Под охранной грамотой 8, сила и символ
В начале "Охранной грамоты" я сказал, что временами любовь обгоняла солнце. Я имел в виду ту очевидность чувства, которая каждое утро опережала все окружающее с достоверностью вести, только что в сотый раз наново подтвержденной. В сравненьи с ней даже восход солнца приобретал характер городской новости, еще требующей поверки. Другими словами, я имел в виду очевидность силы, перевешивающую очевидность света.
...над плетнем симфонии загоралось солнце Ван Гога.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/
Там гонг
- Ван Гог! -
где наносит удар ответный солнечный бог
Но остановиться
и не молиться
кто бы
ты бы - мог?
-О-.
Оранжевое Солнце Юга!
О! - ослепительный Огонь!
На угли тлеющего круга
Кладу молящую ладонь
Обороти мне пальцы в кисти.
Плавлёным золотом наполни.
О - Родина! О - Свет! О- Истина! -
Я блудный сын твой, твой Подсолнух
Я рыжестью твоей пронизан.
И твой запал - моя рука! -
Швыряет в небо кипарисы
Горстями красного песка!
Клокочущим протуберанцем
Вполнеба взорваны стволы
Закрученные вихрем танца
Фанданго сожиганья мглы!
И звёзды хлынули напалмом
Разбрызгивая красный сок
По жадным лозам: "Мало! Мало!"
Багровым стёрло горизонт
И рыжим охватило крыши
Горящих
облаков
ступени
О - ШАР ОГНЯ - ты ближе, ближе
Вот руки - дай воспламененье
Отверзни же уста тупые
(и взрыв увидели слепые)
O-2-О
Там гонг
- Ван Гог! -
где наносит удар ответный солнечный бог
Но остановиться
и не молиться
кто бы
ты бы - мог?
Куросава
удар упредил
уклонился, падая вправо
как истинный сын самурая солнечный меч встречая
А Ван Гог умолк
он как будто от солнца ослеп
он упал на желтое поле, как колоса голос,
как шелест, с которым ложится на сердце дождь, а на серп сжатый хлеб
А вороны красные
Завертелись смертельным смерчем, феерией праздника
И запомнилась мне из криков поверх арены одна только фраза
"Здравствуй, матадор мой ласковый"
И негромко так было сказано,
Тихо, с шорохом и хорошо
серый холст толсто краской намазано
И сразу ушла круговерть
А я думал они приходят по-разному
Что они не одним миром мазаны
И любовь
И смерть
О-3-O
здравствуй, матадор мой ласковый
торо, убийца, торо!
мечутся лица красные:
скоро? скоро ли? скоро?
Желтый Подсолнух глянцевый
плещется в волнах свиста
-и-
камертоном танца
пьяные кипарисы
но
тишиной звенящей
гидра голов беременна
если
камнем из пращи
черный бык на арене
прошелестело тело прообразиной танка
женщина побледнела
с ней
ты вчера
фанданго
О-4-О
о, -
отрезвленье боли
скажет кто, наконец
это бредет по полю
Сеятель? Или - Жнец.
глухо (в обрезок уха)
в шуме
ш-шу-ш-шепоток:
"как ты спокойно умер
рыжий Винсент Ван-Гог..."
О часов О минут
Отчего печальна полночь?
От кого письмо стучится?
От того ли сон не вспомню
Что не нужно то, что снится?
...снились раненые птицы
0пять он
Там гонг - Ван-Гог.
И проснулся уже окончательно и отключил на стопкадре вчера остановленный фильм Куросавы.
А во сне я остался в холсте и легко было мне, ибо стал силуэтом под солнечным светом, и мне так было радужно сеять по теплому полю подсолнушка черные зерна.
И трезвый Скорцезе рассказывал нервно о том, что наверное, каждую женщину не Маргаритою надобно звать, а Марией.
И птицы вернулись, живые!
*
Если бы при знаньях, способностях и досуге я задумал теперь писать творческую эстетику, я построил бы ее на двух понятьях, на понятьях силы и символа. Я показал бы, что, отличье от науки, берущей природу в разрезе светового столба, искусство интересуется жизнью при прохожденьи сквозь нее луча силового. Понятье силы я взял бы в том же широчайшем смысле, в каком берет его теоретическая физика, с той только разницей, что речь шла бы не о принципе силы а о ее голосе, о ее присутствии. Я пояснил бы, что в рамках самосознанья сила называется чувством.
Когда мы воображаем, будто в Тристане, Ромео и Юлии других памятниках изображается сильная страсть, мы недооцениваем содержанья. Их тема шире, чем эта сильная тема. Тема их - тема силы.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/
СИЛЫ ЧУВСТВА.
Прямая речь чувства иносказательна, и ее нечем заменить.* (см. ниже)
Снова гадкий утенок Ван-Гог
Красит золотом серые перья
Словно милость свою дарит Бог
Тем, кто любит, надеется, верит
Сколько нас убивали с тобой
Били клювами глупых и грешных
Столько раз возвращалась Любовь
И отчаянно тихая нежность
Новый гадкий утенок Ван-Гог
Чешую скорлупы отчищает -
"...я ушел бы от вас, если б мог
Но зачем-то опять возвращаюсь..."
*
Прямая речь чувства иносказательна, и ее нечем заменить.*
_________________________________
*Опасаясь недоразумений, напомню. Я говорю не о материальном содержании искусства, не о сторонах его наполненья, а о смысле его явленья, о его месте в жизни. Отдельные образы сами по себе - воззрительны и зиждутся на световой аналогии. Отдельные слова искусства, как к понятья, живут познаньем. Но не поддающееся цитированью слово всего искусства состоит в движенья самого иносказанья, и это слово символически говорит о силе.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/
фрагмент 9 http://stihi.ru/2020/08/31/4922
Свидетельство о публикации №120083008656
По-твоему - что получается из этого препарата от Пастернака в качестве приправы характера если не поясняющего, то оттеняющего смыслы движения сюжета?
Михаил Просперо 01.09.2020 07:02 Заявить о нарушении