Под охранной грамотой 8, сила и символ

Фрагмент 7 http://stihi.ru/2020/08/29/8390

В начале "Охранной грамоты" я сказал, что временами любовь обгоняла солнце. Я имел в виду ту очевидность чувства, которая каждое утро опережала все окружающее с достоверностью вести, только что в сотый раз наново подтвержденной. В сравненьи с ней даже восход солнца приобретал характер городской новости, еще требующей поверки. Другими словами, я имел в виду очевидность силы, перевешивающую очевидность света.
...над плетнем симфонии загоралось солнце Ван Гога.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/


Там гонг
- Ван Гог! -
где наносит удар ответный солнечный бог
Но остановиться
и не молиться
кто бы
ты бы - мог?

 -О-.

Оранжевое Солнце Юга!
О! - ослепительный Огонь!
На угли тлеющего круга
Кладу молящую ладонь

Обороти мне пальцы в кисти.
Плавлёным золотом наполни.
О - Родина! О - Свет! О- Истина! -
Я блудный сын твой, твой Подсолнух

Я рыжестью твоей пронизан.
И твой запал - моя рука! -
Швыряет в небо кипарисы
Горстями красного песка!

Клокочущим протуберанцем
Вполнеба взорваны стволы
Закрученные вихрем танца
Фанданго сожиганья мглы!

И звёзды хлынули напалмом
Разбрызгивая красный сок
По жадным лозам: "Мало! Мало!"
Багровым стёрло горизонт

И рыжим охватило крыши
Горящих
    облаков
         ступени
О - ШАР ОГНЯ - ты ближе, ближе
  Вот руки - дай воспламененье

Отверзни же уста тупые
 (и взрыв увидели слепые)

 O-2-О

Там гонг
- Ван Гог! -
где наносит удар ответный солнечный бог
Но остановиться
и не молиться
кто бы
ты бы - мог?

Куросава
удар упредил
уклонился, падая вправо
как истинный сын самурая солнечный меч встречая

А Ван Гог умолк
он как будто от солнца ослеп
он упал на желтое поле, как колоса голос,
как шелест, с которым ложится на сердце дождь, а на серп сжатый хлеб

А вороны красные
Завертелись смертельным смерчем, феерией праздника
И запомнилась мне из криков поверх арены одна только фраза
"Здравствуй, матадор мой ласковый"

И негромко так было сказано,
Тихо, с шорохом и хорошо
серый холст толсто краской намазано
И сразу ушла круговерть

А я думал они приходят по-разному
Что они не одним миром мазаны
И любовь
И смерть

О-3-O

здравствуй, матадор мой ласковый
торо, убийца, торо!

мечутся лица красные:
скоро? скоро ли? скоро?
Желтый Подсолнух глянцевый
плещется в волнах свиста
 -и-
камертоном танца
пьяные кипарисы

но
тишиной звенящей
гидра голов беременна
если
камнем из пращи
черный бык на арене

прошелестело тело прообразиной танка

женщина побледнела
с ней
ты вчера
фанданго

 О-4-О

о, -
отрезвленье боли
скажет кто, наконец
это бредет по полю
Сеятель? Или - Жнец.

глухо (в обрезок уха)
в шуме
ш-шу-ш-шепоток:
"как ты спокойно умер
рыжий Винсент Ван-Гог..."


 О часов О минут

Отчего печальна полночь?
От кого письмо стучится?
От того ли сон не вспомню
Что не нужно то, что снится?
...снились раненые птицы

0пять он

Там гонг - Ван-Гог.
И проснулся уже окончательно и отключил на стопкадре вчера остановленный фильм Куросавы.
А во сне я остался в холсте и легко было мне, ибо стал силуэтом под солнечным светом, и мне так было радужно сеять по теплому полю подсолнушка черные зерна.
И трезвый Скорцезе рассказывал нервно о том, что наверное, каждую женщину не Маргаритою надобно звать, а Марией.
И птицы вернулись, живые!

*

Если бы при знаньях, способностях и досуге я задумал теперь писать творческую эстетику, я построил бы ее на двух понятьях, на понятьях силы и символа. Я показал бы, что, отличье от науки, берущей природу в разрезе светового столба, искусство интересуется жизнью при прохожденьи сквозь нее луча силового. Понятье силы я взял бы в том же широчайшем смысле, в каком берет его теоретическая физика, с той только разницей, что речь шла бы не о принципе силы а о ее голосе, о ее присутствии. Я пояснил бы, что в рамках самосознанья сила называется чувством.

Когда мы воображаем, будто в Тристане, Ромео и Юлии других памятниках изображается сильная страсть, мы недооцениваем содержанья. Их тема шире, чем эта сильная тема. Тема их - тема силы.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/

СИЛЫ ЧУВСТВА.

Прямая речь чувства иносказательна, и ее нечем заменить.* (см. ниже)

Снова гадкий утенок Ван-Гог
Красит золотом серые перья
Словно милость свою дарит Бог
Тем, кто любит, надеется, верит

Сколько нас убивали с тобой
Били клювами глупых и грешных
Столько раз возвращалась Любовь
И отчаянно тихая нежность

Новый гадкий утенок Ван-Гог
Чешую скорлупы отчищает -
"...я ушел бы от вас, если б мог
Но зачем-то опять возвращаюсь..."

*

Прямая речь чувства иносказательна, и ее нечем заменить.*
_________________________________
*Опасаясь недоразумений, напомню. Я говорю не о материальном содержании искусства, не о сторонах его наполненья, а о смысле его явленья, о его месте в жизни. Отдельные образы сами по себе - воззрительны и зиждутся на световой аналогии. Отдельные слова искусства, как к понятья, живут познаньем. Но не поддающееся цитированью слово всего искусства состоит в движенья самого иносказанья, и это слово символически говорит о силе.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/


фрагмент 9 http://stihi.ru/2020/08/31/4922


Рецензии
Здорово написал, Миша!

Улекса фон Лу   31.08.2020 13:51     Заявить о нарушении
Да что-то ты одна и отозвалась, Лара.
По-твоему - что получается из этого препарата от Пастернака в качестве приправы характера если не поясняющего, то оттеняющего смыслы движения сюжета?

Михаил Просперо   01.09.2020 07:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.