашу нынешнюю власть за её нечестность, за всеобщую коррумпированность, за подмену ценностей, за двойные стандарты практически во всех сферах нашей жизни и многое за что ещё!
<...>
Но это внешняя сторона по отношению к каждому из нас. А что у нас внутри? У каждого из нас, извините, что за душой? Кто честно признается, что он в любой момент спокойно отдаст жизнь «за други своя», за Родину? Я Гумилёва не просто так привёл, у него, в частности, очень важная мысль проходит через многие произведения: этнос в определённые периоды совершает по историческим меркам неимоверно трудную и титаническую по масштабам работу, а потом вдруг ни с того ни с сего хиреет и исчезает – сходит с исторической арены в никуда. Хотите, я отвечу на вопрос: ПОЧЕМУ так происходит? Потому что пусть не всем, но почти КАЖДОМУ становится наплевать на своё будущее. Очень конкретно: наплевать на своё личное завтра. Но мы знаем, что: «Единица – ноль, единица – вздор...» А когда миллионам наплевать на своё личное будущее, тогда весь народ начинает своё неизбежное соскальзывание в тартарары. Дело даже не в идеологиях (хотя они тоже чрезвычайно важны, особенно для таких народов, как русские!), дело в индивидуальном самоуважении. Мне здесь очень важно донести ключевую мысль до тебя, читатель!
Мысль фантастическая и много лет преследующая меня, бьющая меня по затылку в самые неподходящие моменты. Знаете, каков принцип лазера? Откуда его мощь? Первоисточником генерации мощных лазеров является процесс спонтанного излучения, поэтому для обеспечения преемственности поколений фотонов необходимо существование положительной обратной связи, за счёт которой уже испущенные фотоны вызывают последующие разряды индуцированного излучения. В истории этот принцип – лазера – тоже действует неукоснительно. Либо большинство синхронно «спивается» (в самом широком понимании этого слова), либо синхронно устремляется к новым горизонтам и вершинам (я эту тему в других статьях развивал специально). Миллионы китайцев одновременно выходят на свежий воздух и занимаются своим ушу, не из-под палки, а потому что в этом часть смысла их жизни. Хотя, понятное дело, китайцев-алкоголиков и китайцев-наркоманов не один и не два миллиона. Значит возможно пойти ещё дальше. Коллективная воля – самый мощный инструмент истории. Здесь возможно действительно ВСЁ.
И вернёмся к нашим овцам. Какова психология среднестатистического человека, хорошо видно по одному примеру. В одной из многих частных бесед в ответ на мои сожаления, что наш общий знакомый (49 лет) снова в глубоком запое «с горя после смерти матери», моя собеседница, молодая непьющая женщина, мать и жена вполне адекватного молодого человека с высшим образованием, не безработного, отвечает мне совершенно обыденным тоном: «Так что же ему ещё остаётся делать? У него ведь горе!» То есть я хочу сказать, что в норме средний россиянин не видит и не хочет по большому счёту искать иных путей выразить своё индивидуальное горе или иное депрессивное состояние, кроме как напиться и потерять остаток здравого суждения. Таких примеров, как вы понимаете, миллионы по нашей стране. Значит, выходит, это нормально? У нас только по официальным данным около 1,5 млн. алкоголиков, а ежегодно только от употребления спиртных напитков умирает примерно 50 тыс. человек.
А может быть нам пора уже серьёзно задуматься о пересмотре отношения к себе? Мы хотим оставаться людьми или мы уже входим в фазу обскурации?
Воинской славы у России более чем достаточно, но если к перспективам перейти? Странно всё это, ребята: получается, подводим мы дедов наших. ОНИ создали, ОНИ отстояли, ОНИ выдержали, а мы не уберегли, да ещё разбазарить позволили негодяям из класса нынешних олигархов и управленцев-менеджеров. Гордости за прошлое хоть отбавляй, а что мы сами из себя представляем, на минуточку? Может быть, кто-то скажет, мол ты не обобщай, пожалуйста. А я именно обобщить хочу, определить средний градус по нашей мечущейся в лихорадке стране. И лихорадка – это, естественно, не коронавирус вовсе и не прочая инфекция. Лично я инфекций никогда не пугался, да и они меня не очень жалуют, не пристаёт ко мне зараза. Но маску исправно ношу и носить буду, потому что только дисциплиной можно что-то сделать, в первую очередь – самодисциплиной. Куда же её направить, дисциплину эту? - спросит кто-нибудь другой. А для начала, хотя бы бросить пить, слабо или как? Вот вообще – бросить и не прикасаться! Я и сам вижу, что слабо... Третий отреагирует: но деды побеждали ведь с куревом, все почти смолили в ту пору? Верно, точно говоришь. Только прошу не забывать, что в те времена клерков и прочих урбанистических новообразований было совсем немного, а компьютеров и вообще не было – в лучшем случае печатные машинки. Ни интернета, ни чатов, ни соцсетей, ни прочего мусора. Люди на свежем воздухе трудились, в сельской местности в СССР проживало до войны больше половины населения…
А Вы, гражданин четвёртый, тоже не сомневайтесь: вот я пишу сейчас эти умозаключения, а вокруг меня моя семья, я не затворник какой, который из кельи лишь других поучает, а сам мечтатель-идеалист бесплодный.
А если вернуться к нашим недостаткам, то помимо отсутствия самодисциплины имеет смысл поговорить о волевых качествах нашего народа. Мы и их растеряли вместе с верой в светлое будущее, над которым (будущим) сами же и смеёмся, глупцы!
Все победы нашей страны – это победы прошлого, не нынешнего поколения. А нынешнее поколение в основном терпит поражения, и главное из наших поражений – мы вымираем, у нас слабенькая нездоровая семья, у среднего мужика нет ни духа, ни стержня, только руки дрожат от злобы и бессилия. А злоба и гнев, как известно, плохой советчик.
Воля всегда формируется и цементируется вокруг устойчивого смысла развития. Смысл также неотделим от цели (целей) как образа желаемого и при этом достигаемого будущего. То есть настоящие, продуктивные смыслы всегда опираются на прошлое, но устремлены в будущее. В этом смысле идеология, даже не самая лучшая, много лучше для нации, чем самые красивые либерально-освободительные фантазии. Где же наша устремлённость? Её нет вообще!
<...>
                Осень 2018 года


Рецензии