Под охранной грамотой 9, у дожей дождя
"...как мало нужно гению для того, чтоб взорваться."
Эта фраза из "Охранной грамоты" Пастернака, казалось бы вновь возвращает меня и читателя к Ван Гогу (и взрыв увидели слепые), ан нет. Здесь речь идёт не о несостоявшемся при жизни художнике, а о признанных своим временем и весьма прилично оплачиваемых бомондом мастерах, украшавших дворцы дожей в Венеции.
...дворец дожей
из дождика сложен
из радуги помнящей облака цвет
которое вдруг облекло белый свет
которое вдруг увлекло в менуэт
которое с плачем вдруг вылилось всё же
дожди уложив в эти камушки дожей
а был просто дождь -
вот же!
Разумеется, это не реальность, а впечатление человека, который видел Венецию только на картинах, этот этюд посвящён картине Клода Моне, "Дворец Дожей с острова Сан-Джорджио Маджоре". Венеция, 1908 г. Борис Пастернак видел дворцы дожей не издали, он ощутил наощупь, всеми фибрами души, включая "живописный инстинкт":
ОГ: "Я глядел на это зрелище глубже и более расплывчато, нежели это выразят теперь мои формулировки. Я не старался осознать увиденное в том направленьи, в каком его сейчас истолкую. Но впечатления сами отложились у меня сходным образом в течение лет, и в своем сжатом заключении я не удалюсь от правды.
Я увидел, какое наблюдение первым поражает живописный инстинкт. Как вдруг постигается, каково становится видимому, когда его начинают видеть. Будучи запримечена, природа расступается послушным простором повести, и в этом состоянии ее, как сонную, тихо вносят на полотно."
...сны не убивают, это главное. опровергни, если не уснёшь
сны не успевают в дальнем плавании между скалами Зло и Ложь
сны не завивают кудряшки славные, просыпаешься вечно - как ёж
сны не забывают самое стародавнее, аукаются песенки идёшь-поёшь
снам легко научиться, наивным-девичьим, башмачок через плечо
нам не спать в медуницах, и дождь на мельнице, майский ещё
самовар в саду горячится, угольки играют в фееричи, шепчут так горячо -
что может случиться с певчими, непевчими, с чуть зелёным от травы лучом
ОГ: "Я узнал далее, какой синкретизм сопутствует расцвету мастерства, когда при достигнутом тождестве художника и живописной стихии становится невозможным сказать, кто из троих и в чью пользу проявляет себя всего деятельнее на полотне - исполнитель, исполненное или предмет исполнения. Именно благодаря этой путанице мыслимы недоразуменья, при которых время, позируя художнику, может вообразить, будто подымает его до своего преходящего величья."
...время позирует и неуверенно, и дозированно.
Синус синкретики стал пульсировать, словно слоны проходят сквозь сны.
Снова ухо Ван Гога ноет, анатомированно.
Странное ощущение, звук отделённый от тишины.
...время фиксирует четкие точные строчки.
Синус синкретики роет в инферно дорогу в рай, и наверно так жарко поэтому.
Пот осторожности, бремя посредственности непорочной.
То, что мешает этому мальчику стать свободой поэта?
...время спонсирует и неуверенно, и дозированно.
Стоит ли вкладывать в этого реалиста троянский вирус осени гения?
Снова ухо Ван Гога ноет, анатомированно.
Сильно болят глаза, как будто уже просветление.
ОГ: "Наконец, недостаточно оценив эти впечатления в то время, я узнал, как мало нужно гению для того, чтоб взорваться."
/ОГ.
...какая-то тихая-тихая осень
Назавтра. И сны сквозь туман тишины
Которые стали бы очень важны
И стали бы сталью,
И мачтой и осью,
Когда бы остались,
Когда бы слетались,
Как желтые листья на площадь бумаги
Как поступью лисьей на рощу варяги
Какая-то тихая-тихая морось
И смесь-полувзвесь сквозь качания света
Как будто прикрыта рукой сигарета
И смех неуместный,
И тень разговора,
И точка-каденция
Кода Венеции,
Так желтые стаи со вспыхнувшей рощи
Вокзал заливают всей солнечной мощью
...так тихо взрывались сверхновые звёзды,
так просто
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №120083104922